22 июля (а также 26 июня) отмечается День крысолова.
Праздник связан с легендой о Гамельнском
крысолове.
Легенда о крысолове, предположительно возникшая в XIII веке, является одной из разновидностей историй о загадочном музыканте, уводящем за собой околдованных людей или скот. Подобные легенды в Средние века имели весьма широкое распространение, при том, что гамельнский вариант является единственным, где c точностью называется дата события — 26 июня 1284 года, и память о котором нашла отражение в хрониках того времени наряду c совершенно подлинными событиями. Всё это вместе взятое заставляет исследователей полагать, будто за легендой о крысолове стояли некие реальные события, уже со временем приобретшие вид народной сказки, однако не существует единой точки зрения, что это были за события или даже когда они произошли. В позднейших источниках, в особенности иностранных, дата по непонятной причине замещается иной — 20 июня 1484 года или же 22 июля 1376 года. Объяснения этому также не найдено.
Больше семи веков назад из маленького
саксонского городка Хамельн пропало 130 детей. Согласно легенде, их увёл за
собой загадочный Крысолов. Легенда о Крысолове прославила безвестный городок на
весь мир. Каждый год 26 июня здесь широко отмечают День крысолова. Его
скульптуры и изображения можно встретить на каждом шагу. Но что за человек был
Крысолов? Что известно о нём? И есть ли доля правды в сюжете легенды?
Хамельн извлекает из этой старой легенды
немалые выгоды. Для небольшого провинциального городка в Нижней Саксонии,
Германия, сказка братьев Гримм «Гамельнский крысолов» - это не просто красивая
история. Это их ежедневная реальность. Легенда о Крысолове настолько знаменита
и важна для региона, что даже находится под защитой ЮНЕСКО.
История гласит, что в конце 13 века
Хамельн был осаждён небывалым нашествием крыс. Тогда в городе свирепствовала
чума. Жители старались избавиться от грызунов, разносивших заразу, но ничего не
помогало. Однажды в городе появился таинственный человек в странной пёстрой
одежде. Он пообещал избавить Хамельн от вредителей, попросив взамен весьма
солидное вознаграждение. Люди были готовы на всё, лишь бы он им помог. Они
согласились.
Крысолов заиграл на дудочке какую-то
завораживающую мелодию. Внезапно случилось непостижимое: все грызуны начали
вылезать из своих нор и, как загипнотизированные, следовать за Дудочником. Все
крысы проследовали за ним до реки Везер, в которой утонули.
Жители были невероятно счастливы. Только
вот денег вдруг стало жалко. Они отказались платить и просто выгнали Крысолова
из города. Он решил отомстить и вернулся на праздник святых Иоанна и Павла (26
июня). Дудочник заиграл на свирели. Только на этот раз мелодия привлекла детей.
Все они пошли за Крысоловом и больше их никто не видел.
Судьба детей до конца не ясна. Одни
легенды заканчиваются тем, что они утонули в реке как крысы. Другие
рассказывают, что дети пропали за ближайшим холмом. Третьи говорят, что
Дудочнику заплатили больше обещанного, и все дети вернулись домой. Многие версии
рассказывают об одном или двух детях, что плохо слышали музыку и отстали от
остальных.
Во всём этом есть своя доля истины. В
исторических текстах есть упоминание об этом событии. Оно датировано 1384
годом. Запись гласит: «Прошло 100 лет с тех пор, как ушли наши дети». В местной
церкви даже был витраж, где была проиллюстрирована правдивая история. Только в
конце 17 века он был разрушен. Что на нём было изображено теперь сказать
невозможно.
Есть в Хамельне один дом, построенный в
начале 17 века, под названием Rattenfängerhaus (Дом крысолова). Своё название
он получил из-за надписи, сделанной на нём. Примерно она переводится так: «В
1284 году, в день святых Иоанна и Павла, 130 детей, родившихся в Хамельне, увёл
волынщик в пёстром одеянии за холм возле Коппена и там потерял».
Самое интересное, что крысы действительно
подобным образом реагируют на звуки определённого тона. Тут легенда может не
врать. Но вот то, что крысы утонули в реке — весьма сомнительно. Грызуны
прекрасно плавают и способны держаться на воде часами. Кроме того, исторические
записи не упоминают ни о чём подобном. Пропажа детей есть, а крыс нет.
Оказывается, крысиный оттенок история приобрела только в конце 16 века.
Так что же случилось с детьми? Историки
выдвигают несколько версий на этот счёт. Некоторые говорят, что этот поход и
его трагический исход были связаны с неким языческим поклонением. Говорят, в
этих местах был популярен культ друидов. Молодые люди ходили в местные пещеры,
где устраивали пляски с песнопениями в честь языческих богов. Якобы во время
этого поклонения грот обвалился и похоронил всех.
Другая версия говорит о том, что тогда по
городам ходили вербовщики и призывали молодёжь переселяться на восток Европы.
Тогда этот регион был опустошён войной и чумой, и нуждался в новых поселенцах.
Этому предположению придаёт некоторой достоверности то, что фамилии,
характерные для жителей Хамельна, также встречаются в районе Пригниц и Укермарк
в Германии, к северу от Берлина.
Есть историки, которые просто говорят,
что жизни детей унесла чума.
Сегодня в городе Хамельн проживает около
56 000 человек. Город наполнен свидетельствами давней легенды. Фигура Крысолова
самое частое украшение местных зданий. Также в городе есть два тематических
фонтана. Есть ресторан, который полностью оформлен в соответствии со сказкой.
Также в Хамельне есть так называемые «Крысиные камни». Это небольшие бронзовые
таблички, установленные на улицах. Они указывают гостям города важные
исторические достопримечательности.
Утерянный витраж был заменён другим на
700-летие легенды. Также на центральной площади были установлены часы, где
через равные промежутки времени меняются фигурки. То Крысолов ведёт за собой
грызунов, то детей. В определённые часы звучит мелодия Дудочника. В Хамельне
есть музей, посвящённый этой истории.
Помимо защиты достопримечательностей,
ЮНЕСКО также защищает «нематериальное культурное наследие». Сюда входят устные
традиции, исполнительское искусство и праздничные мероприятия. Это считается
очень важным фактором сохранения культурного разнообразия. После того как
жители Хамельна сняли видео, в котором подробно рассказывается о важности
традиции волынщика, в 2014 году «Легенда о Крысолове» была внесена в список
нематериального культурного наследия Германии. Сегодня эта история продолжает
вдохновлять художников и писателей. В городе настолько преданы легенде, что
кажется, она будет жить вечно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий