9 февраля в России отмечается День гражданской авиации.
Люди всегда
стремились покорить небо. Сначала это была мечта романтиков, с которой носились
герои мифов, взять хотя бы Дедала и Икара, а затем и гении эпохи Возрождения.
Но когда прогресс дошел, и первые конструкторы-испытатели все-таки взмыли к
солнцу, развитие авиации пошло семимильными шагами. Сегодня жизни без самолетов
и вертолетов мы не представляем. Они стали таким же рядовым транспортом, как
автобус или поезд.
9 февраля
Россия отмечает День гражданской авиации. У летчиков правда есть еще один
праздник, зимний, но он имеет приставку – Международный. А этот – наш,
Отечественный.
Окунемся
немного в историю. Историки приводят цифру в 1000 самолетов, которые числились в
Российской Империи накануне революции 1917 года. В то время появились даже
первые частные авиакомпании. Непосвященному человеку может показаться, что это
солидный парк, наверняка, один из крупнейших в то время. Но тут, смотря с чем
сравнивать. Если с Азией, тогда наша страна была сильно впереди. А вот
европейским державам мы проигрывали. В Великобритании начала XX века самолетов
было в 20 раз больше, а во Франции в 60!
Гражданская война не давала авиаделу развиваться и наоборот — губила его. Но с окончанием конфликта молодая страна Советов принялась активно вкладывать в отрасль, и не только военную ее часть. Уже в 1922 году создали Инспекцию гражданского флота, которая начала работу в своем направлении. А через год появилась новая структура, с образованием которой и связывают праздник День гражданской авиации России. Она получила название — Совет по гражданской авиации. Дата учреждения — 9 февраля 1923 года. Значит скоро отметим вековой юбилей.
В праздновании
этой даты есть и свои традиции. По сообщениям пассажиров, известно, что 9
февраля командиры воздушных судов иногда поздравляют людей в салоне во время
рейсов. Отдельные авиакомпании или аэропорты могут устраивать на своей
территории торжественные мероприятия. Однако все же есть в России регион, где
регулярно отмечают День гражданской авиации - Ульяновская область. Ее
называются авиационной столицей страны, так как здесь находятся
авиастроительный завод и институт гражданской авиации. В них обязательно проводят
праздничные собрания, концерты, встречи с ветеранами и посвящение молодых
курсантов и сотрудников.
Интересные
факты о гражданской авиации в России
Первая
авиакомпания называлась «Добролет» и была основана в 1923 году. Но как
развиваться предприятию, которое появилось в стране, где не существует рынка и
при этом не так давно закончилась война? У государства просто не было лишней
копейки. Выход придумал Лев Троцкий — тот самый отец революции, которого потом
убьют в Мексике. Он велел учредить «Общество друзей воздушного флота». Его
задачей стала популяризация первой авиакомпании и сбор пожертвований на ее
развитие. Развернулась агитация. С плакатов гремели лозунги: «Тот не гражданин
СССР, кто «Добролета» не акционер». К кампании перо приложил и Маяковский, а
логотип общества нарисовал авангардист Казимир Малевич. Меры сработали: в казну
общества потекли миллионы пролетарских и крестьянских рублей.
Если говорить о
первом пассажирском рейсе в стране, то им можно считать маршрут «Москва —
Нижний Новгород». Взлетел он с Ходынского поля в июле 1923 года. И если сегодня
самолеты взмывают на высоту в
Гражданская
авиация начиналась с активной эксплуатации западных наработок и даже пилотов.
Своих спецов в молодой стране Советов еще не воспитали. Но уже через десять лет
после первого полета 90% судов в авиапарке составляли отечественные разработки.
Здесь начинается инженерный подвиг легендарных конструкторов Илюшина, Туполева,
Антонова.
Самыми длинными
рейсами из России считаются «Москва — Лос-Анджелес» (12 часов) и «Москва -
Канкун» (14 часов). Внутри страны самим продолжительными считаются перелеты из
Сочи или Москвы на Дальний восток (8,5 часов).
Чем больше
пассажиров вмещает судно и чем меньше времени оно проводит на земле, тем
рентабельнее оно для авиакомпании. Поэтому фирмы и стремятся загружать свои
рейсы на максимум. Мечта бизнеса — сверхзвуковые пассажирские самолеты. Всего
их было разработано два — наш Ту-144 и французский «Конкорд». Первый образец
летал всего семь месяцев, второй — 27 лет. Оба сейчас не используют в
пассажирских перевозках по одной и той же причине: высокий расход топлива. Рейс
получается таким дорогим, что позволить купить билет за полную стоимость
рядовой пассажир не в состоянии. Однако инженеры пытаются разработать следующее
поколение сверхзвуковых самолетов, которые будут более экономичными и менее
громкими для людей в салоне.
Непосредственное
отношение к гражданской авиации имеет известный авиаконструктор Ильюшин Сергей
Владимирович. В ОКБ Ильюшина были созданы бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4),
осуществившие ряд налётов на Берлин в августе-сентябре 1941 года,
а также «летающий танк» - штурмовик Ил-2, самый массовый самолёт СССР
в Великой Отечественной войне.
С 1943 года ОКБ
Ильюшина приступило к разработке пассажирских самолётов. Серия гражданских Илов
началась с Ил-12. За ним последовали Ил-14, Ил-18, Ил-62.
Последним самолётом, разработанным под руководством Сергея Владимировича, стал Ил-62 -
флагман Аэрофлота 1960-х - 1970-х годов.
В этом году как раз в памятную дату 9 февраля исполняется 45 лет со дня смерти великого авиаконструктора.
Подготовила Светлана
Ивановна Васильева
Комментариев нет:
Отправить комментарий