пятница, 4 октября 2019 г.

Анатолий Абрамов "Стихи о Сталинграде"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году. 

Анатолий Абрамов
СТИХИ О СТАЛИНГРАДЕ

Жил – не замечал, как ты мне дорог,
Город мой, пылающий в беде.
Я не знал, что о твоих просторах
Буду помнить всюду и везде.

Ты сейчас в огне, в свинцовой буре,
Весь прострелен, всюду обгорел,.
Ветер гонит пепел по Лазури,
Черный дым висит на Даргоре.

Нет и моего гнезда родного –
За Мечеткой притаился враг.
Больше нету Первозаводского,
От Спартановки остался прах.

Там сейчас сплошное пламя пышет,
Там домов разрушенных не счесть…
Больше мне родные не напишут.
Письмецо с Менжинской № 6.


Где они? Где Генки голос звонкий,
Долетавший до меня не раз?
Почему не слышно о сестренке?
Где и кто их приютил сейчас?

Может, и они бойцами стали,
Тоже город защищают свой.
Может быть, давно в сраженье пали
На знакомой детстве мостовой.

Город мой, я от тебя далеко.
Мы с тобой пока разделены.
Между нами пролегла дорога,
Не одна – а сто дорог войны.

Я их все пойти обязан с боем.
Трудный путь – зато в конце его
Встречусь я на родине с тобою,
Это будет радостней всего.

Там где пули в улицах звенели,
Где узнал я радость и беду,
Как к бойцу в простреленной шинели,
Я к твоим руинам припаду.

В руинах ты,  но здесь в борьбе жестокой
Постигнул немцев гибельный удел.
Уже последний выстрел одиноко
Среди твоих развалин прогремел.

Закончилось великое сраженье –
И ты, мой город, в битве победил.
Здесь русский немца бил с ожесточеньем –
С каким никто и никого не бил.

Заснеженный руинами темнея,
Свинцом побитый, в пепле и дыму,
Родной мой город, стал ты мне роднее,
Еще дороже сердцу моему.

Ты встанешь вновь, рубцы свои залечишь,
Придет пора – вернемся мы к родным,
И как-нибудь в хороший теплый вечер
Пройдем по шумным улицам твоим.

Здесь будут и бойцы и командиры,
Рабочие, что бились впереди.
Простой народ без воинских мундиров,
Но с воинской присягою в груди.

Здесь дети будут – где - нибудь меж ними
Пройдет сестренка иль братишка мой.
Все это будет, Но сейчас их имя
Не тень – оружье, поднятое в бой.

Родной мой город, ты, как смелый воин,
Опять дерешься, недругов тесня.
Ты не покинул боевого строя.
Ты – на передней линии огня.

Тобой перед атакой в час недолгий
Клянутся все: бить немцев до конца.
Чтоб их везде настигла, как у Волги,
Святая кара русского бойца.

Красноармейская газета «Вперед», 1943, 15 февраля.

Источник:
Поэзия моя, ты из окопа : Сборник стихотворений / cост. Н.Старшинов. – Москва : Мол. гвардия, 1985. - 176 с.

Анатолий Абрамов родился в 1917 году  в станице Качалинской, на Дону. Окончил литературный факультет Саратовского педагогического института. Участвовал в боях на Карельском фронте рядовым в 1942 году. Потом, в 1944 году, в освобождении Петрозаводска и Норвегии. Получил контузию. После окончания Великой Отечественной войны окончил аспирантуру МГУ. Был участником 1 Всесоюзного совещания молодых писателей. Автор многих по литературоведению и критике, в том числе книги «Лирика и эпос Великой Отечественной войны». Доктор филологических наук, профессор. Лауреат премии критики Союза писателей СССР и союза журналистов СССР.


Историческая справка:
Страшную картину разрушения представлял Сталинград. На протяжении  многих километров – от Мечетки до Купоросной балки сплошные руины. Остовы разбитых, сожженных зданий с черными глазницами изуродованных проемов застыли в мертвом молчании. Повсюду – горы обломков рухнувших домов, перепаханной взрывами земли. Улицы и площади завалены битым кирпичом, искореженной арматурой, разбитой вражеской техникой, изрыты воронками авиабомб, снарядов и мин
Но постепенно город оживает, наполняется людьми. С левого берега Волги к родным местам возвращаются жители: рабочие, женщины, дети. Сколько в эти дни взволнованных встреч, объятий, слез радости и слез горести. Однако пора приниматься за дело. А дел в городе – уйма. Надо восстанавливать разрушенные предприятия, мертвый трамвай, разбитый водопровод…

Подготовила Наиля Сабитовна Якимович

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий