понедельник, 28 сентября 2020 г.

"Мы за ценой не постоим" Песни Победы

 Продолжаем публикацию серии «Песни Победы».

Песня Булата Окуджавы о десятом десантном батальоне была написана после войны, но её с уверенностью можно причислить к песням Победы. Маршевый вариант мелодии Окуджавы был использован для ряда Парадов Победы на Красной Площади.

 

МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ

Слова и музыка Б. Окуджава


 

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут,

И только мы плечом к плечу

Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей родиною дым,

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех – мы за ценой не постоим.

 

Нас ждет огонь смертельный,

И все ж бессилен он.

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный

Десятый наш десантный батальон.

 

Едва огонь угас –

Звучит другой приказ,

И почтальон сойдет с ума,

Разыскивая нас.

Взлетает красная ракета,

Бьет пулемет, неутомим…

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех – мы за ценой не постоим.

 

Нас ждет огонь смертельный,

И все ж бессилен он.

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный

Десятый наш десантный батальон.

 

От Курска и Орла

Война нас довела

До самых вражеских ворот –

Такие, брат, дела.

Когда-нибудь мы вспомним это –

И не поверится самим…

А нынче нам нужна одна победа,

Одна на всех – мы за ценой не постоим.

 

Нас ждет огонь смертельный,

И все ж бессилен он.

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный

Десятый наш десантный батальон.

Песня «Мы за ценой не постоим» была написана специально для фильма «Белорусский вокзал». Булат Окуджава рассказывал:

Песню к кинофильму «Белорусский вокзал» я писал по заказу. Ко мне обратился режиссер Андрей Смирнов и попросил написать песню для его фильма. Мне хотелось выполнить его просьбу, и я стал пробовать. Далеко не сразу, но у меня появилась первая строчка: «Здесь птицы не поют, деревья не растут…» Появилась и мелодия. Ее я не собирался предлагать, я знал, что над музыкой к фильму работает замечательный композитор Альфред Шнитке. Но под эту мелодию мне было легче сочинять. Я приехал на студию. Был Смирнов, был Шнитке и еще несколько человек из съемочной группы. И стоял в комнате рояль. Я говорю: «Вы знаете, у меня вместе со стихами родилась мелодия. Я вам ее не предлагаю, но мне как-то легче под нее вам эти стихи исполнять». Очень робея и конфузясь перед Шнитке, я стал одним пальцем тыкать по клавишам рояля и дрожащим от волнения голосом петь. Пою, а они сидят все такие мрачные, замкнутые… Еле-еле допел до конца, говорил: «Ну, музыка, конечно, не получилась, но слова, может быть, можно…» Смирнов говорит: «Да, конечно, не получилась…» И вдруг Шнитке встает: «А по-моему, даже очень получилась, спойте-ка еще раз». И тогда я, ободренный неожиданной похвалой, ударил по клавишам и запел уже смелее. И все стали подпевать, и когда допели, то оказалось, что песня всем понравилась.

 

Подготовила Инна Олеговна Дрыжак

Комментариев нет:

Отправить комментарий