суббота, 13 ноября 2021 г.

Михаил Васильевич Петрашевский. «Служение человечеству и стремление к общему благу»

 

13 ноября 1821 года (200 лет назад) родился русский мыслитель, политик, журналист и общественный деятель Михаил Васильевич Петрашевский.

Родился Михаил Петрашевский в Санкт-Петербурге, в семье военного врача и статского советника Василия Михайловича. Именно отца Петрашевского в 1825 году вызвали на Сенатскую площадь для оказания помощи раненному декабристом Каховским генералу Милорадовичу.

Жизнь Михаила Васильевича Петрашевского начиналась весьма удачно. После окончания престижного Царскосельского лицея он стал студентом юридического факультета Петербургского университета

После 2-летнего обучения юноша начал служить переводчиком в министерстве иностранных дел.

В юности, обладая взрывным характером, Петрашевский едва не покончил жизнь самоубийством (конфликт с родителями, нравственное одиночество). Передумав уходить из жизни, Михаил Васильевич писал: «Не находя ничего достойным своей привязанности - ни из женщин, ни из мужчин, я обрёк себя на служение человечеству, и стремление к общему благу заменило во мне эгоизм и чувство самосохранения, уважение к истине подавило во мне всякую вспышку самолюбия».

Петрашевский участвовал в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка» (известен также, как «словарь Кириллова»). Первый выпуск книги был редактирован Валерианом Майковым – русским литературным критиком и публицистом. Редактором второго выпуск был Петрашевский. Помимо этого, Петрашевский стал автором и подавляющей части теоретических работ. Статьи в словаре пропагандировали демократические и материалистические взгляды, наряду с идеями утопического социализма. Словарь Кириллова, который принято считать одним из наиболее ярких проявлений общественного движения, возникшего под влиянием революционных событий во Франции 40-х годов XIX века и своего рода аналогией «Философского словаря» Вольтера, вскоре после второго выпуска был изъят из обращения. В 1849 году, в ходе расследования дела петрашевцев ведший следствие И. П. Липранди утверждал, что словарь «исполнен таких дерзостей, какие едва ли бывали даже в рукописях, пускаемых в общее обращение».

В середине 1840-х годов в доме Михаила Васильевича каждую неделю устраивались собрания, который назывались – «пятницами». Во время таких встреч обсуждались различные темы.

В личной библиотеке Петрашевского было немало запрещенных в России книг по утопическому социализму и истории революционных движений. Он был сторонником демократии, а также выступал за освобождение крестьян с земельными наделами.

Михаил Петрашевский являлся последователем французского философа и социолога Шарля Фурье. Фурье был одним из представителей утопического социализма.

Петрашевский считал, что начинать преобразования страны нужно с пропаганды, с активизации культурного слоя нации, потом перейти к тайному обществу и закончить восстанием. Первые два пункта он выполнил. По пятницам у него начал собираться разный люд, да не абы какой, а люди передовые, интересные, среди них, к примеру, братья Майковы, все – литераторы, или молодой Федор Михайлович Достоевский.

Достоевский познакомился с Петрашевским в 1846-м (случайно пересеклись в кондитерской), а вечера стал посещать в 1847-м, уже будучи напитанным коммунистическими идеями с рук Белинского и даже успев, по некоторым свидетельствам, пожить в чем-то типа коммуны у братьев Бекетовых. Стал водить к Петрашевскому своего брата Михаила, который тоже будет арестован и просидит в крепости два месяца. Впрочем, вечера, где обсуждались социальные, религиозные и философские вопросы, читались лекции и творились диспуты, и тайное общество – вещи разные. Тайное общество занималось заговором. Мало того, кружок петрашевцев был весьма неоднороден и, в свою очередь, делился еще на ряд кружков поменьше вроде кружка Дурова, в котором активничал Достоевский.

Петрашевский призывал людей к революционной борьбе против действующей власти.

С середины марта 1849-го к Петрашевскому под видом слушателя начинает ходить полицейский агент Пётр Антонелли (бывший студент Санкт-Петербургского университета). Еще двое агентов снимают соседнее помещение под табачную лавочку. Антонелли в своих донесениях преподнёс деятельность кружка как максимально опасную, подрывающую устои государства. Агент получил награду - 1 500 рублей серебром, был восстановлен в университете, который окончил в 1851 году по разряду восточной словесности.

23 апреля в пятом часу утра арестовано большинство, включая самого Петрашевского. Горе-фурьериста заключили в Алексеевский равелин, где на допросах он так и не раскаялся, настаивая на необходимости для России республиканской формы правления, отмены цензуры и рабства, введения суда присяжных и свободы печати, замены частной собственности коллективной, создания союза всех народов и т.д. Получался коктейль из здравых и утопически-мечтательных идей.

Это привело к тому, что 22 декабря 1849 г. Петрашевского вместе с несколькими десятками единомышленников арестовали. В результате, суд приговорил его и еще примерно 20 революционеров к смертной казни.

Когда революционеров из кружка петрашевцев привели на место расстрела и даже успели зачитать обвинение, но затем объявили, что смертная казнь заменена бессрочной каторгой. В действительности, еще до начала процесса военнослужащие знали, что им не придется стрелять в преступников, чего не знали последние. Один из приговоренных к казни, Николай Григорьев, лишился рассудка. Чувства, которые Достоевский испытал накануне казни, писатель отразил в своем знаменитом романе «Идиот».

После всего случившегося Михаил Петрашевский был сослан в Восточную Сибирь. Местный губернатор Бернгард Струве, который общался с революционером, высказал о нем не самые лестные отзывы. Он говорил, что Петрашевский был гордым и тщеславным человеком, желавшим находиться в центре внимания.

В конце 1850-х годов Михаил Васильевич обосновался в Иркутске в качестве ссыльнопоселенца. Петрашевский сотрудничал с «Иркутскими губернскими ведомостями», основал первую либеральную газету в Сибири «Амур», где пару лет вел обозрение. Потом за выступления против очередного произвола властей был выслан в Енисейскую губернию, где жил в Шушенском, потом в Красноярске и всюду боролся, всюду искал правды. Из Красноярска выслали его назад в Шушенское, оттуда в село Верхний Кебеж, потом в село Бельское.

Там он вёл жизнь очень скромную, иногда крестьяне обращались к нему с просьбами написать им прошения, он писал, эти жалобы не нравились начальству, особенно сельскому, и при случае оно ему старалось мстить.

Петрашевский жил в квартире один, прислуживали ему хозяева. На костюм свой он мало обращал внимания, у него была енотовая шуба вся разорванная, в лоскутьях, и когда ему говорили, отчего он не заведёт хорошего костюма, он только рукой махал. Это был очень добрый и простой, кроткий человек. Иногда у него бывали деньги, но долго не водились и многие ими пользовались. Несмотря на запрещение, он, вероятно, бывал в городе (Енисейске).

Михаил Петрашевский умер в 45 лет от кровоизлияния в мозг. Похоронен за оградой кладбища, так как местный батюшка запретил хоронить революционера среди сельчан, ибо тот «умер без покаяния». Со временем кладбище расширилось, и теперь могила находится внутри его.

Петербург, время и место – Казнить нельзя помиловать



Комментариев нет:

Отправить комментарий