суббота, 30 октября 2021 г.

Из истории Волгоградского государственного социально-педагогического университета. 1931-1941 гг.

 2021 год богат на юбилеи и знаменательные события. Увы, мы не успеваем отразить из все и порой задерживаемся с публикациями по юбилейным темам. Но всегда рады исправить это досадное недоразумение, пригласив наших читателей познакомиться с интересной информацией. 

90 лет назад - 1 октября 1931 года начались занятия в Сталинградском индустриально-педагогическом институте (ныне - Волгоградский государственный социально-педагогический университет). Предлагаем вам познакомиться с научной статьёй И. Е. Круцко, посвященной первому десятилетию истории вуза. 


И. Е. Круцко

СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (1931-1941 ГГ.)

Начало 30-х годов было для Нижнего Поволжья, как и для всей страны, временем огромных перемен, напряженного социалистического строительства. Сталинград превращался в крупнейший индустриальный центр юго-востока страны. С конвейера тракторного завода 17 июня 1930 г. сошел первый трактор. Строились мощная тепловая электростанция, судоверфь, метизный завод. Реконструировались заводы «Красный Октябрь», «Баррикады», «Электролес». Город бурно рос: в 1927 г. в нем насчитывалось 140 тыс. жителей, в 1934 г. – 400 тыс.

По мере развертывания социалистического строительства все большее значение приобретали вопросы культурной революции. Насущной задачей становится не только ликвидация неграмотности, но и повышение культурного и технического уровня трудящихся. Стане стали крайне необходимы тысячи специалистов – инженеров, учителей, врачей и т. п. Задача создания новой, социалистической интеллигенции выдвигается на первый план.

Особое место занимает вопрос о педагогических кадрах. По мысли В. И. Ленина, народный учитель является центральной фигурой культурной революции, к нему сходится решение всех её задач – от ликвидации неграмотности до развития наук. в начале тридцатых годов страна испытывала острый недостаток учителей. В Сталинграде, например, перед началом 1932/1933 учебного года не хватало более 400 преподавателей.[1] В деревне положение с учительскими кадрами было еще хуже.

Другой стороной проблемы являлся уровень профессиональной подготовки большинства учителей. В приказе наркома просвещения РСФСР от 19 мая 1935 г. говорилось, что «состав педагогов Сталинградского края по своему образованию совершенно неудовлетворителен».[2] Даже в 1938 г., когда положение заметно улучшилось, 21,7 % учителей не имели высшее образование. Остальные же (70,9 %) окончили средние учебные заведения. [3] Неудивительно, что за годы первой пятилетки только в РСФСР количество педагогических вузов увеличилось с 18 до 62. В числе открытых в это время педвузов был и Сталинградский индустриально-педагогический институт. Решение правительства о его создании было принято 22 мая 1931 г. 28 июля 1931 г. Нижневолжский крайком ВКП(б) рекомендовал на пост директора нового института С. С. Ахапкина.

Летом 1931 г. в газетах появилось объявление о первом наборе студентов. Численность его определялась в 120 человек. Городской комитет партии и горком комсомола делали все от них зависящее, чтобы набор прошел успешно. «Индустриально-педагогический институт, - писала 5 августа 1931 г. газета «Борьба», - в этом году впервые открывает свои двери и проводит выбор. Естественно, что новый вуз особенно нуждается в широкой общественной поддержке и разъяснении рабочей массе его основных задач».

На предприятиях города и края была проведена соответствующая разъяснительная работа, и уже в начале августа в институт было подано 275 заявлений. В соответствие с существующими тогда условиями приема в вузы 65 % мест предоставлялось рабочим, преимущественным правом пользовались также колхозники и работники просвещения. чтобы обеспечить нужный социальный состав поступающих, 10 июля 1931 г. при институте были открыты подготовительные курсы (40 человек) для рабочих и их детей.

1 октября 1931 г. институт начал учебные занятия в нескольких небольших комнатах строительного техникума (теперь кинотеатр «Гвардеец»). Занятия проводились на четырех отделениях: историко-экономическом (30 студентов), политехническом (26), химико-биологическом (30) и физико-техническом (34 человека).[4] Среди 120 студентов первого набора было 30 женщин.

Итоги первого набора в институт свидетельствуют о том, насколько строго выполнялись партийные директивы о социальном составе принимаемых в вузы. Более половины принятых (64 человека) были рабочие, 19 – дети рабочих, 18 – колхозники и их дети, 19 – служащие. Членов и кандидатов ВКП(б) – 30 человек, членов и кандидатов ВЛКСМ – 46. Прием в институт проходил только по направлениям и рекомендациям предприятий, партийных или комсомольских ячеек.

Большинство студентов имели трудовой стаж. На политехническом отделении стали учиться, например, машинист Н. Кострицкий, помощники машинистов В. Филимонов и И. Гуров, учителя В. Сергеев и В. Баранов, тракторист В. Колесниченко, счетный работник Н. Бочков. Партийная организация СТЗ направила в институт работниц А. Г. Карпушову А. Ф. Паничеву.

Начал складываться коллектив преподавателей. К ноябрю 1931 г. он насчитывал 17 человек, среди них – один профессор, 7 доцентов, 4 преподавателя, 4 ассистента и один лаборант.[5]

В первые годы существования института его руководство и общественные организации потратили немало сил, чтобы создать необходимую для педагогического учебного заведения материальную базу. Летом 1931 г. решением городского Совета молодому вузу передали здание строительного техникума. Одновременно решили предоставить институту общежитие на 80 мест.

Но число учебных заведений всех типов быстро росло, а фонд помещений, которым располагал город, был невелик. Уже весной 1932 г. в здание института было вселено ФЗУ Стройтранса, занявшее 6 комнат, в том числе химическую лабораторию, на оборудование которой институт затратил 10 тыс. рублей. Поэтому в 1932 г. институт располагал всего 8 аудиториями, из которых 2 были заняты под студенческое общежитие. На этой площади занимались 9 учебных групп.[6]

Позже институт получил в свое распоряжение еще одно здание (24 комнаты) по Академической улице, 12. Однако учебная площадь очень скоро стала недостаточной для четырех курсов педагогического института, двух курсов учительского института и рабфака. Положение значительно улучшилось в 1939 г., когда педагогическому вузу было передано ещё одно здание, а на здание по Академической улице был надстроен третий этаж.

Не менее остро стоял вопрос об общежитиях студентов и о квартирах для преподавателей. В первые годы студенты жили в двух общежитиях, которые получил институт на ближайших к нему улицах – Ковровской и Рабоче-Крестьянской. Студенческое общежитие было также создано в здании бывшего Илиодоровского монастыря. Оно могло вместить 200 человек, а заявок в 1932 г. поступило 800. Бытовое положение студентов педвуза улучшилось в 1936 г., когда для них открылось общежитие на Баррикадной улице. И всё-таки перед войной не менее 500 студентов жили еще на частных квартирах.

Имелись и другие трудности. Средств, отпускаемых Наркомпроса на учебное оборудование, не хватало, и в 1931 г. крайисполком вынес решение о финансировании института из бюджета города. В течение первых десяти лет своего существования институт не раз получал по этой линии крупные суммы для приобретения оборудования и улучшения условий жизни студенчества.

Сотрудники проявили немалую энергию, чтобы обеспечить вуз необходимыми учебными пособиями. Они ездили за ними в Москву, Ленинград, Киев, отыскивали их на предприятиях города. Так, на швейной фабрике был обнаружен хороший проекционный фонарь, на других предприятиях – микроскоп, радиолампы, некоторое оборудование, необходимое для кафедры химии. В 1937 г. преподаватель И. Е. Клименко в одном из особняков обнаружил вращающуюся астрономическую вышку, принадлежащую, видимо, купцу, любителю астрономии. Городской Совет передал вышку институту. Постепенно его кабинеты и лаборатории накапливали все необходимое для работы. В 1935 г. в нем действовали лаборатории механики, молекулярной физики, электричества и оптики, кабинет математики. С 1934 г. в лабораториях кафедры физики выполнялись все необходимые по учебной программе лабораторные работы.

Оборудовался и биологический кабинет. На небольшом участке за городом постепенно стала создаваться агробиостанция. К концу 1935 г. факультет биологии и химии располагал лабораториями неорганической, аналитической и органической химии. Оборудованы были кабинеты ботаники, зоологии и географии.

В 1934 г. организовались кабинеты социально-экономических дисциплин, отечественной и всеобщей истории, языка и литературы, педагогики, а позднее – кабинеты методик различных дисциплин.

В 1931 г. начала создаваться библиотека института, для которой студенты сами изготовили стеллажи, а книги приобретались на месте, привозились и поступали из разных городов страны. В конце 1935 г. библиотека насчитывала уже около 60 тыс. томов, а накануне Великой Отечественной войны – 200 тыс.

Институт возник как индустриально-педагогический. В соответствии с учебными планами и задачами он должен был готовить инженеров-педагогов для работы в общеобразовательных школах, ФЗУ и техникумах. Считалось, что выпускники агро- и индустриально-педагогических институтов смогут обеспечить осуществление политехнизации школы.

Однако индустриально-педагогическим вузом он оставался недолго. В 1931 г. начались серьезные перемены в области народного просвещения, коснувшиеся общеобразовательной и высшей школы. ЦК ВКП(б) и Совнарком в ряде постановлений 1931-1936 гг. наметили пути перестройки советской школы и развитии педагогической науки в соответствии с требованиями нового этапа социалистического строительства. Эти постановления и практические меры, которые за ними последовали, направлялись на вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями. Началась разработка новых школьных программ и стабильных учебников. Серьезные изменения произошли в преподавании истории и географии в школе. Значительно изменились методы обучения и организация учебного процесса, прочно утвердились классно-урочная система, сложилась стабильная система проверки и оценки знаний учащихся.

Значительные перемены в работе школы не могли не вызвать перестройки высшего педагогического образования. Она выразилась в устранении ненужного параллелизм в подготовке учителей, в создании более рационально расположенной сети педвузов, а самое главное – в реорганизации их структуры, в изменении содержания и методов учебно-воспитательной работы.

13 декабря 1932 г. было утверждено новое «Положение о педагогическом институте», а с 1933 г. началось составление новых учебных планов педагогических вузов. Поскольку иначе стали рассматриваться сущность и пути политехнизации школы, агро- и индустриально-педагогические вузы стали преобразовываться в педагогические. Изменение содержания и методов их работы заключалось в том, что устранялась многопредметность. Восстанавливалась в своих правах лекция как основная форма занятий в высшей школе, вводились спецкурсы, спецсеминары и факультативные курсы, утвердилась система индивидуального и дифференцированного учета знаний студентов.

В учебных заведениях возросла роль специальных дисциплин и увеличилось число отведённых на них часов.

Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса» педагогика была восстановлена в своих правах, что также нашло отражение в учебных планах педагогических институтов. В результате этой перестройки высшая педагогическая школа стала во многом более соответствовать требованиям социалистического строительства.

Глубокие перемены первой половины 30-х годов в системе педагогического образования являлись тем фундаментом, на основе которого происходило становление и развитие Сталинградского педагогического института. Срок обучения в нем увеличился с трех до четырех лет. В 1932 г. возникли новые отделения: русского языка и литературы, географическое. После известных постановлений ЦК ВКП(б) и Совнаркома о преподавании истории и географии в школах, принятых весной 1934 г. в институте увеличился прием на историческое отделение: из трехсот человек, поступивших в 1934 г., 90 человек стали студентами этого отделения. Ранее существовавшие отделения в 1933-1935 гг. были преобразованы в факультеты – физико-математический, исторический, естествознания, русского языка и литературы, а в 1939 г. дополнительно открыт географический. Все они готовили преподавателей для VIII X классов по соответствующим предметам.

Первыми деканами созданных факультетов были: на историческом – Ф. Т. Кудинов, затем В. И. Степанов, на географическом – И. И. Панин, на физико-математическом – Н. а. Лебедев, на биологическом – с. М. Ципляков, которого сменил проф. И. П. Гиляровский, а перед войной деканом стала Р. И. Тэст, на факультете русского языка и литературы – Ф. И. Раевской, позднее – А. в. Дортгольц.

Острая нехватка в стране педагогов потребовала создания в 1934 г. учительских институтов с двухгодичным сроком обучения, которые давали неполное высшее образование и готовили учителей для V-VII классов. Появился такой институт и в Сталинграде. С этого времени набор студентов проводился одновременно в оба института. Они работали на одной базе, учебно-воспитательную работу вел один и тот же преподавательский коллектив.

Для учителей города, желающих получить высшее образование без отрыва от работы в школе, открылось вечернее отделение. Кроме того, в 1931-1941 гг. работали различного рода курсы для учителей, действовал также рабфак – с дневным и вечерним отделениями. В 1936 г. на нём обучалось 220 студентов.[7]

Вместе со стационаром росло и укреплялось заочное отделение института. В первые годы, правда, наблюдался значительный отсев студентов с различных курсов, но затем положение улучшилось. Зимнюю сессию 1940/41 учебного года сдавали уже 1456 студентов-заочников. На заочном отделении обучались учителя школ Сталинградской и соседних областей. На историческом факультете, кроме того, учились партийные и комсомольские работники, служащие советских учреждений. Накануне войны на этом факультете обучалась большая группа работников обкома ВКП(б) (среди них секретарь обкома М. А. Водолагин), а на литературном факультете – сотрудники редакции газеты «Сталинградская правда».

В 1932 г. в жизни института произошло знаменательное событие – встреча студентов и преподавателей с замечательным пролетарским писателем, автором «Железного потока» А. С. Серафимовичем. Он ознакомился с учебой и бытом студентов, рассказал о своем нелегком пути в большую литературу, поделился творческими планами, ответил на многочисленные вопросы. На память о встрече Александр Серафимович подарил институту свои книги с автографами.

Общественной жизнью института руководили партийная и комсомольская организации, в деятельности которых отражались перемены, переживаемые всей страной и её высшей школой. В годы становления института общественные организации занимались больше вопросами хозяйственного характера, очень много внимания уделяли отбору абитуриентов, организации социалистического соревнования.

Во второй половине 30-х годов все большее значение в деятельности общественных организаций приобретают вопросы учебной и воспитательной работы, установление связей с учительством города и области, вопросы научной работы. Партийная организация института в 1939 г. насчитывала в своих рядах 70 человек.[8] Более половины её составляли студенты. В 1939 г. численность её возросла до 900 человек.[9] Тогда же секретари комитета ВЛКСМ института становятся освобожденными работниками.

В 1935 г. в институте состоялся первый выпуск – 52 человека получили высшее педагогическое образование. Это было радостное событие для всего города. Первым выпускникам вручили подарки: фотоаппараты, путевки в Москву, каждому сшили хороший костюм. Большая часть учителей первого выпуска уехала работать на Дальний Восток. В 1936-1937 гг. институт выпустил уже 405 человек (205 – педагогический и 200 – учительский). В 1938 г. дипломы получили 405 выпускников.[10] Всего в довоенные годы институт (стационар, вечернее отделение и ОЗО) подготовил около 4000 учителей. Большая часть их осталась работать в области.

К началу Великой Отечественной войны Сталинградский педагогический институт был одним из крупнейших вузов юго-востока страны.

Источник:

Круцко, И. Е. Становление педагогического института (1931-1941 гг.) / Е. И. Круцко // Историко-краеведческие записки. Вып. 6: 400-летию города-героя посвящается. – Волгоград : Нижне-Волжское книжное издательство, 1989. – С. 14-22.



[1] ПАВО, ф. 71, оп. 1, л. 100, л. III

[2] Культурное строительство в Волгоградской области. 1917-1941 гг. Волгоград, 1980, с. 269.

[3] Там же, с. 323.

[4] ЦГАОР, ф. 2306, оп. 70, д. 214, лл. 10-22.

[5] Там ж, д. 209, л. 35.

[6] ГАВО, ф. 313, оп. 1, д. 1238, л. 26.

[7] Сталинград. Справочная книга. Сталинград, 1936. с. 60.

[8] ПАВО, ф. 71, оп. 1, д. 48, л. 179.

[9] Там же.

[10] ПАВО, ф. 113, оп. 1, д. 424, л. 107.

Комментариев нет:

Отправить комментарий