среда, 2 февраля 2022 г.

Воспоминания участников и современников Сталинградской битвы как исторический источник

 

Воспоминания – бесценный кладезь уникальной информации по истории Сталинградской битвы. Они содержат факты, которые не зафиксированы документально. Они, порой, более информативны, чем десятки документальных свидетельств.

Воспоминания участников защиты метизного завода (завода тракторных деталей и нормалей) стали основой исследования Д. А. Никотина.


Д. А. Никотин

ВОСПОМИНАНИЯ УЧАСТНИКОВ И СОВРЕМЕННИКОВ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

 

Память воспитывает душу. Мы обязаны знать свое прошлое, любить его и думать о связующей нити времен, каждый отрезок которой – лишь малая часть великого целого. Мудрость состоит в том, чтобы как можно глубже осветить прошлое, сохранить в памяти характерные особенности тех времен и передать новым поколениям.

Цель данного исследования на основе имеющихся данных, музейного фонда Метизного завода, документов и доступной научной литературы проанализировать события, происходящие на Сталинградском метизном заводе (в настоящее время – Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей) в трагические дни Сталинградской битвы.

Завод был основан в 1899 году французскими капиталистами. В то время это было довольно крупное предприятие – «Царицынский болтозаклепочный завод. Торговый дом «Гардиен и Валлос».

Май 1032г. стал праздничным для метизного завода. Он перебрался в новые корпуса, возведенные у подножия Мамаева кургана. По просьбе тракторостроителей метизный завод на правах филиала был включен в систему Сталинградского тракторного завода и стал называться Сталинградский метизный завод им. Михайлова-Иванова – филиал Сталинградского тракторного завода.

С первого дня войны для коллектива метизного завода главным стал лозунг «Все для фронта! Все для победы над врагом!». В кратчайшие сроки необходимо было перестроить работу завода на выпуск военной продукции. Сталинградский тракторный завод начал выпуск танков для фронта. Метизный завод должен был обеспечить производство комплектующих изделий для танков, танковых моторов, артиллерийских тягачей, а также поставлять детали заводам «Баррикады». «Судоверфь» и другим.

Новой была для метизников и другая продукция – снаряды, мины, взрыватели. Их стали изготовлять в складских помещениях, в клубе и даже в недостроенном здании общежития. Завод перешел на трехсменную работу.

Василий Иванович Поплевкин рвался на фронт, но его, опытного мастера, квалифицированного рабочего, не отпускали с завода. «Значит, тут я нужнее!» - решил он и с удвоенной энергией взялся за дело. Почти круглые сутки гудел станок Поплевкина, обрабатывая детали для мин и снарядов. Когда уже не держали ноги, падал и засыпал на два-три часа здесь же у станка. С такой же самоотверженностью работал Василий Иванович и в эвакуации на уральском заводе. За героический труд в годы Великой Отечественной войны В.И. Поплевкин был награжден орденом «Знак Почета».

Так же работали на победу многие товарищи Поплевкина. После изнурительной работы у станков рабочие-ополченцы под руководством директора завода А.Д. Монина, начальника корпуса И.Д. Троилина, ставшего командиром отряда, комиссара Л.И. Водолагина направлялись на занятия, где обучались стрелять из винтовок и пулемета, бросать гранаты, ползать по-пластунски и рыть окопы, готовились к неизбежной встрече с врагом. Другие отряды брали ломы, кирки, лопаты и уходили возводить оборонительные рубежи вокруг города, рыть противотанковые рвы, устанавливать надолбы, сооружать дзоты.

22 августа 1942 г. пробил час испытания для Сталинграда. Фашисты варварски бомбили город. Рабочий цеха нормалей А.З. Федоров вспоминает, что в ту августовскую ночь он находился на заводе. Перед рассветом подали команду – покинуть территорию. Стало ясно, что пришла большая беда. Рушились заводские здания, вышла из строя высоковольтная линия. На заводе состоялось короткое собрание, на котором решили подстанцию взорвать, котлы парокотельной вывести из строя, все ценное имущество переправить за Волгу, эвакуировать семьи рабочих, инженеров, техников в глубокий Уральский тыл, чтобы там опять встать к станкам и гнать, гнать продукцию для фронта, для победы.

Там, на месте, эвакуированным предоставили старое здание, кое-какое оборудование. Остальное для выпуска метизов сталинградцы собирали по крупицам, по памяти восстанавливали технологические цепочки, едва ли не вручную делали оснастку, инструмент. И на Урале Сталинградский метизный завод продолжал жить. Вскоре крепежные детали потоком пошли на сборочные конвейеры. Их хватало на ежедневный выпуск 35-40 танков Т-34.

С трудовым подвигом метизного завода в дни Сталинградской битвы неразрывно связан и подвиг военный. С этим подвигом можно познакомиться прямо у центральной проходной завода. Мемориальная доска гласит: «На территории метизного завода в период обороны города в 1042-1943годах храбро сражался с немецко-фашистскими захватчиками снайпер 1047-го стрелкового 284-й стрелковой дивизии Зайцев Василий Григорьевич - Герой Советского Союза, почетный гражданин города-героя Волгограда»

Опираясь на воспоминания самого В.Г. Зайцева, попробуем воспроизвести огненные события тех военных дней. Завод к тому времени был полностью разрушен. Взгляду очевидцев предстали лишь груды битого кирпича да скрученные металлические балки. В цехах, где сохранились останки стен и перекрытий, соседствовали наши и немцы. Целую неделю по пять-шесть раз в день гитлеровцы бешено атаковали метизный завод. Отдельные участки по несколько раз переходили из рук в руки. Днем их занимали немцы, ночью – наши. Особенно тяжело было, когда противнику удалось закрепиться на вершине Мамаева кургана и установить там наблюдательные пункты. Оттуда фашисты видели переправу, позиции советских войск и могли вести прицельный огонь артиллерией. Командный пункт батальона, где служил Зайцев, располагался в кузнечном цеху метизного завода. Позже, когда завод был отбит, в подвале оборудовали штаб батальона. Из окна подвала была видна высокая башня, с которой снайпер-артиллерист Василий Феофанов корректировал огонь, держа связь с командным пунктом по рации. Зайцев вспоминает, что перед метизным заводом мин было натыкано гуще, чем картошки в огороде.

В боях за метизный завод он показал свои способности к меткой стрельбе и окончательно утвердился как снайпер. С тех пор В.Г. Зайцев всегда направлялся на самые трудные участки обороны от территории завода «Красный Октябрь» до устья реки Царицы. Лично Василий Зайцев в боях за Сталинград уничтожил больше 240 фашистов, в основном офицеров. В разгар боев был даже выпущен плакат «Стреляй, как снайпер Василий Зайцев! Он убил 158 немцев, а сколько убил ты?».

Именно снайперу Зайцеву принадлежат слова, ставшие крылатыми: «Отступать некуда, за Волгой для нас земли нет!». Эти слова были сказаны в ответ на приказ №227 «Ни шагу назад!» Василий Иванович Чуйков был доволен таким отношением к воинскому долгу, прилюдно похвалил Зайцева. Позже в своих воспоминаниях Чуйков написал, что иного выхода не было – самоотверженность стала законом жизни для защитников Сталинграда: «Стоять насмерть, подороже отдать свою жизнь – и есть настоящий героизм!». Еще В.Г. Зайцев отличился применением новой тактики группового снайперского огня.

2 февраля 1943 года, день Сталинградской победы, Василий Григорьевич Зайцев встретил в госпитале: после тяжелого ранения и контузии он был лишен возможности видеть врагов побежденными, так как глаза закрывала повязка. Позже зрение вернулось к великому снайперу.

Всю оставшуюся жизнь Василий Зайцев дружил с метизным заводом, приезжал в гости, много рассказывал о своей жизни. Так Герой Советского Союза, снайпер Василий Григорьевич Зайцев обессмертил свое имя и стал навеки своим для города-героя Волгограда и, конечно, для всех послевоенных поколений заводчан метизного.

2 февраля 1943 года Сталинградская битва завершилась. До победы оставалось два года и три месяца. Не успели стихнуть залпы Сталинградской битвы, как в город, разрушенный дотла, стали возвращаться жители. Они хотели быстрее возродить родной город.

Одним из первых февральским днем 1943 года на развалины метизного завода пришел бывший начальник отдела технического контроля А.А. Жабкин. Сохранился его рассказ на вечере встречи ветеранов в мае 1972г: «В 1943 году из-под Ростова меня приказом вернули на завод. И вот в феврале пешком через весь город я шел к нему. За все время пути не встретил ни одного живого существа. Казалось, все вымерло в городе. Метизный лежал в развалинах – черный и мертвый. С чего начинать? Нашел красный лоскут и повесил на ворота, чтобы все видели, завод начал жить.

В августе на завод прибыл новый директор – Николай Иванович Смирнов, бывший тракторозаводец. Завод был восстановлен. Большую помощь оказывали добровольцы-строители, в частности бригада А.М. Черкасовой, ставшая впоследствии известной всей стране.

С каждым годом предприятие набирало силы. В 1947 г. метизный завод был отделен от тракторного, обрел самостоятельность и стал называться заводом тракторных деталей и нормалей. В этом году коллектив предприятия достиг довоенного выпуска продукции. Завод, можно сказать, был полностью возрожден. В конце 40-х необычайный трудовой подъем чувствовался по всей стране. К этому обязывала Великая Победа. Обновленный Сталинградский завод тракторных деталей и нормалей шагнул в самостоятельную жизнь. Но память о войне долго еще не заживала в сердце завода, отзываясь болью. С голами боль утихла, а память так и остается в сердце навсегда.

Никотин Д. А. Воспоминания участников и современников Сталинградской битвы как исторический источник / Д. А. Никотин // Сталинград и Сталинградская область – Великой Победе : материалы региональной конференции, 6-7 мая 2010, Волгоград. – Волгоград, 2010. – С. 137-140.

 

Подготовка текста: Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий