пятница, 11 февраля 2022 г.

Негаснущая звезда Любови Орловой

 11 февраля  исполняется 120 лет со дня рождения актрисы театра и кино, народной артистки СССР Любови Петровны Орловой (1902 – 1975).

Советская актриса театра и кино, певица, танцовщица; народная артистка СССР. Кавалер ордена Ленина, лауреат двух Сталинских премий I степени. Одна из звёзд отечественного экрана конца 1930-х - начала 1940-х годов. Она родилась в подмосковном Звенигороде, в дворянской семье. Отец будущей советской кинозвезды служил в военном ведомстве. Мать происходила из старинного дворянского рода. Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и, когда ей исполнилось семь лет, отдали её в музыкальную школу.

Первым, кто восхитился Любочкой Орловой, был сам Федор Шаляпин, являвшийся другом семьи Орловых. Любочке было тогда шесть. Шаляпин первым предрек ей славу артистки.После окончания Московской консерватории и хореографического отделения Московского театрального техникума, Любовь Орлова работала в Московском музыкальном театре, которым руководил Владимир Иванович Немирович-Данченко. Там она выступала как оперная певица и исполнительница хореографических номеров.

Первый брак актрисы был заключен с замнаркома земледелия Берзиным. Вскоре супруга арестовали за «антисоветчину» и на долгие годы сослали в лагерь. С ночи ареста Берзина Любовь стала панически бояться оставаться в одиночестве с ярко горящим светом. Вторым мужем Орловой был обеспеченный австрийский инженер. От него она ушла к режиссеру Григорию Александрову, с которым прожила более 40 лет. Всю жизнь супруги называли друг друга на «вы» и по имени-отчеству.

Орловой далеко не сразу удалось пробиться в кино. Когда она в 1931 году впервые пришла на кастинг, режиссер, углядевший крохотную родинку на носу артистки, заявил, что незаметная в театре на экране родинка превратится в целый глобус. И вынес своей вердикт — кино это не для вас!

Ее дебютом в кино стало исполнение роли Грушеньки в картине «Петербургская ночь» режиссера Григория Рошаля в 1934 году, поставленная еще в эпоху немого кино.

Поворотным моментом в творчестве актрисы стала роль домработницы Анюты в фильме Григория Александрова «Веселые ребята». Ею восхитился сам Сталин в 1934 году, когда посмотрел в Кремле эту комедию. Он пригласил Орлову в Кремль на прием и лично спросил, чего она хочет: «Просите все, чего пожелаете». Любовь Григорьевна попросила дать ей возможность узнать о судьбе Берзина. Вскоре ее пригласили на Лубянку, где сообщили, что бывший замнаркома жив. Увидеться с ним Орлова не захотела. Любовь Сталина к Орловой проявлялась и в дальнейшем. Например, фильм «Волга-Волга» с участием Орловой Сталин смотрел раз 15 или 20.

Следующим фильмом был «Цирк», основой которого явился мюзикл «Под куполом цирка» Катаева, Ильфа и Петрова.

Неизменную команду – режиссера Александрова, композитора Дунаевского, поэта Лебедева-Кумача – окрестили «орловскими рысаками», поскольку зрители приняли «Цирк» как фильм Орловой.

Хрупкая красавица с внешностью героини романтических любовных романов, Любовь Орлова играла находчивых, веселых и бесстрашных советских «золушек», которые упорным трудом добиваются воплощения собственных грез в реальность, превращаясь из деревенских тружениц в знаменитых ткачих и даже депутатов.

Чтобы сыграть максимально естественно, Орлова полностью перевоплощалась в своих героинь: разносила почту, научилась ткать. Орлова не боялась выполнять по-настоящему опасные трюки, если того требовала роль: на съемках «Веселых ребят» она прыгнула на спину огромного быка, укрощая его согласно сценарию. Девушка заменила Леонида Утесова, отказавшегося быть укротителем. Итог: травма спины, вынудившая Любовь Орлову месяц пролежать в больнице.

Знаменитый номер на пушке в картине «Цирк» был снят с одного дубля — стеклянная площадка, закрывающая дуло, нагрелась от слишком мощного прожектора. После искрометного танца Орлова, согласно сценарию, присела на край, допела куплет до конца и была госпитализирована с ожогами третьей степени.

Любовь Орлова вошла в каждую семью советских людей. На улице встречные замедляли шаг, мужчины снимали шляпы, а на самых суровых лицах появлялось выражение радушия. Песни, которые пела Орлова, пела вся страна.

Любовь Орлова много кому помогала. Не случайно Фаина Раневская характеризовала ее так: «Сказать об Орловой, что она добрая, — это все равно, что признать, что Лев Толстой — писатель не без способностей'».

В последние годы жизни актриса почти перестала сниматься в кино и работала в Московском театре имени Моссовета, где создала ряд замечательных актерских работ в спектаклях режиссера Юрия Завадского.

Любовь Орлова хотела остаться вечно молодой в памяти зрителей. И это ей удалось: при упоминании Орловой в воображении сразу возникает образ юной красавицы, над которой не властно время. Точеная фигурка актрисы – не только заслуга генов, но и результат упорных тренировок: до 70 лет Орлова занималась у станка, повторяла балетные па.

Любовь Орлова  всегда прекрасно выглядела, следила за собой, и зал овацией встречал ее фразу в спектакле «Милый лжец», произнесенную от имени героини, миссис Патрик Кэмпбелл: «И мне никогда не будет больше тридцати девяти лет, ни на один день!». И это было правдой. Она была неувядаема.

Народная артистка СССР, лауреат двух Сталинских премий, член Союза кинематографистов СССР - Орлова была награждена многими государственными наградами.

Умерла великая актриса Любовь Петровна Орлова от рака поджелудочной железы 26 января 1975 года в Москве, была похоронена на Новодевичьем кладбище столицы.

 

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий