вторник, 19 октября 2021 г.

Романс Георгия Свиридова «Роняет лес багряный свой убор…»

В 1935 году молодой композитор Георгий Свиридов обратился к поэзии А. С. Пушкина. Был задуман вокальный цикл из шести романсов... Пушкин писал эти стихотворения в разные годы: «Зимний вечер» и «19 октября» («Роняет лес...») — в 1825-м, «Зимнюю дорогу» — в 1826-м, «Няне» (Свиридов назвал его «К няне») — в 1827-м, «Предчувствие» — в 1828-м и «Подъезжая под Ижоры» — в 1829-м.

Работа над романсами началась летом 1935 года и протекала в трудное для молодого музыканта время. У него была койка в общежитии техникума, в огромной комнате, где кроме него ютилось еще человек пятнадцать. Жил впроголодь; крошечной стипендии, разумеется, не хватало, и он подрабатывал вечерами то в пивнушке у Кировского завода, то в ресторане Чванова на Петроградской стороне. Романсы вскоре пришлось на время оставить: ослабленный постоянным недоеданием, Свиридов простудился. Болезнь приняла серьезный характер, и он на время уехал в Курск. Кроме климата, значительно лучшего, чем в сыром Ленинграде, там была мать, которая могла подкормить юношу. К концу года, в Курске, романсы были закончены и стали первым крупным достижением 19-летнего композитора.

После его возвращения в Ленинград они были изданы, исполнены на радио, а с 1937 года, в связи с торжественным празднованием 100-летия со дня смерти поэта, вошли в репертуар таких выдающихся исполнителей, как Лемешев, Пирогов, Мигай.

Не все стихи Свиридов использовал полностью.

Из большого стихотворения «19 октября», посвященного лицейской годовщине 1825 года, для романса взяты два первых восьмистишия.

Всего Пушкиным было написано 5 стихотворений, посвящённых этой дате. Стихотворение 1825 года особенно примечательно – его поэт писал, находясь в ссылке в Михайловском. Покидать имение было категорически запрещено, но он нашёл способ «поприсутствовать» на встрече лицеистов хотя бы таким способом.

«Роняет лес багряный свой убор…» — строгая благородная элегия, проникнутая суровым раздумьем.

Неторопливо и свободно разворачивается вокальная мелодия, ее сопровождает графичная фортепианная партия, словно рисующая голые ветви осенних деревьев, холодное северное небо. С этим первым образом сопоставлен внутренний мир поэта («Пылай, камин, в моей пустынной келье»).

Музыка приобретает патетический оттенок, четким становится метр, мелодия стремится ввысь, поддержанная мощными аккордами аккомпанемента, но затем ниспадает, чтобы завершиться грустным, полным безнадежности «И милого душа моя не ждет».

Первым исполнителем романса «Роняет лес багряный свой убор» стал солист Большого театра, тогда уже известный и любимый публикой Сергей Яковлевич Лемешев (1902-1977). Романс был записан им на пластинку в 1938 году. Партия фортепиано: Семен Стучевский.


Многие годы спустя, в 1987 году, в дневнике композитор записал: «1935 год. «Пушкинские романсы» — переменили мою жизнь». А в еще более поздней тетради Свиридов записывает: «Пушкинский цикл. Одна из лучших моих вещей. Его бы надо назвать «Бедная юность». Именно такой была моя юность. Бедная, нищая (с той поры я навсегда смирён с нищетою, никогда на нее не обижался, не сетовал), бесприютная, бездомная. Такой стала вся моя жизнь и жизнь всей России, всего русского народа, лишившегося дома, крова над головою каждого человека. Надежды сулила лишь сама жизнь, судьба, бессознательная надежда на Бога. А помощи было ждать неоткуда.... «Зимний вечер» надо сделать заново, по смыслу. Вьюга за окном тихая, негромкая (скрытая сила), буря жизни окружает человека со всех сторон. Образы Пушкина — от Русской природы и сходной с ней жизни. Жизнь всякого человека связана с Природой, со сменой времен года, со сменой дня и ночи (а в России много ночи, много ночного)».

Романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина исполняет 

Дмитрий Хворостовский 



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий