суббота, 3 октября 2020 г.

Дэя Вразова "ПОНЯТЬ РУССКУЮ ДУШУ – ЕСЕНИН СЕРГЕЙ"

Любви к Есенину все возрасты покорны. Не осталась в стороне и бабушка-поисковик Дэя Григорьевна Вразова, которая передала нам для публикации в её личной рубрике "В тени памяти"  размышления о Сергее Есенине. 

Она назвала их "Понять русскую душу". 



Сергею ЕСЕНИНУ 125 лет со дня рождения. Хочу поблагодарить Галину Александровну Идрисову (клуб ветеранов «Гармония» Кировского района Волгограда), которая познакомила меня с книгой из её личной библиотеки. Взяла у неё почитать 1 том издания 1970 года,  (Серей ЕСЕНИН. Сочинение в трёх томах. Библиотека «Огонёк». Издательство «Правда». Москва),  и захотелось написать своё ощущение творчества Сергея Есенина. Если моя работа будет кому-то интересна, буду рада.

Примите мой подарок к юбилею народного поэта Сергея Есенина. 

 

ПОНЯТЬ  РУССКУЮ  ДУШУ –  ЕСЕНИН СЕРГЕЙ

Часть первая

Говорят, что человеческий организм начинает стареть в 25-28 лет. У  меня такое ощущение после чтения именно этой книги, что Сергей Есенин своей тонкой, ранимой душой почувствовал начало физического старения своего организма.

Вспоминаю, как одна женщина ещё в возрасте после 40 лет сказала с раздражением, что не может смотреть спокойно на физическое старение своего супруга и своего организма. Сознание СТАРОСТИ…

С возрастом наступления старости разумнее и спокойнее воспринимается старение своего организма. Возможно, потому, что ты уже много прожил, у тебя есть продолжение жизни – твои родные дети, внуки, правнуки и очень хорошо, если есть в старости дело и друзья. Ты живёшь свою старость с удовлетворением…

А Сергей Есенин… 

С возрастом, видя изменения организма физические, воспринимаешь их реально, без надрывного страдания, смиряясь с неизбежностью своего ухода    – так устроена жизнь всего на Земле: и живой, и не живой природы. 

А в его 30 лет?! Испуг его? Нет.

Как женщина 79 лет, которой подарена старость, думаю, после прочтения его стихов, что его реальное восприятие неизбежности старости в 30 лет вызвало у Сергея Есенина такую трагическую реакцию в конце декабря 1925 года. Уход из жизни – его бунт даже против смерти…

Я выражаю своё ощущение судьбы поэта Есенина, как мою реакцию на узнавание его жизни по его стихотворениям. Так я лично поняла жизнь поэта.

Сам решил так, а почему? В его стихотворениях можно найти  определённые ответы.  Он искал любви чистой,  находил… Искал любви единственной, но распылял своё чувство со многими… Гуляла, бурлила молодость его организма. Да и в стране были очень бурные годы, очень трагичные годы: 1914 – война, ему 19 лет; 1917 – революция, ему 22 года; новая жизнь. Стихи о Ленине…

Сергей Есенин от села ушёл, да и поэтом он хотел быть большим.

Он стал ЕСЕНИНЫМ, но какой ценой?!

Это его жизнь, его хулиганства, его искренняя душа оставшаяся потомкам в его поэзии и песнях.

Есенина надо и чувствовать, и уметь петь. А для этого надо, хоть немного знать судьбу поэта и, конечно же, его творчество.

Жаль, но у таланта Есенина оказалось много ложных друзей.

У талантливых людей рядом собирается много «друзей», которые имеют свойство быстро исчезать, когда нужна их помощь, искренняя и заботливая.

Мужчины хотят признания, поэты хотят этого вдвойне. Сложная судьба.

Не будем судить Есенина – человека. Будем любить Сергея ЕСЕНИНА – поэта, РУССКОГО  ПОЭТА. 

24 марта 2020 года, 22 часа 53 минуты.                        Дэя Вразова  
 

Часть вторая

 

Первые стихотворения Сергея Есенина 1910 год, ему 15 лет.

 

Вот уже вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

 

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

 

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И берёзы стоят,

Как большие свечки.

 

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мёртвой колотушкой.

 

1910

 

*   *   *

 

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.

1910

 

Поэт, как пророк…

 

***Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел.

Вот сдавили за шею деревню

Каменные руки шоссе. 

 

Так испуганно в снежную выбель

Заметалась звенящая жуть.

Здравствуй ты, моя чёрная гибель,

Я навстречу к тебе выхожу!

 

Город, город! ты в схватке жестокой

Окрестил нас как падаль и мразь.

Стынет поле в тоске волоокой,  

Телеграфными столбами давясь.

(Есенину 26 лет). 

 

***Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

 

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

(Есенину 19 лет). 

 

А между ними вся его жизнь в его же стихах. Но почему тема смерти у поэта витает над ним уже с самых молодых лет? 

 

Пронзительное чувство любви к Родине и восприятия красоты родной природы.

 

***А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

    Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

    Прижались у окна.

(Есенину 15 лет). 

 

***…Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины.

(Есенину 21 год). 

 

Его судьба человеческая…

 

***Матушка в Купальницу по лесу ходила,

Босая, с подтыками, по лесу ходила.

 

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

(Есенину 17 лет).  

 

***Не пойду я к хороводу:

Там смеются надо мной…

 

***Залюбуюсь, загляжусь ли

На девичью красоту,

А пойду плясать под гусли,

Так сорву твою фату.  

(Есенину 16 лет). 

 

***…Только гость я, гость случайный

На горах твоих, земля.

(Есенину 21 год). 

 

***Разбуди меня завтра рано,

О моя терпеливая мать?

…Разбуди меня завтра рано,

Засвети в нашей горнице свет.

Говорят, что я скоро стану

Знаменитый русский поэт.

(Есенину 22 года). 

 

***Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвою берёз.

 

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

(Есенину 25 лет). 

 

***Устал я жить в родном краю

В тоске по греческим просторам,

Покину хижину мою,

Уйду бродягою и вором.

 

…Весной и солнцем на лугу

Обвита жёлтая дорога,

И та, чьё имя берегу,

Меня прогонит от порога.

 

И вновь вернусь я в отчий дом,

Чужою радостью утешусь,

В зелёный вечер под окном

На рукаве своём повешусь.

 

…А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озёрам,

И Русь всё так же будет жить,

Плясать и плакать у забора.

(Есенину 20 лет). 

 

***Песни, песни, о чём вы кричите?

Иль вам нечего больше дать?

Голубого покоя нити

Я учусь в мои кудри вплетать.

 

Я хочу быть тихим и строгим.

Я молчанью у звёзд учусь.

Хорошо ивняком при дороге

Сторожить задремавшую Русь.

 

Хорошо в эту лунную осень

Бродить по траве одному

И сбирать на дороге колосья

В обнищалую душу-суму.

(Есенину 22-23 года). 

 

***…Я сегодня влюблён в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на берёзках подол.

 

…Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать…

Где ты, где, моя тихая радость -

Всё любя, ничего не желать?

(Есенину 23 года). 

 

***…Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

 

…Скоро месяц, купаясь в снегу,

Сядет в редкие кудри сына.

 

Скоро мне без листвы холодеть,

Звоном звёзд насыпая уши.

Без меня будут юноши петь,

Не меня будут старцы слушать.

 

Новый с поля придёт поэт,

В новом лес огласится свисте.

По-осеннему сыплет ветер,

По-осеннему шепчут листья.

(Есенину 25 лет). 

 

***…Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай.

(Есенину 25 лет). 

 

***Сторона, ты моя, сторона!

Дождевое, осеннее олово.

 

Нет, уж лучше мне не смотреть,

Чтобы вдруг не увидеть худого.

 

…Как подумал я – так и сделал,

Но увы! Всё одно и то ж!

Видно слишком привыкло тело

Ощущать эту стужу и дрожь.

 

Ну, да что же? Ведь много прочих,

Не один я в мире живой! 

 

Только сердце под ветхой одеждой

Шепчет мне, посетившему твердь:

«Друг мой, друг мой, прозревшие вежды

Закрывает одна лишь смерть».

(Есенину 26 лет).

 

***Я обманывать себя не стану,

Залегла забота в сердце мглистом.

Отчего прослыл я шарлатаном?

Отчего прослыл я скандалистом?

 

Не злодей я и не грабил лесом,

Не расстреливал несчастных по темницам.

Я всего лишь уличный повеса,

Улыбающийся встречным лицам.

 

Я московский озорной гуляка.

По всему тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою лёгкую походку.

 

...Средь людей я дружбы не имею,

Я иному покорился царству.

Каждому здесь кобелю на шею

Я готов отдать мой лучший галстук.

 

И теперь уж я болеть не стану.

Прояснилась омуть в сердце мглистом.

Оттого прослыл я шарлатаном,

Оттого прослыл я скандалистом.  

(Есенину 27 лет). 

 

24 декабря 1925 года Есенин из Москвы приехал в Ленинград  остановился в гостинице «Англетер». 25, 26, 27 декабря он встречался со своими друзьями, многие бывали у него в номере. Е. А. Устинова, жившая в этой же гостинце, вспоминает, что днём 27 декабря она зашла в номер к Есенину: «Сергей Александрович стал жаловаться, что в этой «паршивой» гостинце даже чернил нет, и ему пришлось писать сегодня утром кровью. Скоро пришёл поэт Эрлих. Сергей Александрович подошёл к столу, вырвал из блокнота написанное утром стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака… 

Позднее мы снова сошлись все вместе». («Воспоминания», стр. 470).     

В. Эрлих вспоминает: «Часам к восьми и я поднялся уходить. Простились. С Невского я вернулся вторично: забыл портфель… Есенин сидел у стола спокойный, без пиджака, накинув шубу, и просматривал старые стихи. На столе была развёрнута папка. Простились вторично». («Воспоминания», стр. 466).

  

Последнее стихотворение Сергея Есенина 1925 год, ему 30 лет. 

 

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

 

До свиданья, друг мой, без рук, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

 

1925  

 

Спеть песню на слова Есенина «Над окошком месяц…». 

       (Можно использовать, как сценарий встречи о Сергее Есенине). 

 

30 сентября 2020 года. Бекетовка – Сталинград – Волгоград.                    Дэя Вразова

Комментариев нет:

Отправить комментарий