вторник, 1 октября 2019 г.

Юрий Касьянов "Полтора витка над Волгой"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.

Касьянов Юрий

ПОЛТОРА ВИТКА НАД ВОЛГОЙ

Размеры Волгоградского речного вокзала, облик которого приобретает все более четкие очертания, впечатляют. Длина его 296 метров – почти равна протяженности Красной площади в Москве. Ширина 36 метров. Самая высокая точка круглой башни – 47 метров – вровень 16-этажному дому. По форме и размерам вокзал чем-то напоминает гигантский суперлайнер…
Со старшим прорабом треста «Приволжтрансстрой» В. П. Казанцевым идем к зданию. Под ногами хрустит снег. Здесь текла Волга. Столетиями наступала она на крутой правый берег, размывая его в паводки. Теперь реке пришлось уступить. Человек метр за метром отвоевывал у воды сушь. На одной из таких намытых площадок и возводится речной вокзал. Под его основание забито три тысячи прочнейших свай.
- К вокзалу-дебаркадеру будут одновременно причалить шесть глубоко сидящих теплоходов. По специальным входам-нишам пассажиры поднимутся в речной вокзал. Он займет левую часть здания. В нем отличный зал ожидания, небольшой кинотеатр, гостиница, кафе, всевозможные вспомогательные помещения.
В заключение скажем, что Волгоградский речной вокзал будет действительно крупнейшим в Европе. Второго такого гиганта на Волге нет.


Источник:
Касьянов Ю. Наедине со всеми / Ю. М. Касьянов. - Волгоград : Издатель, 2000. - 247 с.

***
Юрий Касьянов известный в Волгоградской области журналист. Проработал в «Волгоградской правде» сорок лет. Все важнейшие события в жизни области на протяжении четырех десятилетий находили отражение в оперативной информации, репортажах, интервью и комментариях. Материалы журналиста были всегда популярными у читателей «Волгоградской правды». Публикации Юрия Касьянова присущи лаконичная форма, образный язык, динамичное построение сюжета. Все это делает материалы легко читаемыми и весьма впечатляющими. Правление областной организации Союза журналистов России удостоила Касьянова премии имени Виктора Канунникова.

Историческая справка:
Об истории постройки первого послевоенного здания речного вокзала интересно рассказывается на сайте «Царицын.РФ»:
Некоторые прения происходили на региональном уровне по поводу отвода участка под строительство речного вокзала. Решением Сталинградского горисполкома от 12 декабря 1949 года был отведен участок «между Киевским и Базарным взвозами». Однако позже, Исполкомом Сталинградского горсовета было отменено предыдущее решение и принято новое, под номером 22/622 от 8 мая 1950 г., которым под строительство речного вокзала отводился участок на берегу р. Волги в границах Ленинской и Исполкомовской улиц.
В 1951-1952 годах Наркомхоз поставил вопрос о строительстве центральной части набережной г. Сталинграда. Суммы выделялись большие: так, сметная стоимость одной лишь главной лестницы на 10 марта 1952 года составляли 4680 тыс. рублей. Далее мы уделим строительству парадной лестницы Центральной набережной особое внимание.
В конце ноября 1951 года архитектурно-технический совет архитектурно-проектной мастерской при Исполкоме Сталинградского горсовета обсудил важнейшие вопросы, связанные с проектированием центральной набережной города. Большое внимание было уделено архитектуре и конструкции центральной лестницы, которая должна была соединить нижнюю и верхнюю террасы набережной. Предполагалось, что лестница будет сделана из гранита на железобетонном основании, ее ширина должна была составить 40 метров; предполагалось оформить лестницу барельефами, скульптурами и другими украшениями. На заседании совета рассматривались три варианта центральной лестницы.
Здесь необходимо сказать, что основные работы по реконструкции набережной центральной части Сталинграда были поручены коллективу трестов Главного управления по восстановлению города Сталинграда СНК РСФСР (Главсталинградстрой). Так, трест по строительству культурно-бытовых и административных зданий (Сталинградкультстрой) вел строительство верхней и нижней террас набережной с устройством подпорных стенок, прокладкой коммуникаций и асфальтированием. Благоустройством аллеи Героев и строительством главной (или – парадной) лестницы занимался Сталинградский трест жилищного строительства (Сталинграджилстрой)».

Новое здание речного вокзала начали возводить в 1970-х годах ХХ века и закончили в 1990-х годах.
Длина современного речного вокзала (296 метров) почти равна протяженности Красной площади в Москве. Ширина 36 метров. Самая высокая точка круглой башни – 47 метров, вровень 16 этажному зданию. По форме и размерам немного напоминает современный лайнер. Здание построено на намытом основании, под которое забито 3 тысячи свай, к вокзалу-дебаркадеру смогут причаливать одновременно 6 теплоходов.
В здании вокзала помещается одновременно 700 пассажиров, на его территории есть концертный зал почти на 1000 зрителей с органом Rieger-Kloss 1983 г.

Подготовила Наиля Сабитовна Якимович


Комментариев нет:

Отправить комментарий