четверг, 24 октября 2019 г.

Борис Шаховский "Опаленная юность"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году. 

Борис Шаховский
ОПАЛЕННАЯ ЮНОСТЬ
Отрывок из поэмы

Печальною осенью сорок второго
Нас принял в сраженья
Боец Сталинград.
Стоял он израненный,
Гордый,
Суровый,
В дыму непроглядном,
Лицом на закат.
Всего лишь два цвета
Земле Сталинградской
Сентябрь подарил из палитры цветов:
Багровый –
Цвет листьев и крови солдатской
И чёрный –
Пожарищ и вражьих крестов.
Здесь кончился
Путь отступления долгий,
Отсюда начнётся дорога побед.
Здесь русские просто сказали:
«За Волгой
Для нас земли нет!»
Покоя ни днём,
Ни на дымном закате.

И ночь проведешь под обстрелом, без сна.
К утру одежонку морозцем прихватит,
И словно фанерною станет она.
А с той стороны
Из туманного мрака
К тебе подпоенные фрицы спешат.
Начнется сейчас
Штыковая атака.
Готовься проверить отвагу, солдат!
В щтыки!
Но накопленных сил не жалея,
Не можешь себя от земли оторвать.
Сейчас она, студная,
Печки теплее
И, жесткая, мягче,
Чем дома кровать.
Боишься, что бой
Твою жизнь подытожит?
И вот уже первым вскочил политрук.
Пошли коммунисты!
А ты всё не можешь
Поднять
Приварившихся к брустверу рук.
Нет, можешь…
Вдали завязалось сраженье.
Нет, можешь!
И бруствер качнуло слегка.
Рванулся
И сбросил земли притяженье,
В атаке
на штык удлинилась рука.

Источник:
Шаховский, Б. М. За рассветной чертой : поэма, стихи / Б. М. Шаховский. – Волгоград : Нижне-Волжское кн. изд-во, 1970. – 144 с.

Историческая справка:

Борис Михайлович Шаховский - поэт, родился в Астрахани, учился в Астраханском техническом институте рыбной промышленности. В 1941 г. ушёл добровольцем на фронт, был командиром танка, командиром танкового взвода, войну закончил начальником штаба танкового батальона. Был тяжело ранен, до начала 60-х годов носил осколок в сердце. В 50-е годы переехал в Москву, но никогда не прерывал связи с родиной, ей посвящены многие его стихотворения. Первая книга стихов поэта - «Путь юности» - вышла в 1950 г. В 1955 г. Б. Шаховский окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Автор поэтических книг «Костры на раскатах», «Каспийские зори», «Стихи о нашей любви», «Утраченный прибой», «Лирические странички», «За рассветной чертой» и др. За книгу «Утренний прибой» Б. Шаховский стал лауреатом премии Астраханского комсомола. В Астрахани его имя носит Астраханская юношеская библиотека.
Борис Шаховский ушёл из жизни в 1967 году, похоронен в Москве на Введенском кладбище.

В тексте поэмы цитируются слова Героя Советского Союза снайпера В. Г. Зайцева: «За Волгой для нас земли нет!»

Штыковая атака – один из самых эффективных и самых опасных видов боя. Русская штыковая атака во все времена приводила неприятеля в панику. В окопах Сталинграда применялась неоднократно.
Командующий 62-й армией в Сталинграде В. И. Чуйков ввел в городе тактику ближнего боя. Василий Иванович в своих мемуарах вспоминал, что бойцы в таких штыковых сражениях насаживали на винтовки немцев, как мешки с соломой и перебрасывали их через себя. В домах и подвалах работали ножами и финками, не отступали и дрались до смерти.
Из воспоминаний участника Сталинградской битвы Алексея Волошина: «В 271-м полку я был командиром батареи. В районе Ельшанки - раньше это была южная окраина Сталинграда, сейчас почти центр - немцы прорвали линию фронта. И я как раз там находился вместе со своей батареей. Начальник штаба капитан Золотов приказал выбить немецких автоматчиков с этого участка. У меня в батарее осталось шестнадцать человек. Поднимаю их в атаку. Примкнули штыки и: «За Родину! За Сталина! Бей фашистов!» Мат-перемат, все кричат, друг друга подбадривают, чтобы не так было страшно». Немцы, вооруженные автоматами, оставили окопы, на которые мчались два десятка энкэвэдэшников, вооруженных винтовками Мосина с примкнутыми штыками. «Они бежать. Мы за ними. Несколько раз я штыком кого-то проткнул. Помните, как у Толстого в «Хождении по мукам»: «Я колю, а он мягкий»?! Вот то же самое и я почувствовал. Очень неприятное ощущение. Пробежали мы метров двести-триста. Смотрю, а немцев-то уже и нет. Атака закончилась. Я своим артиллеристам кричу: «Назад! Всем к пушкам!» А они разгоряченные, глаза горят. Готовы дальше наступать. А не на кого. По пути подобрали своих раненых и убитых. Восемь человек мы тогда потеряли, из шестнадцати».

Подготовила Марина Николаева Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий