среда, 2 февраля 2022 г.

Военный Сталинград в советском искусстве

 

Память о Сталинградской битве бесценна. Её не стереть и не выветрить из голов и сердец потомков солдат Великой Отечественной. Она передаётся из поколения в поколение, несмотря на попытки фальсифицировать результаты нашей Победы.

Не удивительно, что Сталинградская битва нашла отражение в искусстве. Одним из самых ярких и известных произведений искусства, посвящённых битве на Волге, является мемориальный комплекс «Мамаев Курган».

 

Разаков В.Х.

ВОЕННЫЙ СТАЛИНГРАД В СОВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ

 

Значение Сталинградской битвы как передового события Великой Отечественной войны планетарного значения подтверждает живой интерес к событиям военной поры в современной художественной культуре. Создателями архитектурно- скульптурного ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде был усвоен богатейший опыт мирового искусства. Видный исследователь искусства 20 века В.М. Полевой обращал внимание на то, что наряду с обобщенно-суммарной трактовкой монолитного образа народа в послевоенных памятниках-ансамблях обозначен символико-аллегорический способ художественной интерпретации истории, предполагавший смелое сочетание условно-символических и конкретно-изобразительных форм с включением в ансамбль историческим ландшафтом. Ведь победа русской дружины на Куликовом поле и разгром полчищ Мамая стали важнейшими событиями древнерусской истории, а Мамаев курган и поныне остается впечатляющим топонимическим символом непокоренной российской земли.

Выдающийся советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич (1908-1967) выбрал не академический прохладный мрамор или официальный траурный гранит, а шероховатый темно-серый бетон, воспроизводивший суровую фактуру городских кварталов, израненных военными снарядами. Е. Вучетич любил повторять: «Это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы. Мемориальный комплекс, обусловленный сложившимся историческим ландшафтом, обращенный к городу и реке Волге, великолепно освещаемый солнцем большую часть дня, органично вписан в восточный склон Мамаева кургана от проспекта им. В.И.Ленина и до самой вершины. Это сложнейший и гармоничный синтез архитектуры, скульптуры, природной среды и музыки. К кульминации мемориального комплекса, к главному монументу ведут лестницы, пандусы и площадки с многотемными композициями, повествующими о Сталинградской битве, а завершают этот эпический рассказ посвященные павшим в боях Зал воинской славы, площадь Скорби и захоронения.

Своеобразный пролог к торжественному повествованию о Сталинградской битве – вводная композиция, расположенная в северной части площади, в стороне от магистральной оси комплекса. Фон для многофигурного горельефа – будто сложенная из крупных блоков мощная бетонная стена, вдоль которой торжественно и ритмично устремлен поток людей разного возраста. Самая высокая первая лестница ведет к Аллее пирамидальных тополей, завершающие ее три лестничных марша выводят на площадь «Стоять насмерть». Глубина и пронзительная синева неба отражается в водном массиве крупного бассейна в центре площади, приобретающего образный смысл. Это Волга, преградившая путь войскам противника, насытившая силой своих защитников. Слившийся воедино с родной землей и Волгой воин-богатырь черпает у них свои силы. В монументальной фигуре защитника Родины нет ни страха, ни злобы, только справедливый гнев защитника своих детей, жен, матерей, отцов, сестер, братьев. Обнаженный торс с могучими мышцами передает нечеловеческое напряжение всех физических и духовных сил титана, вставшего на пути врага, своей грудью закрывший разрушенный, сожженный, но непобедимый город на Волге.

Композиция «Стен-руин» прокомментированы самим автором, Е.В. Вучетичем: «Представьте себе разбитый город, здесь только что отгремели бои. По улицам города, потерявшим свои очертания, скрывшимся под грудами развалин, идут его защитники, победители. Битва окончена, - писал он. – Но у них перед глазами еще стоят картины сражений, наступила тишина, но они еще мысленно слышат грохот войны». 

Лишь серые бесконечные руины поднимаются с обеих сторон, создавая ощущение гигантской разрухи. Словно воспоминания, то ясно, то смутно всплывают до боли знакомые музыкальные реминисценции. Диссонансом раздаются пулеметные очереди, рвутся бомбы и гранаты, слышится грохот канонады и неподражаемый эпохальный голос диктора Юрия Левитана. На «Стенах-руинах» и других рельефах, композициях – написаны, позаимствованные из документов, фронтовой корреспонденции и с разрушенных стен Сталинграда. На левой стене звучит тема клятвы защитников города и верности ей, на правой – эпизоды героической борьбы в городских кварталах. При этом если в строгих вертикальных ритмах левой стены акцентированы патетичность и нерушимость клятвы, то в стремительной диагонали рельефов правой стены ощутима динамика и напряженность боя.

На рельефах правой стены представлены эпизоды героической борьбы на городских улицах. Впечатляет центральное изображение на левой стене – сложенная из обломков городских стен могучая фигура воина, обломок рельса – его пояс, глубоко в стену вдавлена рука. Площадь Героев. Громадное зеркало водного партера, в котором отражаются небо, деревья и скульптурные композиции. «Выстояв, мы победили смерть» - называется первая композиция, изображающая тяжело раненного воина с гранатой, готового вступить в последний бой. Вторая композиция посвящена тысячам женщин, выносившим раненых с поля боя. В третьей композиции моряк в тельняшке и каске, вооруженный двумя связками гранат. Четвертая скульптурная группа посвящена командирам, и юным лейтенантам, и седовласым генералам, сражавшимся рядом со своими солдатами. Тема пятой композиции – боевое знамя, символ доблести. Финальная шестая двухфигурная композиция – аллегория: два воина стремительно сбрасывают в Волгу обломки разбитой свастики полузадушенную змею – символ фашизма.

В Зал воинской славы, открывающий мемориальную часть комплекса, можно попасть через прямоугольный проем в серой бетонной стене по полуосвещенным ступеням лестницы, окаймленной полосами неровного бетона и грубого черного камня. Выразителен контраст светлой площади Героев, водного массива бассейна и скупого черно-серого колорита внутри входа в Зал воинской славы. В самом центре – рука с факелом Вечного огня, символизирующая преемственность поколений, подвига и патриотических традиций. Огражденный низким парапетом из белого мрамора пологий спиральный пандус выводит на площадь «Скорбь матери». Оплакивающая преждевременно умершего сына женщина низко наклонилась над телом погибшего юноши, прикрывая его, словно птица своего птенца. Небольшой бассейн у подножия скульптурной группы символизирует святые материнские слезы, а плачущие ивы, склонившие свои верви, - горе природы, изуродованной войной. Достойным завершением величественного памятника-ансамбля становится грандиозная скульптура «Родина-мать зовет!». Подъем по серпантинной дорожке позволяет ее увидеть с разных ракурсов.

Список литературы и источников

1.Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли /Авт.-сост. В.Дубровский, под ред. Б.Поюровского. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 202. -400 с.

2. Краткая история советского кино /А.Громов, С. Гинзбург, И. Долинский, Н.Лебедев и др. Вступит. ст. и общая ред. В.Ждана. – М.: Искусство, 1969. – 616с.

3. Память Сталинграда: Фотоальбом. – Волгорад: ООО «Издательская группа «Вика-плюс», 2008. – 535 с.

4. Писаревский Д.С. 100 фильмов советского кино. – М.: Искусство, 1967. – 778 с.

5. Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. – М.: Советский художник, 1989. Часть третьч. Искусство перед лицом своих мировых проблем. – 454 с.

6. Разаков В.Х. Фиалковые глаза – огромная редкость: рассказ // Разаков В.Х. Поминки: Повесть. Рассказы. Пьеса. Художественно-критические эссе. – Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2013. – С.151 – 170.

7. Разаков В.Х. Военный Сталинград в советском кино (Биография одного фильма) // Сталинградская битва в судьбах народа: материалы Международной научно-практической конференции, 2013. – Волгоград: Принт, 2013. – 480с. С.326 – 329.

8. Разаков В.Х. Архитекрурно-скульптурный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане // Военный Сталинград как мировой социокультурный феномен: Коллективная монография. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2017. – 208с. С 156 – 187.

 

Разаков, В. Х. Военный Сталинград в советском искусстве / В. Х. Разаков // Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в памяти народа: уроки Сталинграда : науч.-практ. конференция, посвященная 75-й годовщине разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (Волгоград, 12 апреля 2018 г.) : материалы. – Волгоград, 2019. – С. 88-91.

 

Подготовка текста: Галина Владимировна Рязанова

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий