среда, 17 июля 2024 г.

На подступах к Сталинграду. Художники Сталинграда в годы войны


Сталинградская битва – грандиозное событие, которое оставило неизгладимый след в памяти потомков. И немалую роль в этом сыграли художники Сталинграда, запечатлевшие и подвиги защитников города, и его восстановительный период.

Предлагаем вашему вниманию статью о вкладе художников Сталинграда в Великую Победу.

 

О. Н. Савицкая, В. П. Саркулова

РОЛЬ СТАЛИНГРАДСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА

Творческая организация художников в нашем городе одна из старейших в Поволжье. Ее деятельность началась в 1924 г., когда здесь была открыта Ассоциация художников революции (АХР). В 1935 г. она была преобразована в Сталинградское отделение Союза советских художников (СО ССХ).

Архивы и периодика довоенного периода сохранили для нас скупые, отрывочные сведения о деятельности этой организации.

Помимо этого дважды, в ходе Гражданской и Великой Отечественной войн, были утрачены музейные собрания города. По данным каталога «Культурные ценности — жертвы войны»  фонды Сталинградской картинной галереи насчитывали 618 произведений. В экспозиции были представлены работы многих сталинградских художников: И.К. Архангельской, Ф.П. Басова, И.А. Бирюкова, П.С. Васильева, М.С. Васильева, Н.Н. Любимова, С.А. Щербакова, Ф.П. Лопарева, В.А. Лущинова, А. Плякина, Л.А. Полетико.

В годы Великой Отечественной войны многие сталинградские художники ушли на фронт. В первые же месяцы войны были призваны художники А.П. Легенченко и С.А. Щербаков. И.Е. Шангин, бывший в то время председателем правления СО ССХ, был направлен в военное училище, а заменивший его А.Б. Ивлиев вскоре получил повестку и был командирован на курсы политработников Красной Армии. Другие художники, еще не призванные в армию, проходили курсы инструкторов противовоздушной обороны; непризванные на фронт сражались единственно доступным им оружием — кистью. Художники Н.Н. Любимов, А.Н. Волков, Агеев, Коробейников, Гречко работали над агитационными плакатами с призывами к защите Родины в «Окнах ТАСС». 

Официально Сталинградское отделение Союза советских художников было эвакуировано, правда, место эвакуации в документах не было указано. Но уже в 1943 г. его деятельность возобновилась, а художественная жизнь города начинает восстанавливаться. 27 августа 1943 г. состоялось первое собрание художников, где были намечены задачи организации. 

А.М. Николаев, возвратившийся из эвакуации, приступил к исполнению своих обязанностей председателя правления Сталинградского отделения Союза художников России, а также председателя правления Сталинградского Товарищества «Художник».

Первая выставка картин сталинградских художников прошла неприметно в феврале 1944 года в клубе СталГРЭС в Бекетовке.  Вторая выставка, была открыта 15 марта 1945 г., имела больший общественно-политический резонанс, хотя по составу своих участников и тематике произведений была преемственна первой.

На ней 1945 г. были представлены 38 живописных произведений пяти художников — членов СО ССХ - А.М. Николаева, В.М. Петинова, П.С. Васильева, С.И. Ищенко и Н.Е. Черниковой. Картины были выполнены в разных жанрах, но их объединяло одно -— все они были отражением образа восстающего из руин города — будь то портреты участников Сталинградской битвы, героев труда, жанровые зарисовки, пейзажи, натюрморты.

В разрушенном Сталинграде даже для такой небольшой выставки трудно было найти помещение, и ее экспозиция разместилась в фойе драматического театра. Эту выставку посетил секретарь обкома ВКП(б) М.А. Водолагин. И если верить «Справке о деятельности Союза советских художников Сталинградской области за 1945 г.», подписанной председателем правления СО СХО А.Н. Николаевым, «выставка имела большой успех у общественности Сталинграда».

Для нас эта, в общем-то, рядовая выставка представляет интерес потому, что в событиях, развернувшихся вокруг нее, проявились некоторые различия в видении властью и художником пережитого: войны и мира, человека в тяжелейших условиях войны и послевоенного восстановления народного хозяйства, истоков мужества и героизма на фронте и в тылу.

Точка зрения власти была определена рядом постановлений ЦК ВКП(б) за сентябрь 1944 — январь 1945 гг., направленных на усиление работы по марксистско-ленинскому воспитанию населения освобожденных от немецкой оккупации территорий и в национальных регионах, и роли в этом творческой интеллигенции, 9, 10]. В практике Сталинградской областной партийной организации эти постановления привели к организации проверки обкомом ВКП(б) состояния творческой работы Сталинградского отделения Союза художников в 1945 г., состоявшейся после мартовской выставки того же года и критике этой художественной выставки в местной партийной прессе. Другой взгляд — запечатлели полотна сталинградских художников — участников этой выставки.

И партийные работники, и журналист С. Линдин обвиняли художников в «воспевании руин», «смаковании разрухи. ...без ощущения перспективы (не пространственной, а временной)», отсутствии в картинах военной тематики «ощущение Победы», «энергии жизни». Причину «посредственности» многих выставленных работ партийные критики видели в «равнодушии к взятым темам», отсутствии у художников способности «четко и верно сформулировать тему своего произведения, определить его идею», что в свою очередь шло от недостаточной политической подготовки, отсутствия у них знаний основ марксизма-ленинизма.

Можно подытожить, что главным обвинением было отсутствие четко выраженной идеологической составляющей произведений, их «бытовое содержание» - мирная жизнь, медленно и робко пробивающаяся через искалеченную войной землю.

Прошедшие через войну и в полной мере испытавшие на себе ее ужасы художники писали другую жизнь -— где нет грохота, шума, пусть даже не военного — шума стройки, трамвайных колес, огромной толпы и даже праздника.

Показательно в этом отношении описание работы В.М. Петинова «Трамвай пошел», на которой пустая улица, вдали ушел трамвай и несколько человек пытаются его догнать. С.Линдин назвал это снижением «значительной темы» до обыденности [5]. Но именно о такой обыденности мечтали многие. И это, ни в коей мере, не проявление равнодушия — это, и усталость победителей четыре долгих года шедших к победе, и тоска по простым человеческим будням, лицам родных, близких, детей, стремление увидеть вокруг краски природы, залечить ее раны; это и стилевые пристрастия художников.

Статья в «Сталинградской правде» — это еще, хоть и не полный, но каталог той выставки с подробным описание сюжетов отдельных работ. Открывалась выставка 4 рисунками Н.Е. Черниковой, один из которых назывался «Леночка» (скорее всего, портрет дочери художницы), который выставлялся вновь на персональной выставке художницы в 1967 году и храниться в фондах Волгоградского музея изобразительных искусств [6]. Рядом были работы А.М. Николаева «Остатки баррикады», «Сталинград восстанавливается», «Октябрьская улица», «Советская улица», рисунки блиндажей (на эту же тему рисунки художников Ищенко и Васильева). 4 работы Васильева, среди которых портреты дочери и старшего лейтенанта Загинайло (акварель). С.И. Ищенко - этюды «Мамаев курган», «Девушка», «Метизный завод», картина «Панорама Ерманского района» (современный центральный район г. Волгограда). В. М. Петинов - 12 работ (рисунки, гравюра, тушь, гуашь) — «Трамвай пошел», «Неповерженный герой» (памятник Хользунову), «Учительница Бурова», «Завод Баррикады», портрет М. Черкасовой.

Сегодня нам сложно судить о художественных достоинствах выставленных работ. Очевидно, они были неравноценными, написанными с различной степенною мастерства. Однако именно в отсутствии идеологической составляющей они представляли собой честный, непредвзятый, откровенный взгляд не стороннего наблюдателя, а непосредственного участника событий взгляд — взгляд полный надежды.

Тема войны и Сталинградской битвы станет ведущей в работах местных художников и скульпторов в послевоенный период. Именно тогда тема героизма, стойкости, мужества, боли от потерь, подвига, Победы раскроется в полной мере. Взаимоотношения власти и культуры в советский период — тема сложная и противоречивая, которая развивается между двух диаметрально-противоположных установок: негативной — о примитивности культуры тоталитаризма, которую определяла господствующая идеология и госзаказ, то положительной, что это культура единения советского народа и государства.

Эта двойственность и самой культуры и способов ее государственного управления сказалась на послевоенных уставах Союза советских художников, которые сохранились в фондах его Сталинградского отделения.

Новый устав Союза художников был принят в 1944 г.В нем главной задачей Союза объявлялось всемерное и активное участие в социалистическом строительстве средствами изобразительного искусства. Непременным условием творческого и идейного роста советского изобразительного искусства объявлялась его неразрывная связь с рабочим классом, колхозным крестьянством, трудовой интеллигенции и всей советской общественностью под руководством коммунистической партии.

Что касается внутренней структуры Союза советских художников, то она была традиционной для творческих союзов того времени. Руководящими органами Союза являлись общее собрание, которое избирало правление. Правление Сталинградского Союза художников приводило в жизнь решения общих собраний и утверждало план деятельности Союза и всех его подразделений и руководило работой Союза между собраниями. Правление приводило прием и исключение из членов Союза, разрешало вопросы об образовании и ликвидации фондов. Избиралось правление общим собранием членов в количестве, установленном общим собранием, сроком на 2 года. Правление выбирало из своей среды председателя, его заместителя, ответственного секретаря

Членами Союза советских художников могли быть квалифицированные художники, критики и искусствоведы, творческие и общественные лица. Условиями для приема в Союз было обязательное высшее или среднее художественное образование, самостоятельная творческая работа и участие на выставках не менее 2-х лет.

В 1947 г. в Устав были внесены изменения. В его разделы были включены новые пункты, которые укрепляли позиции Союза как юридического лица, расширился перечень дел, находившихся в ведение правления. Произошли изменения в ряде процедурных вопросов, например, созыв общего собрания стал обязательным по требованию одной трети его членов (а не двух третей, как ранее), что говорит нам об усилении демократического начала. Собрания правления теперь созывались чаще – не реже одного раза в месяц.

В Волгоградских архивах сохранилось два варианта устава 1947 г. Вероятно второй Устав был создан в связи с дополнением к решению Исполкома Областного Совета депутатов трудящихся за № 32/1799 от 30 июля 1947 г. «Об утверждении временного Устава Сталинградского Союза советских художников». В число задач Союза теперь вошло «идейно-политическое воспитание советских художников, помощь в овладении марксистско-ленинской теорией».

Последние изменения связанны с усилением идеологизации искусства и всей жизни советских людей, которое было начато еще в 1930-е гг., когда хоть и ограниченный, но имевший место плюрализм 1920-х гг. сменяется более жесткой диктатурой. В искусстве внедрялся метод «социалистического реализма», прославление партии, ее вождей, героики революции, труда и трудящихся.

Практическое воплощение этой идеологизации мы видим в «Отчёте о деятельности Сталинградского отделения Союза советских художников за 1948 год», в котором говориться, что для повышения идейно-политического уровня художников для них были прочитаны 8 специальных лекций и докладов: 4 по идейно-политическим вопросам, и 4 по вопросам искусства. Художники посещали семинар по марксистско-ленинской эстетике при Управлении культуры, работали кружки партийного просвещения, проводились беседы и т.д.

Из «Справки о деятельности Союза Советских художников Сталинградской области в 1945 г.» следует, что за прошедшие 2 года после возобновления его работы Союз художников увеличился с 4 до 13 человек. В него входили художники следующих специальностей: живописцы - 8 человек, графики 3 человека, скульпторы 1 человек и декоратор 1 человек.

В последующие годы рост членов был не столь заметен. В 1948 г. их было 15 человек. В 1953 г. — 17 человек. Из них 10 живописцев (8 действительных членов и 2 кандидата в члены союза), 2 скульптора — оба кандидаты, 4 графика (из них 3 члена) и 1 художник тетра.

Увеличивалось и число выставок, их участников, количество выставляемых работ. Летом 1945 г. была организована персональная выставка А.Н. Волкова, его агитплакатов и «окон сатиры», в 1946 г. выставка художников-фронтовиков, 1948 г. выставка, посвященная 5-летию освобождения Сталинграда. В среднем, начиная с 1948 г. Союз проводил по две выставки в год (одну тематическую и одну выставку летних работ). В 1952-1953 гг. было организованно уже 7 выставок.

Помимо этого Сталинградское отделение Союза художников с 1948 г. перешло к организации передвижных выставок в районных центрах области, а также выставка в подшефной воинской части.

Принимали передвижные выставки и у себя, в Сталинграде - художников Москвы, Ленинграда, городов Поволжья. Первая из них была организована еще в ноябре 1943 г. в зале заседаний обкома партии, единственном тогда в городе большом зале. На ней были представлены работы художников Москвы, Ленинграда, Горького и других городов, посвящённые Великой Отечественной войне.[1]. Одной из самых масштабных в эти годы была выставка 1945 г., которая открылась 17 февраля все в том же зале: 50 работ московских и ленинградских художников — Р.Р. Френца, П. И. Котова, И. Э. Грабаря, К. Ф. Юона, Г. Г. Нисского и других сейчас уже классиков советского изобразительного искусства. Ленинградский баталист Р. Р. Френц представил 3 картины: «Кольцо сжимается», «Бой на площади Сталинграда», «Уничтожение немецкой техники и живой силы в районе Тракторного завода». Привлекало внимание большое полотно М. И. Авилова «Бегство Мамая с Куликовской битвы», словно перекликавшееся с событиями на Волге .

Одним их важных направлений работы Союза была забота о материальном обеспечении художников и их семей, а также распределение заказов. Из 33 тысяч рублей выделенных Союзу в 1945 г., 5100 руб. были потрачены на оказание помощи семьям фронтовиков. Единовременная помощь была выделена семье расстрелянного немцами художника Н.Н. Любимова, матери художника А.М. Легенченко.

На общем собрании 11 мая 1945 г. многие члены Союза получили контрактации (договоры) с различными государственными организациями и творческие командировки. Так, например, областным отделом искусств был заключен договор со скульптором В.Н. Поповым на барельефы, выполненные на кости мамонта — генералиссимуса И.В.Сталина и маршалов Г.К. Жукова и И.С. Конева.

Художник А.М. Николаев получил творческую командировку от Художественного фонда СССР в Заволжье для писания этюдов к картине «На Волге 1942 г.». Он и художник С.И.Ищенко получили заказы на картины «Ольга Ковалева», «Петр Гончаров», портреты героев обороны Сталинграда — рабочих сталеваров завода «Красный Октябрь».

Система государственного заказа (или шире: социального заказа) — это не порождение советского времени. Она существует столько, сколько и само искусство. И говоря о региональной провинциальной культуре, в отношении которой чаще всего подходит термины выживать, сохранять традиции, не дать прервать связь поколений, именно советской время, с нашей точки зрения, было периодом наивысших возможностей для творчества, социального преобразования действительности. Не элитарное искусство, но близкое и понятное каждому, где мастерство автора через понятные и знакомые образы рождало непосредственный диалог между творцом и зрителем. Из учетной карточки 1953 г. мы впервые узнаем адрес Союза: «ул. Советская, д. 26». Это дом, где сейчас располагается детская художественная галерея г. Волгограда.

В 1953 г. председателем Сталинградского отделения Союза был избран Александр Никифорович Червоненко — живописец, график, выпускник Сталинградского художественного училища, возглавлявший в 1937—1938 гг. сталинградскую АХРР, участник Сталинградской битвы. У СО ССХ появились секции: живописи, графики, скульптуры.

Среди проблем Сталинградского отделения Союза советских художников в документах упоминается отсутствие выставочного помещения, мастерских, картинной галереи. Выставки сталинградских художников чаще всего проходили в фойе драматического театра им. Горького. Эпизодически велась студийная работа. Редко обсуждались новые работы коллег, обычно на самой выставке. Не проводилось творческих встреч с общественностью. Причинами тому называлась все те же отсутствие помещения и разбросанность художников по районам города. Для разрешения этого вопроса предлагалось обратиться к правлению Художественного фонда СССР с просьбой ассигнования на строительство дома художников с индивидуальными мастерскими. Но все это были общие проблемы послевоенной разрухи, которые решались постепенно по мере восстановления Сталинграда.

Со второй половины 1950-х гг. начнется новый этап в жизни Сталинградского отделения Союза советских художников. Союз пополнился молодыми художниками, большинство из которых получили специальное художественное образование в крупнейших художественных институтах: Ленинградском высшем художественно — промышленном училище им. В.И. Мухиной, Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, Московском высшем художественно — промышленном училище, Тбилисской академии художеств, Харьковском художественном институте. И это станет временем создания единого архитектурно-градостроительного и художественного ансамбля Сталинграда как памятника Сталинградской битвы и Великой Победы.

Литература

1.     Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького. Отдел краеведения. Летопись культурной жизни Сталинграда 1941-1945 гг. Волгоград, 2010.

 

Источник публикации:

Савицкая, О. Н. Роль Сталинградского отделения Союза советских художников в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период в культурной жизни города / О. Н. Савицкая, В. П. Саркулова // Грани познания : электронный научно-образовательный журнал [Электронное издание]. – 2015. - № 3. – С. 67-71.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий