суббота, 20 июля 2024 г.

"Железная леди" кинематографа Татьяна Лиознова

 20 июля 1924 года (100 лет назад) родилась советский кинорежиссёр Татьяна Лиознова.

Татьяна Михайловна (или Моисеевна, как правильно было бы именовать по отцу) родилась 20 июля 1924 года в Москве в еврейской семье. Сама она впоследствии вспоминала, что в детстве о кино и не думала – более того, «боялась» его. «Я всё принимала за правду, очень плакала, переживала за всё, что происходило на экране». Девочка скорее тяготела к литературе и музыке, но, став постарше, даже начала пытаться составлять киносценарии собственного сочинения.

Юность Татьяны Лиозновой выпала на годы войны. Ей было 17 лет, когда отец ушел на фронт. На прощание мать спросила, как быть с дочерью. Родитель посоветовал разрешать наследнице поступать так, как она считает нужным. Отца не стало в первые дни обороны Смоленска. С тех пор в душе Татьяны поселилось ощущение хрупкости мира.

После школы Лиознова выбрала авиационный институт. Проучившись семестр, девушка поняла, что далека от выбранной профессии. В 1943-м Татьяна подала документы во ВГИК, чтобы получить режиссерское образование. Мать препятствовать не стала.

Учеба в киношколе не задалась с первого полугодия. Поначалу Татьяна училась у Всеволода Пудовкина, выдающегося режиссёра и сценариста, автора таких известных фильмов, как «Минин и Пожарский», «Суворов», «Адмирал Нахимов». Но творцу-практику быстро наскучила преподавательская работа, и в итоге он ушёл с неё. Лиознова оказалась на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, которые объединили поток режиссеров и актеров. К экзаменам девушка попала в списки на отчисление за профнепригодность и неопытность.

Вместо слез Татьяна собралась и поставила с двумя студентами, которые тоже были в кандидатах на исключение, этюд с танцем Кармен. В результате Лиознова удивила наставников зрелым подходом и ее оставили. Потом танец Кармен из этой работы перекочевал в знаменитый герасимовский фильм «Молодая гвардия», в сцену танца Любови Шевцовой. Как известно, в нём сыграли роли студенты герасимовской мастерской, и Лиознова тоже участвовала в постановке, правда, не в качестве актёра, а как помощник режиссёра.

В 1949 году Лиознова завершила обучение и получила распределение на Московскую киностудию имени М. Горького. Однако вскоре она была оттуда уволена – еврейская национальность во время кампании по борьбе с космополитизмом была чёрным штрихом в биографии, к тому же советских картин тогда выходило по распоряжению сверху совсем мало. Чтобы прожить, Татьяна Михайловна на пару с матерью кроила и шила одежду. Но Герасимов про свою ученицу не забыл, и в начале 1950-х годов сумел вернуть её к творческой деятельности, сначала в театре имени Е. Б. Вахтангова, а после смерти Сталина – и в кинематограф, добившись её восстановления на киностудии, в должности художественного руководителя творческого производственного объединения юношеских фильмов. Кстати, в этой должности она работала около тридцати лет. Этот период – золотая эпоха её творчества.

Поначалу Лиознова работала ассистентом на съёмочных площадках у Сергея Герасимова. Потом её стали брать вторым режиссёром фильмов – сначала Борис Бунеев в фильме о заполярных партизанах «Таинственная находка», а затем Станислав Ростоцкий в своей дебютной картине «Земля и люди». Лишь во второй половине 1950-х годов ей удалось воплотить в жизнь собственный проект – фильм «Память сердца», одну из самых пронзительных киноработ о Великой Отечественной войне своей эпохи. Идея сценария родилась, когда британский журналист Ральф Паркер, оставшийся в СССР, рассказал Лиозновой о случае с английским лётчиком, сбитым над оккупированной территорией в ходе операции «Фрэнтик», когда союзнические самолёты вылетали бомбить германские промышленные объекты в том числе и с территории Советского Союза. Так появился сюжет фильма, по которому тяжело раненого англичанина подобрала и выходила советская учительница, которую, кстати, играла супруга Сергея Герасимова Тамара Макарова.

Следующей работой Макаровой оказалась мелодрама «Евдокия» 1961 года о жизни провинциальной семьи. Спустя год она вступает в Коммунистическую партию Советского Союза. Кстати говоря, несмотря на всю несправедливость, которой ей пришлось хлебнуть в позднесталинские годы, она на всю жизнь осталась патриотом своей Советской Родины, и очень больно переживала её распад.

В 1963 году на экраны страны выходит фильм о лётчиках-испытателях «Им покоряется небо» с Николаем Рыбниковым, Владимиром Седовым и Евгением Евстигнеевым в главных ролях.

Лиознова не была замужем, и с детьми не получилось. Однако судьба подарила Татьяне Михайловне названую дочь Людмилу Лисину. По воспоминаниям наследницы, мама не любила упоминаний о том, что дочь приемная, и утверждала: «Материнская любовь других сильней».

Знакомство с отцом дочери произошло в 1963-м на съемках фильма «Им покоряется небо». Консультантом проекта оказался летчик-испытатель Василий Колошенко. Мужчина был вдовцом и воспитывал двух девочек.

Роман развивался на съемочной площадке. Летчик покорил манерами и обходительностью. Отношения долго не продлились и закончились, как только прошла влюбленность и начались будни семейной жизни. «Железная леди» разочаровалась в избраннике, а Людмила так и осталась названой дочерью.

После завершения романа Лиознова сохранила с бывшим теплые отношения. Через четыре года на экраны вышел фильм «Три тополя на Плющихе», в котором главной музыкальной композицией стала песня «Нежность», посвященная летчикам. Многие полагали, что для Татьяны Михайловны это была личная история о женщине, упустившей возможность любить и быть любимой.

Позднее приемная дочь Людмила Лисина занималась сохранением творческого наследия мамы.

Знаменитым «тополям» предшествовала менее известная картина Лиозновой - «Рано утром».

В 1973 году к Лиозновой приходит её главный режиссёрский успех – в миллионах квартир целыми семьями смотрят двенадцатисерийный телефильм «Семнадцать мгновений весны». Редко встретишь такую ситуацию, когда удалось решительно всё – режиссура, прекрасный актёрский состав, захватывающий сюжет, замечательная музыка. И как результат все этого – редкое единодушие зрителей в принятии картины, которая сразу же стала классикой, была разобрана на цитаты и стала элементом нашей национальной культуры, живущим и сегодня, когда до сих пор синоним слова «разведчик» - слово «Штирлиц». Хотя, казалось бы, тематика совсем не женская, удалось Татьяне Михайловне всё как нельзя лучше.

Но и с этим фильмом всё было совсем непросто.

На успех кинокартины «Семнадцать мгновений весны» не рассчитывали. Как выяснилось, о съемках телесериалов в те времена знали понаслышке, а потому и знакомство с жанром происходило на съемочной площадке. Сценарий к фильму был написан Юлианом Семеновым. Однако автор предложил Лиозновой другой проект – «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Идея не приглянулась Татьяне Михайловне. А вот повествование о разведчике Штирлице сразу захватило. В беседе выяснилось, что сценарист уже продал проект на киностудию «Ленфильм». Тогда Лиознова заявила автору, что будет снимать эту кинокартину. Юлиан Семенович не устоял перед напором Татьяны и отправил телеграмму с отзывом сценария. Деньги, полученные за проект, Семенов выслал переводом.

По слухам, сценарий был рассчитан на меньшее количество серий. По воспоминаниям дочери Семенова, Лиознова рвалась поправить текст, но отец просил строго соблюдать сценарий. Между тем режиссера не устраивало количество смертей в проекте и хотелось глубже раскрыть внутренний мир патриота Исаева. Татьяна Михайловна, которая недолюбливала авторов, оказалась рада, что Юлиан Семенов редко появлялся на съемочной площадке. Получив свободу, режиссер ввел в кадр жену разведчика, которая изначально в сценарии не присутствовала. Персонаж родился благодаря фантазии Лиозновой.

Эпизод получился выразительным. Татьяна Михайловна просила сценариста включить ее имя в соавторы. Но Семенов не согласился. Судьей в споре Татьяна Михайловна выбрала Микаэла Таривердиева, который занял сторону писателя. Ссора творческих людей на этом не закончилась. Семенов и Таривердиев не получили государственную премию. Мужчины были уверены, что оказались обделены благодаря усилиям режиссера. Хотя и Лиозновой эту награду не дали. Позднее постановщику и автору сценария вручили премию имени братьев Васильевых. Таривердиев в этот список не попал, поскольку музыканта обвинили в плагиате мелодии к песни «Мгновения».

В результате Семенов и Таривердиев затаили обиду и считали Татьяну Михайловну причастной к сложившейся ситуации. От дальнейшего общения с режиссером сценарист отказался. Расставить точки над i не могли еще долго.

Помимо них, обиду на Лиознову затаил бывший возлюбленный – Ачил Гомеошвили, рассчитывавший на роль Штирлица, но так и не получивший её.

В 1981 году Лиознова выпустила сразу два фильма – «Мы, нижеподписавшиеся» и «Карнавал». А в 1986 году на экраны вышел кинофильм «Конец света с последующим симпозиумом», который она сама оценивала как свою творческую неудачу. Этому фильму суждено было стать последним в её карьере. То была уже другая эпоха, и сама Татьяна Михайловна говорила, что нового зрителя не понимает, и что её кино в новой действительности место себе не найдёт.

Сама Лиознова была, что называется, замужем за работой, и, несмотря на некоторые романы, семьёй так и не обзавелась. Судьба подарила ей долгую жизнь.

В 2009-м, когда Татьяна Михайловна отмечала 85-летие, Лиознова заметила, что встречает осень жизни с ощущением, будто живет в чужой стране. А на вопрос, как получилось, что кинодеятель с мировым именем так и не скопил денег на лечение, Лиознова ответила, что не жалуется на материальные проблемы, поскольку не одинока, а рядом есть друзья и близкие.

Действительно, в последние годы Татьяна Михайловна страдала от безденежья. Из ценностей у знаменитости оказалась только коллекция посуды из керамики, которая собиралась годами, и квартира.

Последние годы она сильно болела, но даже после операции по удалению опухоли мозга она продолжала стараться вести активную жизнь. Умерла она 29 сентября 2011 года в возрасте 87 лет. После кремации урна с её прахом была захоронена в могилу матери на Донском кладбище Москвы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий