среда, 7 октября 2020 г.

7 октября Родогощ (Радогощь, Таусень)

Таусень – древний славянский праздник урожая. Это время окончания всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая.  Радогощь был старым праздником Нового года (новолетье), время заслуженных наград славянина за его труды.

Собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец или старейшина и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!», то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!», и подаёт знак к началу праздничного «пира горой».

На Руси день осеннего равноденствия отмечался народными гуляньями. Пекли пироги с капустой, брусникой, мясом. В этот день вечером между оконными рамами вставляли рябиновые кисти вместе с листьями. Считалось, что с этого дня солнце начинает слабеть, и рябина будет охранять дом от сил тьмы (Рябинкины именины). Перед наступлением темноты разжигали небольшой огонь и прыгали через него, очищаясь. Жрецы ходли босыми ногами по раскаленным углям. К праздничному дню был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов.

В день осеннего равноденствия наступает время Великого Праздника Заревницы. Такое название день получил из-за зарева от степных палов - сжигали в полях сухую траву. С Заревницы дни быстро убегают, ночи темнеют, а зори становятся багряными. «День убегает не куриными, а лошадиными шагами». Осень начинает быстрее двигаться навстречу зиме. В этот день ходили в лес за грибами. Последний день сбора царя грибов - боровика.

После завершения празднования Радогоща в деревнях и городах жизнь медленно затихала. Работы на улице и в поле становилось куда меньше, зато в доме трудов ещё хватало. Женщины штопали одежду и вязали новые носки на длинную, студёную зиму. Мужчины ремонтировали деревянный инструмент, конскую сбрую и другие вещи. Дети постарше помогали родителям. И только совсем маленькие дети бегали по улицам, радуясь последним солнечным денькам. 

 

Источники:

Славянская мифология [Текст] : энцикл. словарь. - Москва : Эллис Лак, 1995

Капица, Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы [Текст] : справочник / Ф. С. Капица. - 3-е изд. - Москва : Наука : Флинта, 2001. - 215 с.

 

Составила Елена Сергеевна Короткова

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий