среда, 3 февраля 2021 г.

Дэя Вразова "НАШ БЕКЕТОВСКИЙ ДЕМЕНТЬЕВ"

 Праздничное настроение, связанное с 78-летием Сталинградской победы было омрачено вестью о смерти поэта Геннадия Андреевича Дементьева. Воспоминаниями о поэте делится в своей авторской рубрике "В тени памяти" краевед-поисковик Дэя Григорьевна Вразова.

Душа летит

НАШ  БЕКЕТОВСКИЙ  ДЕМЕНТЬЕВ

1 февраля 2021 года с 7 часов вечера я долго разговаривала по телефону с Зинаидой Петровной Криулиной о судьбе её погибшего отца. Ко мне же в это время пытался дозвониться Толя Гринюк.

«Очень жаль, что он ушёл из жизни», - говорит по радио Владимир Владимирович Путин о Лановом. Но они прямо говорят и о нашем душевном состоянии – Толи и моего, потому что…

Толя мне дозвонился и сказал, что сегодня утром умер Гена Дементьев, наш бекетовский рабочий поэт.

Жили мы с ним рядом и, честно сказать, сдружились где-то  с полугода тому назад. Сейчас и не вспомню, как это произошло точно. Знала, что рядом где-то он живёт недалеко, и творчество его не очень то знала.

Вообще, я не болею поэзией.

Скорее всего, когда стала работать над большой книгой, а там есть тема Бекетовки. Геннадий Андреевич Дементьев написал прекрасные стихи о Бекетовке и телефон домашний его у меня был. Вот и позвонила ему о его стихах и как мне о нём написать. Первые мои вопросы к нему: «Сколько лет? Адрес, где живёте?». Услышала: «Скоро 87 лет, а улица Армавирская».

А тут вселенское сидение по домам, но мы уже зацепились по телефону. И всё же мы успели осенью два раза посидеть вместе на лавочке у его дома.

 

Я пришла к нему «на свидание» первый раз. Назначил на лавочке возле дома. А там сидят две девочки-девушки, современные. Мы уселись рядышком, все уместились. Потом прекрасно наговорились с ними о любви, о жизни. Расставались друзьями. А я попросила одну из них сделать фотографию. Сама же тихонько пошутила: «Приятно, когда тебя седую ждёт мужчина на свидание». Самое смешное, но символическое, мы оба одеты в клеточку. Конечно шучу, но если серьёзно, мы сразу поняли друг друга и стали сотрудничать. Слишком много нас била жизнь и много общего: вдовцы со стажем, возрастом близки, дети почти одного возраста, работали на одном заводе, пенсионеры мы неугомонные и много чем интересуемся, оптимисты. 

Он вынес пакет со своими книгами мне для работы и маленький подарок мне лично. Когда читала его книги, то начинала ощущать этого рабочего поэта, его жизнь. Он подарил мне незнакомые мне ранее темы: Тырина, ВЧ-связь и другие. Я ездила к художнику Тырину домой.

Гена любил дарить подарки. Вот и пью теперь я чистую воду из его чистого без украшений прозрачного цвета стекла БОКАЛ. Его бокал.

Так могут быть чисты просто человеческие отношения двух душ старых людей, мужественно несущих тяжесть вдовства и желающих доверительных, понимающих друг друга общений. Жизнь нам подарила такие отношения и наши с ним разговоры: о жизни, о творчестве, о детях, о ХХ1 веке, о памяти.

 

Гена очень хотел отметить свои 87 лет в клубе «Гармония». Я подготовила сценарий, всё было обговорено, но запрет выхода из дома…

Мы часто общались по телефону.

 

Ему очень понравилась глава поэмы Маршала Советского Союза А. И. Ерёменко о Сталинграде, когда я ему её прочитала. Очень хотел услышать бы всю, но, я её ещё не нашла полностью. Последние месяца полтора он читал Чехова и восхищался, и удивлялся, как так он мог писать. Мы философствовали, что Чехов был врач, лучше понимал психологию человека, писал вроде бы о простом, а, получается, о вечном: о разных оттенках человеческих отношений.

Геннадий Андреевич имел светлый ум, философский, но реалистичный взгляд на жизнь, интересующийся и жизнелюбивый характер. С таким собеседником никогда не было скучно. К тому же мы ходили с ним по одним улицам, были влюблены в Бекетовку, жили в Советском Союзе, теперь в России и пытались понять это время. Вдовство тяжело и кто не испытал его, тот не поймёт. Когда же вдовцы помогают друг другу в жизни удержаться на плаву, хотя бы разговорами по телефону, уже хорошо.

Вот и мы с Геной старались, но у нас получалось ещё и сотрудничать. Бог подарил нам это счастье ненадолго, но сделал нам это царский подарок.

 

Вторая наша встреча на лавочке случилась уже в октябре 2020 года. Подхожу, а он уже на лавочке ждёт меня и рядом два больших пакета. Спрашиваю и проверяю, тепло ли он одет. Тепло.

Он достаёт из пакета журнал «Отчий край» и начинает свой очередной рассказ. Я – торопыжка, говорю: «Дай посмотрю?». Он мне: «Не дам. Слушай». А я его фотографирую. Так вышло, что это стали два моих последних фото Геннадия Андреевича Дементьева.

Он мне читает, я слушаю, понимая, что ведь, правда, не отдаст он мне журнал, пока всё не расскажет.  

А потом он достаёт огромную папку и дарит мне, говоря: «Мне подарили на работе, но, знаешь, тебе она пойдёт на пользу».

Так я ещё раз убедилась, что его добрая душа хочет дарить: или сувенир, или свои стихи, или свою память о людях и встречах. Этот человек был запрограммирован дарить людям добро, он видел только чистые стороны жизни, при всех её реальных трудностях, его душа просила светлого и летела по жизни, а теперь улетает в вечность.  

 

Так мы больше понимали друг друга и наше дело на пенсии. Я ему сказала, чтобы нашёл книгу на подарок в библиотеку № 7 имени Короленко. Он нашёл, подсказала, как подписать в дар, так как у них не было ни одной его книги. Потом отнесла в библиотеку № 7 имени Короленко в Бекетовке.

 

Гена понял, что я влюблена в Бекетовку и стал подбирать те книги, где он писал о Бекетовке, потом о войне. Так я узнала, сколько томов смог он издать. Я его хвалила за то, что он смог издать много книг. Я не берусь судить о его творчестве.   

Я в чём-то училась у него, читая его рассказы и беседуя с ним.

 

31 января 2021 года я вечером ему позвонила и услышала его спокойное: «Да, да, слушаю». И полилась наша беседа.

На концовку разговора я для настроения прочитала ему стихотворение Миши Рахимова детское, чтобы немного приглушить его грустные мысли о домашних проблемах, которых каждому хватает.  

Потом он сказал, что будет ужинать. Я ему пожелала «приятного ужинания и сна». Так светло, чисто мы проговорили с ним разные вопросы о жизни, о здоровье, а оказалось – это был наш последний разговор…

30 января 2021 года я не смогла ему дозвониться и немного забеспокоилась. А сотового телефона у меня нет. Оказалось, что он немного разбирался вместе с родными со своим здоровьем.

Он не болел долго, он ни кому не был в тягость, жил один.

 

Я хочу вспомнить Мужчину, встретившемуся мне в возрасте, требующем уважения. Таких людей не назовёшь дедушка и бабушка. Да, они в семье для родных – бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки. А по большому счёту: прекрасно, когда ты чувствуешь себя Женщиной и тебя ждёт Мужчина – твой друг, соратник, единомышленник, человек твоего поколения. Спасибо Богу, что он подарил мне такого друга – НАШЕГО  БЕКЕТОВСКОГО  ДЕМЕНТЬЕВА, рабочего поэта Геннадия Андреевича Дементьева. Вечная ему память!

 

8 часов вечера 1 февраля 2021 года.

Бекетовка – Сталинград – Волгоград.

Дэя Вразова, коренная жительница Бекетовки с февраля 1941 года.  

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий