15 января 1622 года (400 лет назад) родился французский драматург Жан-Батист-Мольер.
Жан Батист Поклен - французский драматург, создававший комедии под театральным псевдонимом Мольер. Его биография наполнена стремительными взлетами и падениями.
Жан-Батист появился на свет 15 января 1622 года в Париже, в уважаемом буржуазном семействе, в котором все мужчины на протяжении многих поколений трудились обойщиками-драпировщиками.
Дом, в котором был рожден маленький Жан-Батист, соседи в шутку называли «обезьяньим». Все дело было в красивом резном барельефе, украшавшем парадный вход — на нем было изображено множество забавных обезьянок. Несмотря на то, что взрослый Мольер практически не поддерживал связь с семьей, симпатию к деревянным мартышкам, как память о своем детстве, он пронес сквозь всю жизнь. Когда король жаловал руководителя театра дворянским званием, он изобразил обезьянку на своем новом фамильном гербе.
Мама мальчика умерла, когда ему едва исполнилась 10 лет. Вскоре его отец женился на другой женщине. Мачеха Жана Батиста была доброй и чуткой женщиной, старалась сделать все, чтобы ребенок не ощущал нехватку материнской любви. Взрослый Мольер всегда тепло отзывался о Катрине Флерет, считая ее второй матерью.
После смерти матери отец определил сына в Клермонскую коллегию (престижный колледж), где Жан-Батист прилежно изучал латынь, классическую литературу, философию и естественные науки. В это же самое время в коллегии обучались принцы крови, приходившиеся роднёй королю.
Достойно выдержав экзамен, юный Поклен получил диплом преподавателя с правом читать лекции. К тому времени его отец уже подготовил место обойщика в королевском дворце, однако Жан-Батисту не суждено было стать ни преподавателем, ни обойщиком – судьба приготовила ему гораздо более интересную участь.
Юридическая карьера не привлекала юношу. Поэтому он решил стать актером. В 21-летнем возрасте Мольер уже возглавлял «Блистательный театр». Новая парижская труппа не смогла конкурировать с популярными творческими группами актеров. Поэтому Мольер вместе с друзьями примкнул к бродячим комедиантам.
Мольер скитался по французской провинции 13 лет. За это время он получил огромный творческий опыт. В 1645 году труппу комедиантов возглавил Дюфрен, а через пять лет - Мольер. К пьесам данного периода относится «Ревность Барбулье» и «Летающий лекарь». Когда Мольер сочинил комедии в стихах «Шалый, или Все невпопад» и «Любовная досада», популярность труппы возросла. В 1658 году актеров пригласили в Париж.
Актерам выпала невиданная честь – выступать в Лувре в присутствии самого Людовика XIV.
Комедия «Влюбленный доктор» вызвала невероятный фурор среди парижской аристократии, предопределив судьбу комедиантов. Король предоставил им в полное распоряжение придворный театр, на подмостках которого они выступали в течение трех лет, а затем перешли в театр Пале-Рояль. Здесь актеры работали до смерти комедиографа.
Обосновавшись в Париже, Мольер с удвоенной силой приступил к работе. Его увлеченность драматургией временами походила на одержимость, но это принесло свои плоды. В течение 15 лет он написал свои лучшие пьесы: «Смешные жеманницы», «Тартюф, или обманщик», «Мизантроп», «Дон Жуан, или Каменный гость». Специально для короля и его придворных Мольер сочинил множество комедий-балетов, причём некоторые роли в них отводились самому Его Величеству и его приближённым.
Из-за своенравного характера комедиографа, который не боялся показать жизнь такой, какая она есть, пьесы Мольера неоднократно запрещались, а театр закрывался. Однажды (до приезда в Париж) Мольер, не сумевший вовремя расплатиться с долгами, какое-то время просидел в долговой тюрьме.
Большую часть своих произведений Мольер ставил на подмостках собственного театра. Но он играл и в других театрах, причём ему часто доставались драматические роли, а не комедийные.
В 1662 году Мольер женился на девушке, младше его на 20 лет. Самому ему в этот момент было 40. Супруга комедиографа, Арманда Бежар, была французской актрисой. Злые языки распустили слухи, что Арманда – внебрачная дочь комедиаграфа. От сплетен Мольера защитил сам король – он стал крёстным первенца драматурга. У Жана и Арманды родилось трое детей. К сожалению, двое сыновей умерло во младенчестве, в живых осталась лишь дочь Мари Мадлен.
Мольер - автор произведений, подаривших ему литературное бессмертие. К ним относится «Школа мужей» и «Школа жен». В этих произведениях раскрывается тема любви и устроения семьи. Известной пьесой Мольера является «Версальский экспромт». В ней актеры играют самих себя и подвергают жесткой критике театр Бургундский отель.
К известным произведениям драматурга относится «Господин де Пурсоньяк», «Любовь-целительница», «Мелисерта», «Блистательные любовники». Отдельного внимания заслуживает пьеса «Тартюф, или Обманщик». Она до сегодняшних дней сохраняется в репертуаре театров. Нельзя не упомянуть пьесу «Дон Жуан, или Каменный пир». Ее впервые представили в театре Пале-Рояль в 1665 году.
«Мизантроп» - еще одно произведение талантливого драматурга. Это комедия, в которой ощущается глубокий психологический анализ чувств. Она получилась слишком серьезной. Поэтому комедиограф присоединил к пьесе фарс «Лекарь поневоле».
В последние годы жизни смертельно больной драматург написал комедию «Мнимый больной». Во время ее представления Мольер плохо себя почувствовал, поэтому спектакль завершился досрочно. Актера перенесли домой. Там он умер через пару часов. Это случилось 17 февраля 1673 года в Париже. Архиепископ запретил хоронить нераскаявшегося грешника. По указу короля запрет был отменен. Мольера похоронили в темное время суток за оградой парижского кладбища Пер-Лашез.
За свою жизнь Мольер написал 40 пьес. 32 из них дошли до наших дней, 8 были безвозвратно утеряны.
Заслуги Мольера были оценены потомками по достоинству. В его родной Франции существует литературная премия его имени, и на планете Меркурий название «Мольер» носит один из кратеров. А в Париже его именем названа одна из улиц.
Блистательная комедия "Мнимый больной" прекрасно экранизирована, можно смотреть много раз.
ОтветитьУдалить