В 2020 году исполняется 115 лет со дня рождения Михаила
Александровича Шолохова. К юбилею писателя, чьё имя носит наша библиотека, мы
начинаем готовиться уже сейчас. Изучаем материалы, которые раньше не попали в
поле нашего зрения. И по мере нахождения новых для нас фактов, будем знакомить
с ними вас, наши читатели!
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию несколько страничек из
первого тома сборника «Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и
статьях современников», из которых вы можете составить представление и о
проблемах, с которыми сталкиваются шолоховеды, и о некоторых фактах из биографии
писателя. Во время встреч с рабочими и начинающими писателями, он рассказывал о
том, как обычно работает.
Михаил Шолохов в
воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников : в 2 кн. Кн. 1.
1905-1941 гг. / сост. В. Петелин. – Москва : Центрполиграф, 2005. – 813 с.
В.В. Петелин
Когда Шолохов умер, мир стал на
голову ниже в своем духовном росте, опустилась нравственная планка, словно
перестал действовать тот совестный суд, который всегда живет в сердце русского
писателя. Пожалуй, точнее других это душевное состояние выразил Владимир
Чивилихин в 1967 году в письме в Вешенскую – после того, как в издательстве
«Советская Россия» была отпечатана его книга «Земля в беде», но весь тираж был
«изрублен в лапшу». Никто не заступился, никто не одернул всесильную цензуру…
Оставалась одна высшая инстанция – Шолохов… И Чивилихин написал: «…Иногда мысли
заедают и жить не дают, думаешь – не сесть ли на самолет и не слетать ли к Шолохову,
посоветоваться…» Только сейчас мы узнаем, что и Шолохов был связан по рукам,
как говорится, и ногам, и самого его «корежили» так, что после вмешательства
высокого начальства пропадало желание писать вообще.
Вот это желание – посоветоваться – возникло и у меня сорок
лет тому назад, после того, как ученый совет филфака МГУ утвердил тему моей
кандидатской диссертации, и я окунулся в море литературы о Шолохове и его
произведениях… И прежде всего меня поразило громаднейшее отличие героев
Шолохова от того, что о них писали маститые критики и ученые; особенно Григорий
Мелехов никак не укладывался в те рамки, которые уготовили ему эти критики и
ученые, все как один – узнал я впоследствии – находившиеся в плену вульгарного
социологизма… «Наверное, Шолохов не знает о той ерунде, которую о нем пишут», –
подумал я. И написал многостраничное письмо с критикой прочитанных о Шолохове
сочинений. Со всем пылом юности доказывал, что Шолохов не осуждает, а любит
казачество, что «Тихий Дон» – это не «торжество голытьбы и большевиков», а
гневный протест против расказачивания, в сущности, «реквием» – не помню, кто
первый это сказал, – по всему русскому казачеству, работящему крестьянству, по
всей дореволюционной России. И Григорий Мелехов – любимый герой писателя,
воплощающий лучшие черты русского национального характера, а донское казачество
– часть, может быть, лучшая, русского народа…
Написал письмо и стал ждать ответа, конечно,
ответа-одобрения… Две недели в Вешенскую, две – обратно, так я решил, но
проходит месяц, другой, а ответа нет… Ну, думаю, придется «ловить» Михаила
Александровича в Москве. Лишь после выступления на II съезде советских
писателей он, побежденный нашим настойчивым желанием повидаться с ним,
пригласил нас, меня и моего друга Славу Петрова… Об этой встрече я писал в
своих книгах. Здесь лишь повторяю, что был переполнен критическим пафосом и,
улучив момент, спросил его об отношении к тому, что пишут о нем критики и
ученые.
– А зачем вам критикой-то заниматься? – как бы вслух
размышлял Шолохов, отвечая на мой вопрос. – Вы еще молодые, попробуйте написать
о чем-нибудь близком и дорогом, об отце, о матери. Возьмите и напишите о
студентах и преподавателях университета. Как видится вам жизнь, так и пишите,
отбор жизненных явлений сам собой произойдет. Вот Виталий Закруткин, начинал он
как ученый, тоже в аспирантуре учился, преподавал в Ростовском университете, а
сейчас написал хорошую книгу. Это полезнее, чем критикой заниматься…
Вскоре после этой встречи, летом 1956 года, я написал
кандидатскую диссертацию, частично опубликовал в журнале «Филологические
науки», опубликовал еще несколько статей, в 1961 году защитил диссертацию, и
лишь в 1965 году появилась моя книга «Гуманизм Шолохова», после выхода которой
началась многолетняя дискуссия с Л. Якименко, В. Гурой, И. Лежневым (с его
книгами) и другими литературоведами, которые утверждали, что Шолохов в образе
Григория Мелехова показал отщепенца, оторвавшегося от народа, растерявшего в
характере все хорошее, и нет ему места в новой начинающейся жизни…
Весь пафос моей книги, переизданной в 1974-м и 1986 годах,
прямо противоположный… Но не буду «носиться мыслью по деревьям, серым волком по
земле, сизым орлом под облаками», дабы не возвеличить в ваших глазах то, что
было сделано почти сорок лет тому назад… Законы нашего «круглого стола» как раз
и диктуют мне – не растекаться мыслью по древу, а переходить к сути нашего
обсуждения.
А суть в том, что в 1974 году в Париже вышла книга Д*
«Стремя Тихого Дона» с предисловием Александра Солженицына, в которой Шолохов –
в какой уж раз! – обвинялся в использовании чужого сверхталантливого
произведения. Солженицын вспоминает, как еще 12-летним мальчиком он в Ростове
слышал, что Шолохов «нашел готовую рукопись… убитого казачьего офицера и
использовал» в своем «Тихом Доне». Более того, он обвиняет и Александра
Серафимовича в том, что тот, дескать, знал истинную правду, знал творческую
историю «Тихого Дона», но, из патриотических соображений, скрыл ее, унес с собой
смертельный «грех» неправды. «Впрочем, и по сегодня, – утверждает Солженицын, –
живы современники тех лет, уверенные, что не Шолохов написал эту книгу. Но,
скованные всеобщим страхом перед могучим человеком и его местью, они не
выскажутся до смерти».
Через год была напечатана книга Р. Медведева, сначала на
французском, а еще через два года – на английском. Проблема все та же – кто
написал «Тихий Дон»?
Американский профессор Герман Ермолаев убедительно показал
непрофессионализм как Д*, так и Р. Медведева; некоторые западные ученые
использовали даже ЭВМ для того, чтобы узнать – кто же написал «Тихий Дон»?
Таким образом возник «заговор» против Шолохова, о котором
добротную статью написал Владимир Васильев в журнале «Молодая гвардия» (1991. №
11–12).
От этого «заговора» уже невозможно отмахнуться как от
какой-то мелкой чепухи. Эта чепуха превратилась в серьезную болезнь общества,
потому что стоит заговорить о Шолохове, как тут же возникает все тот же вопрос:
«Так кто же написал «Тихий Дон» – Шолохов или Крюков?» Этот вопрос задавал мне
совсем недавно и один из космонавтов, доктор наук, крупный общественный
деятель, спрашивали об этом же и студенты, и преподаватели университета в
городе Элисте…
Вопрос вроде прояснился давным-давно, вроде бы рухнули все
«опоры» концепции Солженицына и его сподвижников, но средства массовой
информации снова и снова возбуждают интерес к этой «пикантной проблеме». То
появится статейка в «Огоньке», то в «Новом мире», выскажется еще где-нибудь
какое-то сомнение, и получается, нет ни одного факта, но имеются сомнения… Уж
даже «Известия» в статье «Тихий Дон» из спецхрана» (17 ноября 1993 г.) и то
констатируют: «развеяна еще одна литературная мистификация», – а
непрофессионалы-критики и просто читатели все еще спорят… Да, средства массовой
информации основательно поработали, чтобы широко оповестить о нелепых выводах
ненавистников, а скорее – завистников Шолохова.
И надо сознаться, что есть в этом и наша вина. Правильно
писали «Вопросы литературы», открывая дискуссию по этим проблемам: прошло много
лет со дня публикации «Тихого Дона», а до сих пор «еще нет ни академического
издания этой эпопеи, ни подробной, документированной биографии М. Шолохова», и
никакие отговорки не могут оправдать подобного бездействия. Много лет в ИМЛИ
существует Шолоховская группа… Уже сейчас можно отметить ряд интересных
публикаций Владимира Васильева, Сергея Семанова, Виктора Левченко, Федора
Бирюкова… Но главное, чем занята группа, как раз и состоит в подготовке
академического издания «Тихого Дона». Работа незаметная, кропотливая, требует
максимальной ответственности. И к 90-летию М.А. Шолохова мы постараемся
серьезно продвинуться в осуществлении поставленной цели.
М. Незнамов
Беседа с писателем
Осенью 1934 года Шолохов приехал в Ростов. Рабочие
Лен-завода обратились к Михаилу Александровичу с просьбой поделиться
впечатлениями о первом Всесоюзном съезде писателей. Шолохов с охотой пошел на
завод. Встреча с рабочими – железнодорожниками была дружеской, поистине
радостной. О ней писатель не раз вспоминал позже и в Ростове, и у себя в
Вешках.
В тот же день вечером в кабинете рабочего-автора состоялась
беседа Шолохова с молодыми начинающими писателями.
К восьми пришли все, кто хоть краем уха слышали о
предстоящей встрече. Были писатели – друзья Михаила Александровича, слушатели
кабинета, литкружковцы, журналисты.
Шолохов пришел запросто. Сел за стол, закурил трубку.
Писатель А. Бусыгин, как всегда, начал с шутки:
– Мы думали, что народу будет меньше. Но ничего – лишние не
помешают… Беседовать будем по конкретным вопросам нашей творческой работы. Кто
желает?
И началась одна из тех бесед, которые надолго западают в
память. Писатели и литкружковцы забросали Шолохова вопросами, как он работает,
пользуется ли записной книжкой, что читает, почему у Нагульнова такая гулящая
жена и т. д.
Шолохов отвечал сдержанно, скупо, без всякой рисовки. Иногда
отделывался одной фразой, подчас колкой. Но бывали моменты, когда писатель,
сжимая в руке трубку, говорил прямые, резкие, обличающие слова. У меня
сохранилась почти стенографическая запись этой незабываемой встречи…
Прошло почти шесть лет. Как правдивы и, главное, верны на
сегодня высказывания Шолохова.
– У нас раньше были книги, где печатали биографии писателей,
помещались фотографии – писатель с ружьем, за рабочим столом и т. д. Я не
помню, какой же писатель заявил, что он может работать только в определенное
время: от 8 до 12 утра, а потом завтракает, пишет только пером рондо и прочее.
Я к разряду таких писателей не принадлежу, и режима у меня
нет. Пишу, когда есть возможность писать, допустим, я сажусь работать утром, а
ко мне приходит какой-нибудь колхозник или колхозница с неотложным для нее
делом, приходит с хутора. Не могу же я принять ее только после обеда. Нужно
бросать работу и выслушивать. А пока говорю с ней, приходит другой, и рабочий
распорядок ломается.
Один из товарищей задает вопрос: как Шолохов собирал
материал, в частности, для «Поднятой целины»?
Михаил Александрович, улыбаясь, отвечает:
– У меня, конечно, не было хождения и собирания фактов. Мне
не нужно было собирать материал, потому что он был под рукой, валялся под
ногами. Я не собирал, а сгреб его в кучу. Поживите в колхозе месяц, и люди
пойдут к вам гужем.
– Какое место занимает в вашей работе записная книжка?
– По сути, у меня нет такой, в буквальном смысле слова
писательской книжки. Если записываю, то очень мало. Запишешь какой-нибудь
удачный образ или сравнение, а остальное как-то держишь в голове.
– Как вы относитесь к композиции произведения?
– Когда я начал писать «Тихий Дон», то убедился, что мне при
всем желании не удастся достигнуть такой композиционной цельности и соответственности,
какой бы хотелось. Приходилось перемежать огромное количество событий, фактов,
людей. В силу этого происходил прорыв, когда о человеке я забывал и он
оставался вне сферы моего внимания длительное время. По сравнению с «Тихим
Доном» «Поднятая целина» композиционно расположена лучше. В ней меньше людей.
Мне не приходилось бросаться с Дона на Кубань, менять постоянно место действия.
– Бывает ли у вас желание или необходимость прыгать через
главу? – спросил один из прозаиков.
– Одно время в «Поднятой целине» я главу о соревновании
написал самостоятельно. Написал по соцзаказу и думал, что возьму и вставлю ее в
общий контекст повести. А позже эта глава оказалась почти чужеродной частицей.
Мне стоило больших усилий, чтобы не получилось какой-то обрывистости. Поэтому
не советую прыгать. Легче пишется, когда повествование идет своим порядком, тут
гарантия от всяких неприятностей.
– Есть ли у вас потребность, товарищ Шолохов, прочитать
только что написанную главу писателю или другу?
– У меня такой потребности не бывает, чтобы записать и
тотчас же бежать и кому-то показывать. Напишешь и очень долго остаешься с
написанной вещью наедине, чтобы все самому продумать.
Слушатель кабинета рабочего-автора задает один из самых
волнующих вопросов: каким должен быть современный писатель?
– У нас немало безтемных писателей, – говорит Михаил
Александрович, – которым не о чем писать. Прозаики, исчерпав себя темой о
гражданской войне и первоначальных годах строительства, не знают, о чем писать,
потому что ничего не знают. Живут они в Москве. Постоянно видят одних и тех же
людей, ходят в гостиницу играть на биллиарде, выступают на вечерах, руководят
каким-нибудь литкружком и не пишут.
Предо мной вопрос о теме не стоит. Я нахожусь в других
условиях и считаю, что мог бы дать взаймы три – четыре темы прямо с
материалами. Отсюда я делаю вывод, не знаю – может быть ошибочный, – что
писателю, который хочет работать и расти, необходимо каким-то образом
прикрепиться к материалу, и более или менее крепко, а не в порядке творческой
командировки на месяц.
На другой день мы встретились с Михаилом Александровичем на
квартире одного из писателей. Шолохов рассказывал с чудесными подробностями о
своей поездке за границу. Издеваясь над спутником-москвичом, восхищавшимся
Европой, Михаил Александрович признался:
– Черт его знает почему, а за рубежом я с любовью вспоминал
Москву, Дон, Вешки. Чувство родины – великая штука, товарищи! Этим чувством
должно быть пронизано каждое произведение писателя.
Я. Добрынин
Встреча, оставшаяся в
сердце
30 лет назад рабочие паровозоремонтного завода имени
В.И. Ленина выразили желание встретиться со своим замечательным земляком –
писателем Михаилом Александровичем Шолоховым.
…Случилось это летом 1934 года. Лензаводцы направили в
станицу Вешенскую старейших рабочих – товарища Рудяка и Когана, чтобы
пригласить писателя в гости.
Вешенцы встретили делегатов радушно. Прославленный писатель
внимательно выслушал их рассказы о заводе, славных революционных и трудовых
традициях паровозоремонтников.
В день отъезда станичники тепло проводили стариков, а Михаил
Александрович еще и еще раз повторил:
– Передайте товарищам, что обязательно приеду к ним.
О приезде Шолохова в Ростов коллектив завода узнал 3 октября
1934 года. Трудно передать радость, с которой автозаводцы встретили эту весть.
4 и 5 октября на предприятии проводились массовые субботники по чистоте
под лозунгом: «Встретим культурным заводом мастера культуры М. Шолохова».
А наутро 6 октября большая группа рабочих и жителей города
собралась на вокзале встретить любимого писателя. В руках – букеты цветов.
Вначале Шолохов отправился во Дворец культуры
железнодорожников, где его ожидали ветераны труда, состоялась задушевная беседа
писателя с читателями. Михаил Александрович рассказал о только что прошедшем
Первом съезде писателей СССР, о людях, ставших прототипами героев «Поднятой
целины», о хлеборобах, создающих высокопродуктивное колхозное хозяйство на
Дону.
Вечером на фронтоне Дворца культуры железнодорожников
вспыхнули слова транспаранта: «Привет тов. Шолохову – ударнику советской
литературы, инженеру человеческих душ». Зал был битком набит. В президиуме
заняли места сотрудники партийных и советских организаций района, руководители
управления дороги и завода, почетные железнодорожники, а также ростовские
писатели А. Бусыгин и Г. Кац.
Затем на сцену вышел М. Шолохов, встреченный бурными
аплодисментами. Он начал выступление словами:
– От имени правления Союза советских писателей передаю
горячий привет рабочим Ленинского завода, вписавшего не одну героическую
страницу в дело революционного освобождения России.
Присутствующие внимательно выслушали доклад Шолохова о
значении съезда, о жизни и работе писателя, о его творческих планах.
– Я получаю десятки писем в день от людей различных
профессий и должен сказать, что необычайно требовательным стал наш читатель.
Рабочий читатель вдохновляет нас, писателей, в творческом труде.
После доклада рабочие задали Михаилу Александровичу десятки
вопросов, особенно о творческом пути автора, о судьбах героев «Тихого Дона»,
«Поднятой целины». Разнообразие событий, конфликтов, характеров, столкнувшихся
в великой битве нашей эпохи, – все это было близко сидящим в зале. Ведь
большинство из них являлись участниками гражданской войны, дрались бок о бок со
Штокманами и Кошевыми, отстаивая родную Советскую власть. В суровые годы
коллективизации по призыву партии в числе тысячников, пятитысячников и двадцатипятитысячников
коммунисты – рабочие завода уходили в донские станицы, где с Давыдовыми и
Нагульновыми утверждали в битвах новую революционную действительность.
Более трех часов длилась эта незабываемая встреча.
На другой день М. Шолохов подробно ознакомился с заводом. Он
осмотрел все цехи, беседовал с рабочими. А несколько позже в редакции
многотиражной газеты «Ленинец» собрались редакторы стенных газет, рабкоры,
начинающие молодые писатели. Михаил Александрович, весело поздоровавшись, начал
беседу.
На ярких примерах он учил, как обращаться с материалом,
предупреждал: «Пишите о том, что хорошо знаете».
– Недавно читал я произведение одного рабочего, который
пишет, что в августе ходят желтые пушистые гусята. Читая такие книги,
колхозники говорят: «Ну как можно верить таким писателям». Чтобы быть писателем
правдивым, надо вдумчиво и глубоко осмысливать материал. Без этого не было и не
будет настоящего произведения.
Шолохов дал очень много советов, какой должна быть стенная
газета, как писать заметки.
– Решая технические вопросы, никогда не забывайте человека,
который своими заботами, радостями и страданиями создает жизнь на земле.
Когда провожали своего великого земляка, комсомольцы
подарили ему полный набор автоинструмента, изготовленного ими в дни пребывания
Шолохова на заводе. Ему желали хорошего здоровья, многих лет жизни и творческих
успехов, высказывали надежду, что в далекой Африке, Азии, Америке, Европе
«Тихий Дон» станет образцом великих свершений, выводящих человечество на новую
историческую дорогу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий