суббота, 22 января 2022 г.

Поэт, философ, гражданин Юрий Левитанский

22 января 1922 года (100 лет назад) родился поэт Юрий Левитанский.

Юрий Давидович Левитанский родился в 1922 году в городе Козельце на Черниговщине.

Семья жила небогато, отцу приходилось часто менять места работы. Когда мальчику исполнилось три года, они уже жили в Киеве. Но и там они прожили недолго. Давиду Исаевичу Левитанскому, отцу будущего поэта, удалось найти работу на одной из донбасских шахт, и семья переехала в небольшой шахтерский поселок на руднике. Вскоре, однако, они перебрались в столицу шахтерского края город Сталино (ныне Донецк)... 

«Как мы жили в этом городе? — вспоминал Левитанский. — Глинобитные домики без всяких удобств, с общим туалетом на шесть-семь домов... Воду таскали за три квартала...»

Там, в Сталино, прошли его школьные годы, там начали раскрываться первые творческие устремления будущего мастера. Левитанский учился в средней школе № 3, на здании которой сегодня установлена мемориальная доска в память о поэте. Окончив десятилетку, Юрий уехал в Москву и в 1939 году поступил в ИФЛИ — Институт философии, литературы и истории — «красный лицей», призванный готовить кадры советской гуманитарной элиты. Здесь он стал одним из членов «ифлийского братства»; его лучшими друзьями на всю жизнь остались «ифлийцы» — поэты Семен Гудзенко и Давид Самойлов.

На войну Левитанский ушел чуть ли не с первого дня, едва сдав экзамены за второй курс.

Воинская часть, к которой он был приписан — знаменитый ОМСБОН, Отдельный мотострелковый батальон особого назначения — после нескольких месяцев формирования и занятий на подмосковном полигоне вошла в столицу и заняла оборону на рубеже Белорусского вокзала. Шел октябрь 1941-го. В эти тревожные дни Юрий Левитанский и Семен Гудзенко стали авторами слов гимна ОМСБОНА, который бойцы распевали на мотив популярной в те годы «Бригантины». Позже, уже в ноябре, их забросили в район Дмитрова и Волоколамска, в декабре Левитанский вместе с товарищами участвовал в наступлении советских войск под Москвой. А дальше были Синявинские болота на Северо-западном фронте, Украина, Бухарест, Будапешт, Братислава... Работа в военной прессе. Боевые награды. Свой фронтовой путь лейтенант Левитанский закончил в Праге.

Однако летом 1945-го все подразделения 53-й Армии, где он проходил службу, погрузили в эшелоны и отправили в Монголию — как говорил Левитанский, на «маленькую войну» с Японией. Впрочем, война была не «маленькой», а самой настоящей: молодой офицер участвовал в знаменитом Хинганском походе и разгроме Квантунской армии. Но бои закончились и на востоке.

После победы Левитанский оказался в Иркутске, в составе Восточно-Сибирского военного округа, где он оставался на службе еще почти два года.

В Иркутске поэт неудержимо рвался «на гражданку», однако местное военное руководство всячески препятствовало этому намерению. Только после того, как за дело взялся маститый писатель Георгий Марков, возглавлявший в те годы местную писательскую организацию, Левитанского, наконец, демобилизовали.

С помощью Г. Маркова ему удалось устроиться на работу завлитом в местный театр музыкальной комедии, да еще получить комнату в гостинице.

Кроме основной работы Левитанский подрабатывал в окружной армейской газете «Советский боец», работал во всех жанрах, в том числе, сочинял страничку солдатского юмора. Вскоре он женился на студентке Иркутского университета Марине Павловне Гольдштейн.

В 1948 году вышла в свет первая книга поэта «Солдатская дорога» В следующем, 1949-ом, он становится кандидатом в члены Союза писателей СССР. Наконец-то все его время нераздельно принадлежало поэзии.

В Иркутске Ю.Левитанский прожил десять лет. Издал несколько поэтических книг. Исколесил всю Сибирь, много плавал по великим сибирским рекам Ангаре, Лене, Витиму, побывал на Байкале. Познакомился с видными советскими поэтами и прозаиками А. Твардовским, Я. Смеляковым, М. Лукониным, А. Яшиным, Б. Горбатовым и другими.

В 1955 году Юрий Левитанский поступает учиться на двухгодичные Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького, вместе с женой Мариной он переезжает в Москву.

В 60-х годах Левитанский — частый и желанный гость в мастерской скульптора Вадима Сидура, постоянном пристанище неортодоксально мыслящей интеллигенции — поэтов, писателей, художников, артистов, ученых.

Левитанский становится частью культурной среды, противостоявшей тоталитарному режиму в стране. А поскольку в годы войны он освобождал Восточную Европу от нацизма, а теперь переводил стихи поэтов социалистических стран, среди его друзей оказалось и немало свободолюбивых художников из-за рубежа, которых он нередко приводил в гости к Сидуру.

Во второй половине 60-х годов прошло несколько судебных процессов против литераторов, публиковавших свои произведения за рубежом и в самиздате. В результате подсудимые получали различные сроки лишения свободы. Эти процессы имели широкий резонанс в стране и за рубежом. Выражая свою солидарность с осужденными и протест против произвола властей, коллеги-писатели, и в их числе, Левитанский, подписывали письма протеста. В то время это был смелый шаг, чреватый самыми неприятными последствиями. Впрочем, поэт отделался «легким испугом»: ему «поставили на вид» и приостановили выпуск нескольких книг.

К слову, именно Вадим Сидур стал художником поэтической книги Ю. Левитанского «Кинематограф» (1970), принесшей ему широкую известность и определившей его судьбу как выдающегося российского поэта последней трети XX века.

Постепенно складывается неповторимая поэтическая манера Левитанского. Преобладающая форма его сочинений — «книга стихов», самодостаточное цельное произведение с четко обозначенным структурным построением, единое по мысли, а порой — и по фабуле. Таких книг он написал несколько; как и знаменитая «долгая строка», книги эти стали особым фирменным знаком Левитанского, его бесценным вкладом в отечественную поэзию. Особняком в его творчестве стоит сборник оригинальных пародий на стихи современных поэтов — «Сюжет с вариантами» (1978), слагавшийся в течение нескольких лет.

Кроме окончательного становления Юрия Левитанского как крупнейшего мастера русского стиха семидесятые годы преподнесли поэту и радость позднего отцовства: в эти годы он познакомился со студенткой Литинститута Валентиной Скориной, впоследствии ставшей его женой; в семье родились три дочери — Екатерина, Анна и Ольга.

«Своим детям я отдал десять лет жизни, — впоследствии рассказывал Юрий Давидович, — я был для них и папой, и бабушкой, и няней: стирал, убирался, варил суп... Стихам отводилась ночь: напившись крепкого кофе и накурившись до звона в голове, я садился за стол...»

Гомберг, Л. «Жизнь долгая, а проходит так быстро…» / Л. Гомберг // Юрий Левитанский. Официальный сайт Юрия Левитанского [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://levitansky.ru/biografiya/

Лучше любого биографа о себе расскажет только сам автор. Мы предлагаем вам посмотреть один фильм и одну передачу, в которых звучит «прямая речь» Юрия Левитанского.

ПОЭЗИЯ. ЮРИЙ ЛЕВИТАНСКИЙ

Ю. Левитанский рассказывает о жизни, читает свои стихи


ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ. РАЗГОВОР НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ.

ЮРИЙ ЛЕВИТАНСКИЙ

Многие и многие строки уже прочно вошли в наше сознание наравне с пушкинскими, есенинскими, маяковскими, высоцкими. А ведь происходило это фактически методом «со станка»: «Каждый выбирает для себя/ женщину, религию, дорогу./ Дьяволу служить или пророку –/ каждый выбирает для себя»; «– Что происходит на свете? – А просто зима./ – Просто зима, полагаете вы? – Полагаю. – Что же из этого следует? – Следует жить,/ шить сарафаны и легкие платья из ситца./ – Вы полагаете, все это будет носиться?/ – Я полагаю, что все это следует шить»; «Кто-нибудь утром проснется сегодня и ахнет,/ и удивится – как близко черемухой пахнет,/ пахнет влюбленностью, пахнет любовным признаньем,/ жизнь впереди – как еще не раскрытая книга…»; «Собирались наскоро,/ обнимались ласково,/ пели, балагурили,/ пили и курили./ День прошел – как не было./ Не поговорили…»

В общем, цитировать не перецитировать! Тем более что множество стихов Левитанского положено на музыку (с учетом того, что сам он специально тексты песен никогда не писал), причем положено не официозными композиторами, а бардами – то есть по доброй воле, а не по государственному заказу. Это, хочешь не хочешь, говорит о том, что мы имеем дело с поэтом народным, роль которого, как порой кажется, несколько недооценена. Рискну предположить, что библейское выражение «Нет пророка в своем отечестве» тут несколько сбоит. Все отпущенные 74 года поэт прожил на родине, часто в неустроенности, в бытовой нужде, разделяя ее надежды и тяготы, счастье и горе.

Семенова, Е. Как свободно он монтирует куски. 100 лет гражданину и философу Юрию Левитанскому / Елена Семенова // Независимая. – 2022. – 19 января. – Режим доступа : https://www.ng.ru/subject/2022-01-19/9_1111_levitansky.html

Предлагаем вашему вниманию подборку песен, написанных в разные годы на стихи Юрия Левитанского.

КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ

Исполняет Сергей Никитин

ДОРОГА

Владимир Высоцкий и актеры Театра на Таганке


НУ, ЧТО С ТОГО, ЧТО Я ТАМ БЫЛ

муз. В. Берковского, исполняет С. Брусницын

ЖИЗНЬ ВСЁ РАВНО ПРЕКРАСНА

Исп. Вадим и Валерий Мищуки


ДИАЛОГ У НОВОГОДНЕЙ ЁЛКИ

Исполняют Леонид Серебренников и Валентина Толкунова


НЕ ПОГОВОРИЛИ

Исп. Вадим и Валерий Мищуки

ЧЕЛОВЕКУ ЖИВЁТСЯ ГОРЬКО

Муз. Валерия Мищука, исп. Алексей Хромов


БЕЛАЯ БАЛЛАДА

Автор музыки и исполнители не указаны (г. Обнинск)


Комментариев нет:

Отправить комментарий