воскресенье, 6 октября 2019 г.

Дэя Вразова "Наше детство в XX - XXI веках"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве".

ДЭЯ ВРАЗОВА
НАШЕ ДЕТСТВО В XX-XXI ВЕКАХ

Из воспоминаний Анатолия Сергеева:

Летом 1942 года, до того как в Бекетовке появились наши войска, успели в ней побывать и немцы. Есть очевидцы, видевшие их в это время на пос. Соленый пруд и недалеко рядом с улицей имени Писемского в доме напротив теперешних зданий, где детсад и библиотека им. Короленко. Не исключено, что это было разведывательное подразделение, побывавшее в одну ночь в этих двух точках. Под утро они забеспокоились, засуетились и быстро скрылись. Наверное, обратно за «гору», через нашу линию обороны. Вероятно, получили сведения, что переправились наши войска, которые вскоре (утром) прибыли в Бекетовку.

Однажды я видел, как по посёлку Соленый пруд по крайней его улице, ближе к «горе», по косогору проходили «Раисы», (так их называют в народе) Это небольшие «катюши» на гусеничном ходу, на танкетках, только вместо башни – небольших размеров пусковая установка (типа рельсов для реактивных снарядов, поэтому они и название получили от РЭС’ов – «Раисы» - реактивные снаряды).
 Их я видел единственный раз, несколько штук прошли в направлении к Отраде, к Никитской церкви, ближе к передовой.  Ни до, ни после ничего подобного не видел и главное нигде ни разу об этом не читал и не от кого не слышал, что такие были. Вероятно, было изготовлено несколько образцов, испытали их и потом на вооружение они не пошли.

 Передовая проходила неподалеку на «горе» - возвышенности Ергеней, окаймляющей посёлки Бекетовку и Отраду. Оттуда частенько по Бекетовке посвистывали шальные пули. И однажды такая пуля цвенькнула рядом, оставив на память в заборе дырку в метре от меня.
Другой раз на соседней улице взорвался шрапнельный снаряд. Я стоял, прислонившись затылком к «кухне» и увидел этот взрыв. Трудно в это поверить, но действительно красивое, завораживающее зрелище: чёрный клубок дыма и изнутри начинает, как бы разворачиваться ярко – красная роза. И сейчас передо мной эта картина. Не успел я полюбоваться на эту картину, как солдат резко столкнул меня на землю и отчитал: «Разве можно стоять, когда видишь, что рядом разрывается шрапнель!». И потом он показал – как раз в том месте, где я прислонялся затылком, в «кухне» след от цилиндрика - шрапнели. Так что если бы он меня мгновенно не свалил, может быть, была бы эта дырка у меня во лбу.


 Вдоль по улице имени Писемского было вырыто несколько танковых окопов на случай прорыва немцами. Танк входит в этот окоп и снаружи остается только пулемет и вращающаяся башня с орудием. Сам танк укрыт в окопе. Вот у этого танкового окопа на самый край я однажды поставил взрыватель и, оказалось, что слишком близко к краю. При взрыве часть осколков, ослабленных землёй, попали в меня, обошлось без серьезных последствий.
 А вот у других бывали похуже случаи. Оставались и без рук, без ног, без пальцев. Много мальчишек оставалось и с покалеченными лицами.

 Конечно, в те годы 1942-43 г.г., что такое сила инерции я, естественно, не знал. Но страху от неё натерпелся дважды. Тогда между поселками Бекетовка и Соленый пруд был чистый луг.
Однажды шли мы с братишкой по тропинке с Соленого пруда к Бекетовке по направлению вокзала. Вижу: высоко немецкий самолет, буквально над моей головой бросил бомбу. Я лёг прямо на тропинку и младшего братишку положил рядом. Люди обходят, смеются. Только потом я увидел, что бомбу по инерции отнесло в сторону СталГРЭСа, где она и взорвалась.
И второй случай. Однажды по краю луга немецкий самолет летел на очень низкой высоте, метров 20, не больше над землей, я оказался на его трассе полёта. Вот помнится, что он, лётчик, еще повернулся, наклонился из кабины, глянул на меня и рассмеялся. Ну, буквально недалеко от меня - в шлеме в очках, у меня пошел мороз по коже от его улыбки. Самое страшное, что прямо передо мной он бросил бомбу. Я посчитал, что увидел немец меня и на меня бросил именно её. Там неподалеку была позиция, с которой стреляли «Катюши». Он бросил бомбу на эту позицию. «Катюши», как правило, когда отстреливаются, очень быстро уезжают, иногда не успев зачехлить пусковую установку. Как иногда шутили солдаты: «Катюши» убегают с задранными юбками». И силой инерции бомбу унесло, конечно, туда, а не на мою голову. Вот что значит незнание силы инерции. И хорошо, что она существует, а не падают бомбы вертикально. Так бы и на голову мне могло упасть.
 Этот оскал немецкого летчика, от которого у меня «мурашки по телу» пошли и сейчас перед моими глазами.

Собственно, Бекетовку и СталГРЭС немец бомбил, но своеобразно, чтобы не разнести до основания. Бекетовка почти сплошь была застроена деревянными домами, которые при желании можно было спалить дотла. Но как говорили, немцы оставляли Бекетовку, чтобы в ней зимовать, а СталГРЭС бомбили с таким расчётом, чтобы легче было восстановить.

Голод был неимоверный, - ни магазинов, ни снабжения, ничего. Запасов, естественно, тоже никаких, купить негде и нечего. Возле Никитской церкви был магазин, куда меня послала мать (может быть, будут давать муку) с мешочком и красной тридцаткой. Магазин оказался на замке. В это время я увидел, как с горы скатывается немецкий танк, который я посчитал нашим. Однако по нему вели огонь и рвались гранаты. Танк подбили. Я понял, что это немецкий танк и дал домой тягу со страшной силой.

В начале Сталинградской битвы превосходство немцев в воздухе было подавляющим. У нас же на вооружении были лёгкие, практически беззащитные, фанерные самолетики типа ПО-2 (со сдвоенными крыльями) и ястребки. И поэтому немецкие истребители делали с нашими самолетами, как сейчас говорят, что хотели. Тем не менее, наши ястребки, несмотря на явное преимущество противника, практически не уклонялись от боя и зачастую гибли. Но бывало, что и наши сбивали немцев. Поэтому когда в районе Бекетовки появлялись немецкие истребители, то самолеты типа ПО-2 практически сразу старались скрыться, потому что у них не было ни скорости, ни вооружения, которые могли бы противостоять немецким истребителям. За посёлком Соленый пруд начинается «гора» и там были большие посадки кукурузы. Самолеты эти, как правило, летели туда и садились в кукурузу. Поэтому их прозвали «кукурузниками».
Однажды наш ястребок был сбит над Соленым прудом немецким истребителем и летчик выбросился на парашюте. Немец (я сам это видел) буквально, делая несколько разворотов, строчил в опускающегося лётчика из пулемета. Мы, мальчишки, конечно, побежали к этому месту, где он приземлялся, и успели к моменту приземления быть в этой точке. Народ сбежался. Не успел летчик коснуться земли, быстро подскочил легковой автомобиль, наверное «виллис» (газ-63 и 69 или им подобных тогда конечно не было). Шофер подгадал попасть вовремя к месту приземления, и лётчика подхватили в машину, резко развернулись и уехали. Понятно, что лётчик был весь изрешечен пулями.

Источник:
Вразова, Дэя Григорьевна. Наше детство в ХХ - XXI веках : рассказ бабушки-поисковика / Д. Г. Вразова ; [техн. редактор М. Н. Урусова ; отв. ред. И. О. Дрыжак] ; ВМУК «ЦСГБ», Библиотека-филиал № 17 им. М. А. Шолохова. – Волгоград, 2015. – 149 с. : ил.

Историческая справка:
В книгах Дэи Григорьевны Вразовой, в воспоминаниях ветеранов и «детей Сталинграда» можно обнаружить много новых, неизвестных по предыдущим публикациям сведений о Сталинградской битве. Детские воспоминания Анатолия Сергеева, приведённые в книге «Наше детство в XX-XXI веках», – бесценный кладезь, поскольку его память запечатлела и появление немецкой разведывательной группы в районе Бекетовки, и неизвестные образцы экспериментальной техники («Раисы»), и воздушные бои над Солёным прудом и Отрадой, и быт простого населения в тяжелое военное время, и многое другое. Они опровергают «устоявшуюся» версию о том, что «Бекетовку не бомбили».

Упоминаемые объекты:
Отрада (село Отрадное). В документах ОБД Мемориал (донесениях о безвозвратных потерях) часто встречается другой вариант – посёлок Старая Отрада. Село Отрада было основано астраханским губернатором Никитой Афанасьевичем Бекетовым в 1750-х годах в нескольких верстах от Царицына. В 1861 году в Отраде было открыто волостное правление Царицынского уезда Саратовской губернии. К началу ХХ века в селе имелась Никитская церковь, 1 фельдшерский пункт с фельдшером, ветеринарный фельдшер, полицейский сотский, пожарный сарай с обозом, земско-общественная школа и школа грамоты, стеклянный завод купца Воронина.
В 1931 году посёлок Старая Отрада вошёл в состав Сталинграда.

Ергени. Ергеньевские горы. Цепь природных возвышенностей протяженностью 300 километров.

Солёный Пруд. Естественный водный объект. Получил название за то, что наполняется водой из источника с минеральными примесями. После купания в Солёном пруду на коже остаётся налёт соли. В 1970-х годов на пруду функционировала небольшая лодочная станция. В начале 1980-х годов для отвода воды из пруда рядом был выкопан котлован под второй пруд, который чаще использовали для купания, поскольку вода в нём была теплее. Старый пруд облюбовали рыбаки. Летом он становился местом проведения соревнований судомоделистов.
В настоящее время пруд сильно запущен, несмотря на то, что в нём по-прежнему водится рыба и раки, живут черепахи и дикие утки, бьют родники. В 2017 году жители окрестных домов проводили акцию в защиту Солёного пруда, который стали засыпать грунтом.

Подготовила Марина Николаевна Урусова




Комментариев нет:

Отправить комментарий