Принято
считать, что первый выпуск Царскосельского лицея был воистину «золотым». Ярче
всех, конечно, блещет звезда выпуска – Александр Сергеевич Пушкин, хотя в
списке выпускников он стоял под номером 14 – чуть выше середины списка (на
первом месте стоял сильнейший, на последнем – слабейший). Его поэтический
талант, его трагическая судьба наложили отпечаток на всех выпускников этого
курса.
Создаётся впечатление, что «одноклассники» Александра Сергеевича отдали ему пальму первенства, добровольно определившись во вторые и третьи ряды за его спиной. И главную роль в этом «самоопределении» сыграл человек, стоявший под «нумером 1» в списке выпускников.
Александр Михайлович Горчаков закончил лицей со 2-й
золотой (малой) медалью. Вот как о нём отзывался первый директор Императорского
Царскосельского Лицея Василий Фёдорович Малиновский:
«...Князь Горчаков (Александр), 14-ти лет. Превосходных дарований. Благородство с благовоспитанностию, крайняя склонность к учению с быстрыми в том успехами, ревность к пользе и чести своей, всегдашняя вежливость, нежность и искренность в обращении, усердие, ко всякому дружелюбие, чувствительность с великодушием и склонность к благотворению суть неотемлемые принадлежности души его; пылкость ума и нрава его выражают быстрая речь, и все его движения; при всем том он осторожен, проницателен и скромен. Крайняя чувствительность причиняла ему прежде много страданий, но теперь она вошла в пределы умеренности; он начинает сносить ее со свойственным великодушием. Опрятность и порядок царствуют во всех его вещах.»
Лучшие
педагоги и воспитатели Лицея раскрыли и развили природные таланты юного
Горчакова. Среди предметов, преподававшихся в Лицее, он особенно увлекался
русской литературой и историей. Вместе со своими лицейскими товарищами
А.С.Пушкиным, И.И.Пущиным, А.А.Дельвигом, В.К.Кюхельбекером он пытался
заниматься литературным творчеством. Эти первые опыты не сохранились, однако
изящество и непринужденность слова в деловой и частной переписке
свидетельствовали о несомненных талантах их автора.
Ещё
задолго до окончания Лицея Горчаков твердо определил род своей будущей
деятельности. Когда у него спросили почему он избрал для себя стезю дипломата
он отвечал так: «Военная служба не
представляла мне почти ничего привлекательного в мирное время, кроме мундира,
которым отныне прельщаться предоставляю молодым вертопрахам, однако я все же
имел предрассудок думать, что молодому человеку необходимо начать службу с
военной. Я предоставил другим срывать лавры на ратном поприще и решительно
избрал светскую, как более сходную с моими способностями, образом мыслей,
здоровьем и состоянием. Так я мог стать более полезным. Без сомнения, если бы
встретились обстоятельства, подобные тем, как ознаменовали 12-й год, тогда, по
крайней мере, по моему мнению, каждый чувствующий в себе хотя малую наклонность
к военной, должен бы посвятить себя оной, и тогда бы и я, не без сожаленья,
променял перо на шпагу. Но так как, надеюсь, сего не будет, то я избрал себе
статскую, а из статской благороднейшую часть - дипломатику». Он непременно
хотел стать дипломатом. Его кумиром был дипломат И.А. Каподистрия. «Прямой характер его (Каподистрии) не
способен к придворным интригам. Желал бы я служить под его начальством», -
говорил Александр.
Александр
Горчаков стал гением русской дипломатии, министром иностранных дел и последним канцлером
Российской империи.
Предлагаем
вашему вниманию лекцию Николая Борисова, посвящённую Александру Михайловичу
Горчакову.
История
России. Лекция 30. Александр Горчаков. Гений русской дипломатии
Князь
Александр Михайлович Горчаков - человек, последним из выпуска встретившим «лицея
день священный». Похоже, именно ему лицей обязан «культом Пушкина»,
который установился там после гибели поэта.
Подготовила
Марина Николаевна Урусова
Комментариев нет:
Отправить комментарий