21 июня 1901 (120 лет назад) - В Петербурге торжественно заложен Суворовский музей (проект А.И. фон Гогена и Г.Д. Гримма). Открыт тремя годами позже, 26 ноября 1904 года.
В
городе на Неве Александр Суворов прожил 10 лет. Дом, где останавливался
легендарный полководец, фактически принадлежал мужу его племянницы, а
расположен он на набережной Крюкова канала. Петербург стал началом карьеры
Суворова. Здесь же в 1799 году генералиссимус и скончался. Погребен величайший
военачальник в Благовещенском соборе на территории Александро-Невской лавры.
С
именем Суворова в Петербурге связаны историко-архитектурные памятники:
Таврический дворец, Меньшиковский дворец, Смольный монастырь. Через год после
смерти великого главнокомандующего ему был установлен памятник (автор
скульптуры М.И. Козловский) на Марсовом поле. Спустя 15 лет монумент перенесли
на Суворовскую площадь, где он находится и поныне. Еще один памятник украшает
центральную лестницу Главного штаба. Фигура Александра Васильевича входит в
состав скульптурной композиции памятника Екатерине II на Пушкинской площади. В
1904 году открылся персональный музей Суворова в Санкт-Петербурге.
Генералиссимус
Александр Васильевич Суворов – первый человек в России, в честь которого был
возведен мемориальный музей. Музей строился в Петербурге в 1901–1904 годах по
Высочайшему соизволению Императора Николая II. Пожертвования на его
строительство поступали от широких кругов военной и гражданской общественности.
Сам Государь, еще в 1898 году повелевший открыть подписку по Империи о сборе
средств на создание музея, стал главным жертвователем и покровителем
строящегося «храма-памятника». Лейб-гвардии Преображенский полк выделил место
для музея – часть своего плаца на углу Кирочной и Таврической улиц.
Музей Суворова (СПб) внешне напоминает о традициях древнерусского зодчества. В архитектурном ансамбле сочетается башня-крепость, два боковых предела и дворцовое крыльцо. На центральной части особняка водружен княжеский герб Александра Васильевича. Башню венчает гербовый символ России - двуглавый орел.
Оба
крыла главного фасада украшают мозаичные картины, исполненные мозаичистами Н.Е.
Масленниковым и М.И. Зощенко (отец известного русского писателя М.М. Зощенко)
по эскизам художников А.Н. Попова («Переход Суворова через Альпы») и Н. А. Шабунина
(«Отъезд Суворова в поход 1799 года»). Под шатром центральной башни, увенчанной
двуглавым орлом, расположен княжеский герб А.В. Суворова. Вход в музей оформлен
в виде древнерусского дворцового крыльца.
Собрание
Суворовского музея изначально формировалось преимущественно за счет даров
почитателей памяти полководца. В основе фондов музея лежат три большие
коллекции.
В
1900 году Владимир Владимирович Молоствов (1863 — ?), потомок Суворова и
владелец села Кончанское, подарил музею подлинную суворовскую Кончанскую
церковь со всем убранством и хранившиеся в ней награды полководца, его
подзорную трубу и даже первую надгробную плиту, установленную на могиле
Суворова в день похорон 12 мая 1800 года. Это – первая по значению коллекция
музея.
Вторая
коллекция – множество суворовских документов, подаренных музею Императором
Николаем II в 1902–1904 годах, от курьерских паспортов сержанта Суворова до
черновиков писем о его приезде в Петербург 23 апреля 1800 года, включая патенты
на чины и грамоты о пожаловании титулов. Кстати, знаменитая картина Сурикова
«Переход Суворова через Альпы», пребывающая сейчас в собрании Русского музея, тоже
была подарена Императором Суворовскому музею.
Третья
коллекция – это знаменитое собрание известного астронома и поклонника
суворовского таланта Василия Павловича Энгельгардта (1818 — 1915), собиравшего
реликвии, связанные со Швейцарским походом полководца. Тринадцать ящиков общим
весом в 955 кг были присланы им в адрес музея в 1902 году. Эта коллекция
получила название «Суворовский сборник Энгельгардта». В его составе ядра,
оружие и предметы снаряжения, найденные на местах боев, модели памятников, воздвигнутых
в Швейцарии, гравированные портреты сподвижников и противников Суворова,
образцы альпийских минералов и даже чучело альпийского орла. Самой же ценной
составляющей этого собрания является альбом фотографий, запечатлевших путь
суворовской армии спустя столетие после похода.
Торжественное
открытие и церковное освящение Суворовского музея состоялось в день 175-летней
годовщины со дня рождения полководца, 13 ноября (по ст. стилю) 1904 года, в
присутствии Императора Николая II, представителей полков, в которых служил и
которыми командовал Суворов (преображенцы, семеновцы, суздальцы, фанагорийцы и
др.), чинов Академии Генерального штаба, создателей музея и потомков
генералиссимуса.
Вместе
со всей страной музей Суворова (Санкт-Петербург) переживал исторические
катаклизмы. Во время Мировой войны начала XX века и в последующие годы
гражданских волнений коллекция паноптикума была отправлена в Москву.
Возвратившись обратно, экспонаты вошли в состав Артиллерийского музея. А в 1940
году он переехал под своды Адмиралтейского музея, где специально был оборудован
суворовский зал.
В
ходе бомбежек в дни Ленинградской блокады здание было частично разрушено.
Послевоенные годы ознаменовались восстановлением паноптикума на историческом
месте под руководством автора проекта М. Плотникова. Музей Суворова
(Санкт-Петербург) открылся в статусе военно-исторического в 1951 году.
Десятилетний
капитальный ремонт, начатый в 1988 году, благополучно завершился торжественным
открытием экспозиций и здания музея. В период реставрации паноптикуму было
возвращено прежнее звание - мемориальный музей Суворова Санкт-Петербурга.
В
1991 году музею был возвращен первоначальный статус, и он стал именоваться
Государственным мемориальным музеем А. В. Суворова.
С
1988 по 1998 годы музей был закрыт на капитальный ремонт, в ходе которого по
старым фотографиям удалось восстановить его интерьер. Была создана новая
экспозиция, целиком и полностью посвященная великому русскому полководцу. 8 мая
1998 года произошло новое рождение музея как храма русской воинской славы и
мемориала Суворова.
А
в 2004 году в 100-летний юбилей музея на главную башню был возвращен «орел».
Сегодня
музей ведет активную выставочную работу, издает научные сборники «Суворовские
чтения», его экспонаты опубликованы в ряде каталогов последних крупных
тематических выставок.
Центральный зал музея поражает своим
пространством, простотой и торжественностью. Доминантой зала является витраж, на
котором в величественной позе в стиле парадных портретов XVIII века изображен
Суворов. Перед витражом, в обрамлении пушек, представлены боевые награды и
личное оружие полководца. В нишах за центральной витриной расположена
реконструкция комнаты дома в селе Кончанском, где Суворов отбывал ссылку, и
композиция из предметов дома в Гларисе и «Суворовской комнаты» в монастыре Св.
Иосифа в Муттенской долине, где Суворов останавливался во время Швейцарского
похода. В других нишах и витринах зала выставлены трофеи русской армии, а стены
украшают русские и трофейные турецкие знамена.
Большой левый зал музея посвящен жизни и
деятельности Александра Васильевича Суворова. Экспозиция рассказывает о его
службе на протяжении четырех царствований, взаимоотношениях с современниками,
участии в Семилетней войне, Русско-турецких и Польских войнах,
Итало-Швейцарском походе. В центре зала стоит французская пушка системы
Грибоваля – одно из 39 орудий, взятых в качестве трофеев после сражения при
итальянском городе Нови в 1799 году.
В Малом левом зале находится раздел, посвященный
семье и ближайшим потомкам полководца. В экспозиции представлены портреты и
личные вещи его жены Варвары Ивановны Суворовой (урожденной княжны
Прозоровской), дочери Натальи Александровны Суворовой («Суворочки», в
замужестве графини Зубовой), сына Аркадия Александровича Суворова, внуков
Константина Аркадьевича и Александра Аркадьевича Суворовых.
Большой правый зал рассказывает о полководческом
искусстве Суворова. Экспозиция раскрывает новаторские стороны его
полководческой деятельности, показывает боевую практику великого полководца на
фоне современного ему военного искусства. Помимо традиционных экспонатов –
вооружения, обмундирования, снаряжения русской армии суворовского времени, –
здесь представлены макеты сражений, составленные из оловянных солдатиков.
Фотографии
Марины Николаевны Урусовой
Комментариев нет:
Отправить комментарий