суббота, 27 февраля 2021 г.

Николай Ге и его живопись

 27 февраля 1831 года (190 лет назад) родился русский живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен Николай Николаевич Ге.

 

Предлагаем вашему вниманию презентацию, подготовленную к этому дню ведущим библиотекарем Галиной Владимировной Рязановой.


Текст презентации:

Николай Ге родился в Воронеже Российской империи в семье помещика Николая Ге. Дед художника эмигрировал из Франции в Россию конце XVIII века. В 1831 году, когда родился Николай, в центральных губерниях Российской империи свирепствовала холера. Мать будущего художника скончалась от холеры спустя три месяца после рождения сына. По настоянию отца заботы о воспитании новорожденного взяла на себя няня, крепостная женщина. Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию, где преподавателями уже были замечены способности Николая к рисунку и живописи и юноше предсказана будущность художника.

Однако по окончании гимназии Николай по совету отца поступил на физико-математический факультет Киевского университета. В Санкт-Петербурге жил старший брат, к которому и переехал Николай, мечтавший, вопреки воле отца, об обучении в столичной Императорской Академии художеств.

Поступить в Академию молодой человек не решился, и продолжил обучение на математическом факультете Петербургского университета. Обучаясь в университете в 1848 — 1849 годах, Николай упорно учится рисованию в стенах Эрмитажа.

В 1850 году Ге бросил университет и поступил в Академию художеств, где занимался под руководством академика, профессора живописи, известного петербургского художника Петра Басина.

Ге еще в юном возрасте, пораженный творчеством Карла Брюллова, Николай тщательно изучает и копирует стиль и живописные приемы любимого художника, что наложило определенный отпечаток на его собственную живописную манеру. В Академии Николай Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил Малую золотую медаль Академии. Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году принесла ему уже Большую золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счет Академии.

Николай Ге «буквально бежал из царской России» в Европу. По приезде из Италии он сразу включился в художественную, общественную и духовную жизнь столицы, стал одним из организаторов и руководителей созданного в 1870 году Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).

В поисках темы Ге обращается к отечественной истории. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) вновь принесла ему успех: ее сюжетом опять был реальный конфликт реальных людей, у каждого из которых своя правда.

Все же на рубеже 1870-х и 1880-х годов Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов, которые писал довольно часто и уступал за очень низкую цену - чтобы они были доступны любому, даже неимущему. Живопись Ге претерпела разительные перемены. Он отказался не только от канонов академизма, но и от стремления к исторической конкретности, которая так импонировала его зрителям. Трудился Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил их до конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин складывалась драматично.

Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина же «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, столь сильно выражено было в ней волнующе-тревожное настроение. Но эту работу подвергла критике церковная цензура.

Картина «Что есть истина?», Христос и Пилат» (1890) были сняты с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Суд синедриона, «Повинен смерти!»» (1892) на академическую выставку не допустил президент Академии художеств.

Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника. Первый вариант «Распятия» (1892) он уничтожил. Еще один вариант «Распятия» в начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на квартире.

В марте того же года художник умер на своем хуторе.

Работы художника «Тайная вечеря» (1863), «Вестники Воскресения» (1867), «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), «Что есть истина?», Христос и Пилат (1890), «Совесть. Иуда» (1891), «Портрет А.П. Ге с детьми» (1861 – 1866), «Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем» (1885 – 1886), «Распятие» (1892).- вот то творческое достояние, которое оставил Ге Николай Николаевич.

 

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий