вторник, 4 января 2022 г.

«Живой ли Андрюша?» («Судьба человека» М. А. Шолохова)

31 декабря 1956 – 1 января 1957 года (65 лет назад) в газете «Правда» был опубликован рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека».

Сегодня мы делимся очерком Ивана Данилова «Живой ли Андрюша?» из сборника «Донской чёбор», в котором описана реакция читателей на рассказ-эпопею.

Иван Данилов

«ЖИВОЙ ЛИ АНДРЮША?» 

Первые дни января были какими-то гнилыми, слякотными, дороги развезло. Особенно в нашей глубинке.

В эту пору по делам районной газеты, а заодно и проведать родителей добрался я до Скурихи. Только спустился с горы, как тотчас увидел возле почты (она рядом с домом моих родителей) какую-то беспокойную толпу. Пока я лез по грязи, два или три человека оторвались от толпы и вышли на середину дороги, стали напряжённо вглядываться в даль, за школу. Потом опять возвратились к почте, и толпа заволновалась. Замахала руками.

Когда я приблизился, несколько человек, указав на меня пальцем, с какой-то непонятной радостью бросились навстречу. Я даже рта не успел открыть, как кто-то крикнул:

- Ну, как там Андрюша, живой?

Я оторопело глядел на земляков:

- Какой Андрюша?

- Ты же из района! – напустились на меня. – Должен уж теперь знать!

- Постойте, чей Андрюша-то? – совсем растерялся я. – Ничего не слыхал…

- Ну, да как же! Андрей Соколов! В «Правде» Шолохов про него написал. Мы половину прочли, а дальше нету газетки.

Я облегчённо вздохнул:

- Живой, живой Андрей Соколов!

- Правду говоришь, не брешешь? – подступила ко мне грузная мать-героиня Антонина Ивановна Попова.

- Не брешу, - засмеялся я.

- Ну, слава богу! – перекрестилась женщина и оттерла глаза концом клетчатого платка.

- А здесь чего вы все собрались? – спросил я с усмешкой. – Меня что ли дожидались?

- Нужо-он ты нам! Три дня же, говорим, почту не привозили. А нынче на тракторе с утра поехали…

- А вы, значит, караулите?

- Ну дак как же… Узнать-то надо…

- Живой, - ещё раз сказал я, уже понимая их радость.

- Теперь можно и расходиться, - предложил кто-то.

- А Митрич с Федькой будут теперь до ветряка чесать, - с незлой насмешкой проговорил дед Антон. И пояснил мне: - Побежали к ветряку трактор встречать. Раньше всех хотели узнать. А мы их объегорили…

И улыбнулся ликующе.

 

Источник:

Данилов, И. П. Донской чёбор : миниатюры / И. П. Данилов. – Волгоград : Нижне-Волжское книжное издательство, 1985. – С. 46-47.

Комментариев нет:

Отправить комментарий