Экранизация романа Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» режиссёра Сергея
Урсуляка привела в наш блог новых читателей, да и нам тоже захотелось
немного поговорить о новой версии экранизации книги. Например, обратить внимание тех, кто
считает, что «Гришка в новом фильме не тот, вот Глебов – это да!», на одну
деталь, на которую, наверняка ориентировались создатели новой версии «Тихого
Дона», продумывая грим главного героя. Давайте поговорим о прототипе Григория
Мелехова – Харлампии Васильевиче Ермакове. Сравните фотографии Ермакова и
Евгения Ткачука в гриме. Не правда ли, похоже получилось?
Шолохова,
начиная с 1920-х годов, постоянно спрашивали про его героев (Григория, Аксинью
и других персонажей «Тихого Дона») – списаны ли они с реальных лиц или выдуманы.
Многие находили прототипов в жизни и пытались получить у автора
подтверждение своим догадкам. Долгие годы писатель отвечал приблизительно
следующее: «Не
ищите вокруг себя точно таких людей, с теми же именами и фамилиями, каких вы встречаете
в моих книгах. Мои герои - это типичные люди, это - несколько черт, собранных в
один образ».
«Тихий
Дон» был принят неоднозначно и критикой, и читателями. Шолохова обвиняли в
контрреволюционной пропаганде. Время было нелёгкое и тревожное. Многое приходилось скрывать, чтобы не повредить
ни себе, ни окружающим.
Однако, после присуждения Михаилу Александровичу
Нобелевской премии (ставшей своего рода защитой от некоторых нападок), на встречах с
читателями и при общении с литературоведами, автор «Тихого Дона» начал называть
имя Харлампия Ермакова, признавая, что именно он дал ему многое для создания образа
Григория Мелехова.
О взаимоотношениях
Михаила Шолохова и Харлампия Ермакова находим у Феликса Кузнецова в его
книге «Тихий Дон»: Судьба и правда великого романа»[1]:
1. «Очевидно, что главное время общения М. А.
Шолохова с Ермаковым пришлось на пору, когда он [Ермаков – М.У.] вышел из
тюрьмы, — начиная с июля 1924 года и до конца 1926 года, поскольку 20 января
1927 года Ермаков был арестован вновь.
Имеется и документальное подтверждение тому —
письмо Шолохова Харлампию Ермакову, то самое письмо, на фотокопии которого
Шолохов написал строки об отношении Буденного к Харлампию Ермакову. И его
оригинал хранится в том «Деле».
Письмо М. А. Шолохова Харлампию Ермакову, изъятое во время последнего ареста и обыска в его доме, хранится в «Деле» как вещественное доказательство в особом, отдельном пакете, вместе с особо важными для следствия документами: «Послужным списком» Харлампия Ермакова и «Протоколом» распорядительного заседания Северо-Кавказского краевого суда от 29 мая 1925 г., прекращающего предыдущее «Дело» Ермакова «по нецелесообразности».
Нам не известно, знал ли Шолохов, что его письмо Ермакову попало в руки ОГПУ и фигурирует в «Деле» как вещественное доказательство участия Ермакова в Верхнедонском восстании. Но об аресте и расстреле прототипа своего героя он не мог не знать. Именно это обстоятельство и заставляло его долгие годы занимать столь осторожную позицию в вопросе о прототипе Григория Мелехова».
2. При всей пристрастности следствие не смогло
найти ничего достаточно серьезного для суда в дополнение к тому, что было
обнаружено в 1923—1924 гг. Видимо, поэтому ростовское ОГПУ отказалось от
судебного процесса над Харлампием Ермаковым и обратилось в Москву за
разрешением решить его судьбу путем вынесения «внесудебного приговора», каковой
мог быть только одним: расстрелять.
Потребовались долгие десятилетия, чтобы
доброе имя Харлампия Ермакова — удивительного человека, своей феноменальной
энергетикой и трагической биографией предопределившего бессмертный характер
Григория Мелехова, было наконец восстановлено.
18 августа 1989 года «Постановлением
Президиума Ростовского областного суда» дело производством было прекращено «за
отсутствием в деянии Ермакова Х. В. состава преступления. Ермаков Харлампий
Васильевич реабилитирован посмертно».
Невзирая на все сложности и трагические
обстоятельства жизни Ермакова, Шолохов не боялся с ним встречаться, беседовать
часами, и хотя долгое время умалчивал о нем как о прототипе Григория Мелехова,
вывел его под собственным именем в своем романе.
Каким он был – Харлампий Ермаков? В книге Феликса
Кузнецова приводятся воспоминания современников, но самое ценное воспоминание
оставила дочь Харлампия Васильевича (прообраз Полюшки в «Тихом Доне») – Пелагея
Харлампьевна Ермакова (Шевченко):
Еще в 1939 году, в беседе с И. Лежневым,
базковская учительница Пелагея Ермакова, по мужу — Шевченко, так вспоминала о
своем отце:
«— Отец был очень буйным гражданином. Не
хочется о нем даже вспоминать!
Но потом постепенно оживляясь, начала
рассказывать:
— Человек он был очень хороший. Казаки его любили. Для товарища готов был снять с себя последнюю рубаху. Был он веселый, жизнерадостный. Выдвинулся не по образованию (только три класса кончил), а
по храбрости. В бою он был как вихрь, рубил
направо и налево. Был он высокий, подтянутый, немного сутулый <...>
В 1912 году он был призван на военную службу,
империалистическая война в 1914 году застала его в армии <...>
Вернулся отец сюда из действующей армии только в 1917 году, с полным бантом
георгиевских крестов и медалей. Это было еще до Октябрьской революции. Потом
работал в Вёшках с красными. Но в 1918 году пришли белые. Советской власти у
нас не стало с весны. В 1919 году отец не был организатором Вёшенского
восстания. Его втянули, и он оказался на стороне белых. Они его сделали
офицером <...>
Когда белые покатились к Черному морю, то
вместе с ними был и мой отец. В Новороссийске на его глазах бароны сели на
пароход и уплыли за границу. Он убедился, что они использовали его темноту.
Тогда он перешел на службу в буденновскую кавалерию. Повинился, раскаялся, его
приняли в Первую Конную, он был командиром, получал награды...
Демобилизовался он из армии Буденного только в 1924 году, работал здесь в
Комитете взаимопомощи до 1927 года.
«Пелагея Харлампьевна выдвинула ящик комода,
достала пожелтевшую от времени, истертую фотографию тех лет.
— Это все, что осталось от отца, — сказала
она и протянула фотографию.
Смотрел с нее молодой еще, горбоносый,
чубатый казак с усталым прищуром глаз много испытавшего в жизни человека, не
раз глядевшего в лицо смерти. Нелегко, видно, дались Ермакову три Георгиевских
креста, приколотых к солдатской шинели: четырнадцать раз был ранен, контужен.
Слева, у самого эфеса шашки, держала его за локоть дородная женщина, покрытая
шерстяной клетчатой шалью с кистями. Это Прасковья Ильинична, жена Ермакова»
— С германского фронта, — рассказывала П. Х.
Ермакова, — мой отец вернулся героем — с полным бантом Георгиевских крестов, в
чине хорунжего, на свою беду потом...
Выслужился. Рискованный был казак. Был левша, но и правой рукой вовсю работал.
В бою, слыхала я от людей, бывал ужасен. Примкнул к красным в 1918 году, а
потом белые его сманули к себе, был у них командиром. Мама наша умерла в 1918
году. Он приехал с позиций, когда ее уже похоронили. Худой...
исчерна-мрачный. И ни слезинки в глазах. Только тоска... А
вот когда коня потерял, заплакал...
Помню это было в дороге, при отступлении нашем в Вешки, его коня — Орла —
тяжело ранило осколком снаряда. Конь — белолобый, упал наземь, голову поднимает
и страшно ржет — кричит! Отец кинулся к коню, в гриву уткнулся: “Орел мой,
крылатик! Не уберег я тебя, прости, не уберег!” И покатились у него слезы...
Отступал отец до Новороссийска с белыми, а там сдался Красной Армии и служил у
Буденного, в командирах ходил...
<...>
После демобилизации отец жил тут, в Базках, с нами. В 1926 году Михаил
Александрович Шолохов — тогда молодой, чубатый, голубоглазый — частенько
приезжал в Базки к отцу. Бывало, мы с дочерью Харламова, Верочкой, играемся или
учим уроки, а Михаил Александрович приедет и говорит мне: “А ну, чернявая, на
одной ноге смотайся за отцом!” Отец приходил к Шолохову, и они подолгу гутарили
у раскрытого окна перед Доном — и до самой зари, бывало... А о
чем — это вы спросите при случае у Михаила Александровича...»
«Приезжая домой,
отец обычно не въезжал через калитку, — вспоминает она, — а перемахивал ее. Как
обычно, садясь за стол, отец меня и брата сажал на колени, ласкал, давал
подарки»
Подробнее о Харлампии Ермакове читайте
- http://tihij-don.odn.org.ua/c777.htm
[1] Кузнецов, Ф. «Тихий Дон»: Судьба и
правда великого романа / Ф. Кузнецов // Режим доступа. -
http://tihij-don.odn.org.ua/index.htm
Устала исправлять ошибку :На фото,от 22 декабря 2015 г.указано,что это Алексей и Павел Дроздовы...На самом деле это не совсем так. Фото хранится в фондах музея-заповедника М. А. Шолохова, и надпись на его обратной стороне такая: «На добрую и долгую память II Отечественной войны 1914-1915 гг. Родной мамаше. Георгиевские кавалеры: родной сын П. Г. Дроздов и зять Данил Дан. Устинов. 22/XII 15 г. Действующая армия».
ОтветитьУдалитьПавел Дроздов-мой прадедушка,и надпись достоверна,а вам надо быть более внимательными,к фотографиям,которые имеются в Музее. Анна Мельникова.
Дорогая Анна Мельникова!
УдалитьФотография о которой Вы говорите, не входит в композицию нашего музея. Она используется только для проведения массовых мероприятий, посвящённых "Тихому Дону". В источниках, которыми мы пользовались при подготовке мероприятий и этой публикации, ничего не говорится о надписи на обороте фотографии. Поэтому спасибо за уточнение. Внесём правки.