среда, 9 июня 2021 г.

О том, как Лев Николаевич Толстой и Иван Сергеевич Тургенев друг друга на дуэль вызывали

 9 июня (по другим сведениям, в промежуток между 6 и 9 июня) 1861 года (160 лет назад) в имении Афанасия Фета произошла ссора между Львом Николаевичем Толстым и Иваном Сергеевичем Тургеневым, после которой первый вызвал второго на дуэль.

Дуэли унесли жизни «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина и его преемника Михаила Юрьевича Лермонтова. Их противниками были люди, далёкие от литературы. Возможно, поэтому финал поединков был так трагичен? Мыслимо ли себе представить, чтобы с пистолетом в руках литератору противостоял не «светский щелкопёр» или «вспыльчивый друг», а другой маститый писатель? Немыслимо. Наверное, это соображение и остановило двух великих русских писателей от кровопролития.

Справедливости ради, надо сказать, что ссора между писателями не была сиюминутной вспышкой чувств. Недовольство друг другом копилось и не могло не вылиться в скандал.

Толстого познакомила с Тургеневым его родная сестра – Мария Николаевна. Именно она, будучи знакома с Иваном Сергеевичем, рассказывала о брате. Сам Толстой в тот момент находился на позициях в Севастополе, откуда присылал в печать «Севастопольские рассказы».

Еще не будучи знакомым с Тургеневым, Лев Николаевич посвятил ему «Рубку леса». В ответ Тургенев послал молодому писателю первое письмо от 9 октября 1855 года. В письме он желал Льву Николаевичу скорейшего возвращения с войны и выразил надежду, что личное их знакомство окажется небесполезным для обеих сторон.

Возвышенные отношения с М. Н. Толстой вдохновили Ивана Сергеевича на создание повести «Фауст» - поэтической истории о любви. Главная героиня напоминала Марию Николаевну. Но, когда, уйдя от мужа, сестра Толстого ожидала от Тургенева решительного шага, писатель проявил нерешительность и не давал ей более никаких надежд, остался на длительное время за границей. Толстой сделал запись в дневнике в сентябре 1858 года: «Тургенев скверно поступает с Машенькой…». Это не помешало ему познакомиться с Иваном Сергеевичем и долгое время поддерживать с ним дружеские отношения.

Вернувшись с войны, Толстой опубликовал ряд своих произведений. Уже по ним было заметно, что растёт гений. Тургенев, будучи в самом расцвете и являющийся властителем дум прогрессивной молодежи, взял под патронаж молодое дарование.

Сложно было представить себе более разных людей – утончённый интеллигент Тургенев и солдафон Толстой. Они разошлись в оценке поступка Некрасова, проигравшего в карты гонорар Ивана Сергеевича. Тургенев возмущался безнравственностью Некрасова (по большей мере его игрой в карты, а не проигрышем), а Толстой не видел в этом ничего предосудительного. Тургенева вымораживала грубость и обилие нецензурных выражений в речи Толстого. Как вспоминал один солдат, служивший с писателем: «Батюшка Лев Николаевич был конечно хороший офицер. Отчаянно храбрый, но заботился о нас. Как говорится, слуга царю, отец солдатам. Но уж больно сильно матерился. Такое, порой, завернёт по матушке, что даже у нас уши заворачивались!» Толстой, человек нетерпимый, обращенный в будущее, пересматривающий прошлое и все время меняющийся, считал, что Тургенев недостаточно своеобычен, так сказать, иностранен. Он всегда восхищался тургеневскими пейзажами, считал, что он не может написать ничего подобного, а в то же время сердился на него.

Мелкие конфликты между писателями возникали постоянно. За ними следовало примирение, поскольку оба уважали друг друга за литературный талант. А затем всё начиналось заново. Накал страстей постепенно нарастал. Кульминацией стала встреча в имении Афанасия Фета.

Вот как писал об этом в своём дневнике Фет:

«Утром, в наше обыкновенное время, то есть в 8 часов, гости вышли в столовую, в которой жена моя занимала верхний конец стола за самоваром, а я в ожидании кофея поместился на другом конце. Тургенев сел по правую руку хозяйки, а Толстой – по левую. Зная важность, которую в это время Тургенев придавал воспитанию своей дочери, жена моя спросила его, доволен ли он своей английской гувернанткой. Тургенев стал изливаться в похвалах гувернантке и, между прочим, рассказал, что гувернантка с английскою пунктуальностью просила Тургенева определить сумму, которою дочь его может располагать для благотворительных целей. «Теперь, – сказал Тургенев, – англичанка требует, чтобы дочь моя забирала на руки худую одежду бедняков и, собственноручно вычинив оную, возвращала по принадлежности».

– А это вы считаете хорошим? – спросил Толстой.

– Конечно; это сближает благотворительницу с насущною нуждой.

– А я считаю, что разряженная девушка, держащая на коленях грязные и зловонные лохмотья, играет неискреннюю, театральную сцену.

– Я вас прошу этого не говорить! – воскликнул Тургенев с раздувающимися ноздрями.

– Отчего же мне не говорить того, в чем я убежден? – отвечал Толстой.

Не успел я крикнуть Тургеневу «перестаньте», как, бледный от злобы, он сказал: «Так я вас заставлю молчать оскорблением!» С этим словом он вскочил из-за стола и, схватившись руками за голову, взволнованно зашагал в другую комнату. Через секунду он вернулся и сказал, обращаясь к жене моей: «Ради бога извините мой безобразный поступок, в котором я глубоко раскаиваюсь». С этими словами он ушел».

Как показывает дальнейшая переписка писателей, деликатный Фет смягчил слова, произнесённые Тургеневым. Интеллигентнейший Иван Сергеевич, обиженный в отцовских чувствах, пообещал Толстому «дать в рожу», если тот не замолчит.

Далее в дневнике Фета записано:

«Уехал и Толстой. Отъехав станцию, Толстой послал в Никольское своего слугу за дуэльными пистолетами и пулями и послал Тургеневу вызов: «Надеюсь, что ваша совесть вам уже сказала, как вы не правы передо мной, особенно в глазах Фета и его жены. Поэтому напишите мне такое письмо, которое бы я мог послать Фетам. Ежели же вы находите, что требование мое несправедливо, то известите меня. Я буду ждать в Богуславе. – Л. Толстой». После этого Толстой послал Тургеневу второе письмо: это был вызов на смертельную дуэль. Он просит приехать на опушку леса с ружьем; выражает желание стреляться по-настоящему. 

Тургенев извинился. Толстой послал Фету раздраженное письмо и просил Фета передать его Тургеневу «так же аккуратно, как вы передаете мне его милые изречения, несмотря на мои неоднократные просьбы о нем не говорить».

Далее начинается словесная дуэль между писателями. В сентябре Тургенев, до которого дошли слухи, что Толстой видит в его отказе от дуэли трусость, сам бросает вызов противнику, требуя сатисфакции.

Лишь в октябре тон писем смягчается. Толстой пишет Тургеневу следующее письмо:

«Милостивый государь! Вы называете в письме своем мой поступок бесчестным, кроме того, Вы лично сказали мне, что Вы «дадите мне в рожу»; а я прошу у Вас извинения, признаю себя виноватым и от вызова отказываюсь».

На долгие годы писатели разорвали отношения. Но успехами друг друга продолжали интересоваться. Известно, что Толстой в письмах Фету пытался выведать у того, как оценил первые главы «Войны и мира» Тургенев.

     Спустя 17 лет они примирились. Лев Николаевич первый поборол в себе сословные предрассудки и протянул руку дружбы Тургеневу, так много хорошего сделавшему для него в молодости. Толстой написал ему письмо: «В последнее время, вспоминая о моих с вами отношениях, я, к удивлению своему и радости, почувствовал, что я к вам никакой вражды не имею. Дай бог, чтобы у вас было то же самое… Я помню, что я вам обязан своей литературной известностью, и помню, как вы любили моё писание и меня…».

Несколько раз после этого Тургенев и Толстой встречались, уважительно отзывались друг о друге, но каких-то тёплых чувств уже не было.

Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий