среда, 2 февраля 2022 г.

Немецкие антифашисты в Сталинградской битве

 Сталинградская битва стала отправной точкой для победоносного шествия нашей армии на Берлин, поэтому она привлекает внимание историков и всех тех, для кого дорога память солдат Великой Отечественной войны.

Но восприятие Сталинградской битвы нельзя назвать панорамным. В центре внимания постоянно находятся одни и те же темы и вопросы. Хотелось бы расширить кругозор людей, проявляющих интерес к этой странице нашей истории, предложив их вниманию статью В. А. Читчян, посвящённую участию с битве на Волге немецких антифашистов.

 

В. А. Читчян

НЕМЕЦКИЕ АНТИФАШИСТЫ В СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ

Прошли десятилетия после событий Сталинградской битвы, но многие документы о ней ещё не изучены, сотни тысяч фактов ещё не описаны. Особенно это относится к деятельности видных немецких антифашистов, работавших в дни битвы на Сталинградском и Донском фронтах. Между тем, освещение деятельности немецких антифашистов позволяет проследить эволюцию взглядов солдат и офицеров вермахта от фанатичной преданности до разрыва с гитлеризмом, увидеть новые критерии для понимания немцами всей войны.

На Сталинградском фронте для пропагандистской работы видные немецкие антифашистские деятели прибыли в момент контрнаступления в начале декабря 1942 г. Это были: бывший депутат от рейхстага и КПГ[1] Вальтер Ульбрихт, поэт Эрих Вайнерт и писатель Вили Бредель. Группу анитифашистов принял Военный Совет Сталинградского фронта. В конце декабря 1942 г. к группе присоединился сотрудник Главного Политического управления РККА Артур Пик [2]. В монографии академика А. М. Самсонова «Сталинградская битва» приводится факт прибытия четырех вышеназванных антифашистов в Сталинград в декабре 1942 г. по линии Коминтерна. Однако источники свидетельствуют о том, что Артур Пик участвовал в Сталинградской битве как старший политрук ГПУ РККА[2] вместе со старшим батальонным комиссаром К. Л. Селезневым [2]. В 1933 г. фашистские власти объявили о лишении германского гражданства многих деятелей КПГ, в том числе и Артура Пика, и он принял советское гражданство. СССР стал его второй родиной.

А. С. Чуянов, секретарь Сталинградского обкома и горкома партии, член Военного Совета Сталинградского военного округа, вспоминает о пребывании немецких антифашистов в Сталинграде: «С первых же дней мы почувствовали, каких ценных работников приобрели» [8].

Артур Пик собирал присылаемые с фронта трофейные письма, дневники, приказы и донесения, газеты и журналы, протоколы допросов военнопленных, а затем анализировал их. Он составил подробную «Памятку» для офицеров, которые вели политический допрос пленных, и насытил её детальнейшими вопросами об обстановке в различных районах Германии, о действиях фашистских властей, настроении населения и солдат.

Одним из первых Артур Пик предложил выявить антивоенно и антифашистски настроенных пленных, систематически работать с ними, воспитывать из них кадры будущих пропагандистов на фронте и за линией фронта. Услышав первые его слова, солдаты понимали, что перед ними соотечественник. «Ведь вы же немец?» - спрашивали они у него. «Да, я немец», - отвечал он, - и именно потому, что я люблю свою Родину, я решил бороться против Гитлера!» [2].

Он сам создавал хоры, драматические кружки. По его рекомендации пленным показывали антифашистские фильмы, которые были снабжены субтитрами. В свое время он обследовал фонды магазина иностранной книги на Кузнечном мосту и отобрал для лагерей произведения немецких классиков и писателей-антифашистов.

Но главным для Пика, как и для всех остальных антифашистов, была, разумеется, работа на фронте. Их родом оружия было доходчивое, убедительное слово. Работа была опасная. Но, несмотря на это, они выезжали на передовые позиции и с помощью радиопередатчиков вели агитацию и призывали немецких солдат и офицеров сдаваться в плен, так как положение их было безнадежное.

Когда группа армий «Дон» из района Котельниково при мощной поддержке авиации предприняла наступательную операцию «Зимняя гроза» с целью деблокирования окруженной группировки войска Паулюса, противник прорвал фронт обороны и к вечеру вышел к южному берегу реки Аксай. 2-я гв. армия генерала Малиновского была пока еще на подходе. Тогда «Вальтер Ульбрихт и Эрих Вайнерт со звуковой передвижной установкой выехали на передовые позиции. Вечером на участке одной дивизии из укрытия на расстоянии 400-500 метров от немецко-фашистских окопов они начали передачу. Первым начал выступать Вальтер Ульбрихт. Фашисты открыли минометный огонь, и передачу пришлось прекратить. Не по нутру гитлеровцам слова коммуниста. Но до простого солдата-немца они доходят. Это мы слышали от многих пленных» [8]. Офицер 6-й армии вермахта Гельмут Вельц в своем дневнике записал: «С Рождества в «котле» зазвучало нечто новое. Это голоса самих немцев, обращающихся к нам через линию фронта, голоса офицеров, голоса немецких писателей и даже одного депутата рейхстага. Его зовут Ульбрихт. То, что он говорит нам, что повторяет ночь за ночью, находит своих слушателей. У него есть удивительные аргументы, когда он говорит о безвыходности нашего положения и о том, что каждый из нас еще понадобиться после войны» [2].

Немецкие антифашисты писали листовки, в которых также призывали немецких солдат и офицеров  не проливать напрасно кровь, сложить оружие. Большая часть из них завершалась словами: «Отказывайтесь идти на верную смерть. Лучший путь вашего спасения – переходить линию фронта и сдаваться». И немецкие солдаты начинали по собственной инициативе переходить линию фронта и сдаваться. Сталинград отрезвил многие фашистские головы.

1 января 1943 г. в полдень немецкие друзья отбыли из Райгорода на Донской фронт. Основные силы Гота уже были наголову разгромлены, разрыв между окруженной группировкой в Сталинграде и армией Гота достиг 200-250 километров [8]. Но начать операцию «Кольцо» пока было нельзя. Эшелоны и транспорты с оружием и боеприпасами опаздывали на 4-6 дней. Многие станции были разбиты, подвоз затруднен. Н. Н. Воронов от имени командования обратился в ставку с посланием, в котором просил перенести начало «Кольца» на 10 января.

И в этой сложной ситуации за подписью Вальтера Ульбрихта – депутата рейхстага, Эриха Вайнерта – писателя Берлина, Вилли Бределя – писателя Гамбурга среди немецко-фашистских войск, противостоящих Донскому фронту была распространена листовка с призывом прекратить бессмысленное кровопролитие и капитулировать. В штабе 2-й гв. армии, посоветовавшись с Вальтером Ульбрихтом и Эрихом Вайнертом, решили послать пленных из армейской группы Гота к окруженным войскам Паулюса: «Пусть пленные расскажут, как были разбиты отборные танковые войска и что на помощь Манштейна 6-й армии уже нечего рассчитывать. Для выполнения задуманного плана были подобраны четыре гренадера из 6-й танковой дивизии, переброшенной из Бретани. В беседах с антифашистами эти гренадеры показали себя надежными людьми. Всем им выдали пропуска на право беспрепятственного  перехода на нашу сторону. Позже Вальтер Ульбрихт рассказывал о том, что немецкие солдаты начали по собственной инициативе переходить линию фронта и сдаваться» [8].

Шестого января 1943 г. Артур Пик перевел в штабе Донского фронта на немецкий язык ультиматум советского командования генерал-полковнику Паулюсу, и этот документ был доставлен 8 января на линию фронта советским парламентером, но отклонен Паулюсом. В последующие дни Артур Пик выступал днем и ночью перед микрофоном не только звуковещательных станций, но и радиостанции Донского фронта, работавшей на волне 380 метров, - передавали радистам 6-й армии текст ультиматума.

2 февраля рано утром войска Донского фронта начали последний штурм противника, засевшего в заводском районе Сталинграда. В этот день Вальтер Ульбрихт в своей речи по радио рассказал немецкому народу правду о битве на Волге: «Я был в Сталинграде. Гитлер утверждал, что этот большой город на Волге занят германскими войсками. Это была ложь. Даже главное командование гитлеровских вооруженных сил вынуждено было согласиться с тем, что германские войска здесь окружены. В настоящее время этот «котел», наконец, ликвидирован [2].

Величайшее в истории войн сражение у стен Сталинграда завершилось полным разгромом противника, отказавшегося капитулировать. Это была победа славных советских солдат, офицеров и генералов. Это была и победа немецких антифашистов, приложивших всю энергию к тому, чтобы добиться окончательного поражения и безоговорочной капитуляции общего врага.

 

Источники и литература (приводятся в оформлении автора публикации):

1. Водолагин М. А. Сталинград в Великой Отечественной войне. – М., наука, 1968 г.

2. Архивные материалы фондов Волгоградского государственного музея панорамы «Сталинградская битва».

3. Вайнерт Э. Помни Сталинград. Из дневника. Годы великой битвы. М., 1958 г.

4. Ульбрихт В. Избранные статьи и речи. М., Госполитиздат, 1961 г.

5. Ульбрихт В. Каким путем идет Германия? Речи и статьи. Дрезден, 1966 г.

6. Ульбрихт В. Фронт был повсюду. Сборник материалов о борьбе с фашистами Национального комитета «Свободная Германия», М., 1968 г.

7. Ульбрихт В. К истории новейшего времени. М., 1957 г.

8. Чуянов А. С. Сталинградский дневник. Волгоград, 1968 г.

 

Подготовка текста: Марина Николаевна Урусова

 



[1] КПГ – Коммунистическая партия Германии.

[2] ГПУ РККА – Главное Политуправление Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий