четверг, 3 февраля 2022 г.

День женщины врача

 День женщины-врача отмечается в 2021 году 3 февраля. Праздник посвящен дню рождения Элизабет Блэкуэлл – первой женщине-врачу в США. Блэкуэлл родилась 3 февраля 1821 года.Она инициировала движение, которое помогло женщинам получить доступ и равенство в области медицины. Впервые праздник прошел в 2016 году. В день женщины-врача почитают всех представительниц этой профессии.

В медицине исторически доминируют мужчины. Женщины-врачи сталкиваются с проблемами и препятствиями на пути профессионального развития. Однако исследования показали, что пациенты, о которых заботятся женщины-врачи, имеют лучшие результаты в отношении здоровья. Кроме того, показатели повторной госпитализации и смертности пациентов значительно ниже в одной и той же больнице.

 

5 героических женщин-врачей

Мария Кюри. Ее работа на радиации привела к медицинским достижениям, включая лечение  рака.

Флоренс Найтингейл. Была первой женщиной, получившей Орден за заслуги за свою работу во время Крымской войны.

Мария Монтессори. Первая женщина в Италии, получившая медицинскую степень, разработала одноименную систему образования, которая поощряет исследование и практическое обучение.

Розалинд Франклин. Работа этого британского биофизика с рентгеновскими изображениями ДНК привела к открытию двойной спирали ДНК.

Вирджиния Апгар. Разработала оценку по шкале Апгар, которая измеряет здоровье новорожденного ребенка. Была первой женщиной-профессором Колумбийского университета колледжа врачей и хирургов.

В истории отечественной медицины тоже немало имён самоотверженных и талантливых женщин-врачей. Например, Магдалина Петровна Покровская (1901-1980) разработала и испытала на себе первую живую вакцину против чумы.

Сегодня хотелось бы назвать первых трёх русских женщин, ставших врачами.

Надежда Прокофьевна Суслова (1843-1918). Родилась в Нижегородской губернии в семье крепостного крестьянина, получившего вольную. Отец Надежды содержал ситцебумажную фабрику, поэтому мог дать детям возможность получить приличное образование. Надежда училась сначала дома у матери, потом в московском пансионе. В 1859 г. вместе с сестрой Аполлинарией (возлюбленной Ф. М. Достоевского) в 1859 г. перебралась в Санкт-Петербург. Печатала свои рассказы и заметки в журналах, вступила в революционную организацию «Земля и воля», по неподтвержденным сведениям состояла в I Интернационале.

В царской России для женщин были закрыты двери всех университетов. Только в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии некоторые профессора (И. М. Сеченов и С. П. Боткин) разрешили в 1862 году трём женщинам, в том числе Н. П. Сусловой, посещать их лекции в качестве вольнослушательниц.

Н. П. Суслова особенно интересовалась физиологией, уже в 1862 году в «Медицинском Вестнике» появилась её статья «Изменение кожных ощущений под влиянием электрического раздражения». После того как царское правительство в 1863 году запретило женщинам посещать лекции, Надежда Прокофьевна уехала в Швейцарию. В 1864 г. она поступила в число слушателей Цюрихского университета и в 1867 году первая из русских женщин получила диплом доктора медицины и хирургии и акушерства за диссертацию «Доклад о физиологии лимфы» («Beiträge zur Physiologie der Lymphherzen»), выполненную под руководством И. М. Сеченова.

16 апреля 1868 года в Вене Надежда Прокофьевна вышла замуж за швейцарского врача Фёдора Фёдоровича Эрисмана. Надежда, окончившая 14 декабря 1867 года учёбу в австрийском университете города Грац, вернулась с ним в Санкт-Петербург и добилась признания её врачом: ей пришлось снова сдавать экзамены и вторично защищать диссертацию. Впоследствии вышли её другие научные работы: «Прибавление к физиологии лимфатических сердец» (Санкт-Петербург, 1868) и критический разбор книг М. М. Манасеиной «О воспитании детей в первые годы жизни».

В 1870 году Н. П. Суслова вместе с будущим мужем, русским врачом-гистологом А. Е. Голубевым переехала в Нижний Новгород, где имела большую гинекологическую практику и с 1874 года проживала в доме 57 по ул. Большой Солдатской (ныне ул. Володарского). С 1878 года брак с Эрисманом перестал существовать, но развода супружеская пара добилась лишь в 1883 году (в Швейцарии). Впоследствии Надежда Прокофьевная вышла замуж за Голубева. С 1892 года она жила близ Алушты, на южном берегу Крыма в имении Кастель, ныне Лазурное, где 20 апреля 1918 года умерла и была похоронена. Могила доктора — объект культурного наследия регионального значения.

 

Мария Александровна Бокова (Обручева, Сеченова) (1839-1929). Родилась в помещичьей семье в Тверской губернии.

В целях эмансипации, чтобы быть независимой от воли родителей и иметь возможность получить высшее медицинское образование, вступила в «фиктивный брак» с поступившим (по рекомендации Н. Г. Чернышевского) в дом её родителей домашним учителем студентом-медиком П. И. Боковым (позднее популярный московский врач).

В 1861—1864 годах училась в Санкт-Петербурге: была одной из первых слушательниц И. М. Сеченова и работала у него в лаборатории в медико-хирургической академии; в академии также слушала лекции по анатомии В. Л. Грубера. В середине 1860-х гг. стала женой И. М. Сеченова. В связи с запретом для женщин обучения в академии была вынуждена уехать в Европу: училась в Вене, Гейдельберге, специализировалась на глазных болезнях в Лондоне; в 1868—1871 годах продолжала образование в Цюрихском университете, где и защитила докторскую диссертацию «К учению о кератите» («Zur Lehre von der Hypopyon-Kera-titis», 1871).

Вот так писал про неё в автобиографически заметках Сеченов: «В труде она была не только товарищем, но и примером. В её имении была лошадь по прозванию Комар, отличавшаяся тем, что в упряжи, без всякой понуки, словно из чувства принятой на себя обязанности, держала постромки всегда туго натянутыми, а в случае нужды тянула изо всех сил, даже усталая, работая часто за других. Это был образ Марии Александровны во всех её занятиях - в переводах, делах по деревенскому хозяйству».

Во время франко-прусской войны (1870—1871) она добровольно работала сестрой милосердия во французском госпитале Вердена.

После возвращения в Россию, в декабре 1871 года она сдала экзамен на право врачебной практики и в 1872 году работала в клинике глазных болезней в Киеве. Позже, не имея возможности работать по специальности, занималась литературной деятельностью и естествознанием: переводила Ч. Дарвина, сделала перевод «Жизни животных» Брэма.

Вместе с Боковым и Сеченовым близка была к Н. Г. Чернышевскому, который в основу своего романа «Что делать?» положил действительные отношения между ними тремя (Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов).

 

Варвара Александровна Кашеварова-Руднева (1842-1899). Родилась в бедной еврейской семье учителя, где и жила до двенадцати лет, оставаясь неграмотной. Вначале жила в г. Чаусы Могилевской губернии, затем, когда умерла мать, переехала с отцом в Велиж Витебской губернии, где он завёл новую семью. С ней обращались грубо, часто бранили и даже били. В результате она бежала в Санкт-Петербург. Бродяжничала, в 12 лет попала с брюшным тифом в больницу Царского села. Чистота, полноценное питание и внимательное отношение докторов поразили девочку. Тогда она впервые задумалась о том, что хочет стать врачом. После выздоровления Варвары, врачи помогли ей устроиться на службу в Петербург. Она помогала по хозяйству в нескольких домах, выучилась у хозяев грамоте.

В 15 лет Варвара вышла замуж за богатого купца Николая Кашеварова, который был вдвое старше девушки, но через год оставила его, потому что, несмотря на данное перед венчанием обещание, муж не позволял Варваре продолжать обучение. В 1862 году Варвара, узнав о том, что Оренбургскому казачеству нужны акушерки для оказания помощи женщинам-мусульманкам, которым религиозный закон не позволял обращаться к помощи врачей-мужчин, отправилась в Башкирию. Её назначили повивальной бабкой Башкирского казачьего войска и выплачивали 28 рублей стипендии.

Поступила в Повивальный институт. На экзаменах, пройдя годичные курсы за четыре месяца, Кашеварова поразила комиссию знаниями и навыками. Комиссией был поднят вопрос о выдаче Кашеваровой особой награды за успехи — денежной премии в размере годичного жалованья. Но Варвара Александровна попросила в качестве награды дать ей возможность учиться дальше. Однако против этого выступили Кашеваровы, припомнив, что как родившаяся в еврейской семье, она должна жить в пределах черты оседлости. Исполнить её желание удалось благодаря заступничеству и особому ходатайству Оренбургского генерал-губернатора Безака, с разрешения военного министра Д. А. Милютина она в виде исключения была зачислена в 1863 году в Медико-хирургическую академию в качестве вольнослушательницы-стипендиатки. Она изучала венерологию — ведь среди башкир в то время лютовал сифилис.

Это произвело большую сенсацию в обществе. Кашеваровой особо заинтересовались разного рода революционеры, поэтому ей приходилось держать себя весьма осторожно, вдали от всяких кружков, так как начальство было весьма недовольно нахождением женщины в стенах академии. Во время учёбы студентка ездила учиться в Венские клиники, работала в Праге, написала свою первую научную работу. В академии встретила свою судьбу — профессора М. М. Руднева, с которым впоследствии была обвенчана.

Окончив курс, она выдержала экзамен на звание доктора медицины и получила диплом на вторую золотую медаль. В медицинском мире сначала говорили, что её работами пользуется профессор Руднев, за которого она вышла замуж по окончании курса, а потом — что Руднев сделал всё для нее. Неудовольствие профессором Рудневым завершилось беспорядками среди студентов академии, следствием которых было временное закрытие академии и оставление профессором Рудневым звания учёного секретаря. 9 декабря 1868 женщина была впервые в России признана врачом.

К защите докторской диссертации Руднева-Кашеварова сначала не была допущена, несмотря на то, что она напечатала (в «Архиве» Вирхова) работу, извлечения из которой вошли во многие руководства по акушерству. 25 мая 1876 года впервые в России женщина защитила диссертацию. Кашеварову-Рудневу признали в степени доктора медицины.

Звания доктора медицины была удостоена по защите диссертации «Материалы для патологической анатомии маточного влагалища» (1867).

Её стремление стать преподавательницей на женских медицинских курсах не увенчалось успехом.

Кашеварова-Руднева специализировалась в области акушерства и гинекологии, а её научные статьи публиковались в отечественных и немецких журналах. Кашеварова была принята в члены «Товарищества русских врачей в Петербурге», как сделавшая научный доклад. Это также был первый случай приема женщин в члены медицинского товарищества.

В 1869 году Кашеварова находилась за границей, а в Нью-Йорке была издана книга «Женщины-медики», в которой помещена восторженная статья о Кашеваровой.

Оренбургскому краю за свою стипендию Руднева-Кашеварова никогда не служила, так как зачислить её в число служащих местного военного госпиталя, значило бы предоставить ей права государственной службы, а этого прецедента не хотели допустить.

В 1877 году Россия объявила войну Турции, Кашеварова-Руднева обратилась с просьбой назначить её в действующую армию, но получила отказ. Профессор М. М. Руднев преподавал на курсах, она помогала мужу заниматься со студентами, но делалось это неофициально. Потом Варвара решила отправиться за границу, где участвовала в международных медицинских конгрессах в европейских странах, в Америке, в Филадельфии, опубликовала там более 15 научных работ.

Со смертью мужа началась откровенная травля женщины-врача. В столичных газетах того времени появлялись злобные статьи и карикатуры на Кашеварову-Рудневу. Она бежала из царской столицы и до конца жизни работала сельским врачом, изредка выезжая в ближайший университетский город Харьков, где давала лекции. В газете «Новости» писала публицистические статьи, продолжала научную работу, обрабатывала прежние свои материалы. Готовила ко второму изданию свою книгу «Гигиена женского организма во всех фазисах жизни», но ей не хватало средств на покупку литературы.

С 1881 она прожила около 8 лет в своем хуторе (Валуйского уезда Воронежской губернии), занимаясь сельским хозяйством и медицинской практикой среди крестьян окрестных деревень; затем переселилась в Старую Руссу.

Кашеварова стала первой женщиной, получившей диплом врача в России, совершила революцию в борьбе за женское равноправие в стране. Однако за это пришлось заплатить высокую цену — здоровье её было подорвано. Она умерла ещё не старой от тяжелого сердечного заболевания.

 

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий