среда, 17 июля 2024 г.

На подступах к Сталинграду. Подвиг милиционеров

 Сталинградская битва началась задолго до того дня, когда немцы вошли в Сталинград. Ещё до этого момента на защиту города встали жители, милиционеры.

О подвиге милиции в период Сталинградской битвы рассказывает статья А. Н. Самарского.

Самарский Александр Николаевич

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ В ПЕРИОД СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ 1942-1943 ГОДОВ

Второго февраля 1943 года произошло знаменательное событие, которое стало началом коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны. Второго февраля 2018 года по указу президента Российской Федерации В. В. Путина город- герой Волгоград торжественно отметил 75-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве [1]. Время неумолимо летит вперед, за эти годы на месте ожесточенных боев вырос новый город и новое поколение людей.

«Камни живут дольше, чем люди, — говорил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев на открытии памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы. — Но именно люди, только люди дают бессмертие всему, чего коснется их подвиг» [2, с. 5].

Чем дальше в глубь веков уходит знаменательное историческое событие, тем меньше его эмоциональный заряд для грядущих поколений. Мы по праву, например, гордимся судьбоносной победой на Куликовом поле или стойкостью русской армии в Бородинском сражении. Но для нас, живущих столетия спустя, это не более чем символы традиционного почитания исторического прошлого Отечества, облеченные в бронзу и гранит величественных монументов. По-настоящему всю полноту чувств от свершившегося события может испытать только его современник. Потомкам же остаются в наследство свидетельства эмоционального подъема очевидцев, запечатленные в предметах материальной культуры, документах и фотографиях минувших лет.

Подобное утверждение в полной мере можно отнести и к крупнейшему сражению мировой истории - Сталинградской битве. Отдавая должное подвигу военного поколения, мы чтим его заслуги, и это необходимо, потому что без преемственности национальных традиций народ обречен на утрату самобытности. Но сегодня, имея доступ к огромному информационному пространству, где предлагаются самые различные точки зрения на роль Сталинградской победы, в том числе и откровенно ее принижающие, у молодых людей, только начинающих осознавать себя гражданами великой России, может возникнуть вопрос: «Так ли уж знаменательна для нас дата 2 февраля 1943 года?». В этом случае, не обращаясь к многотомным научным исследованиям вопроса, можно просто взглянуть на коллекцию даров городу-герою Волгограду, что представлена в экспозиции музея-панорамы «Сталинградская битва». Присланные и привезенные из самых разных уголков мира, они олицетворяют вселенскую благодарность человечества городу, положившему конец торжества военной силы гитлеровского нацизма.

С началом Великой Отечественной войны органы милиции осуществляли свою деятельность в соответствии с условиями военного положения.

Документы, многочисленные воспоминания участников битвы на Волге свидетельствуют о том, что вместе с советскими солдатами, жителями города небывалую стойкость и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками проявили и сотрудники милиции Сталинграда и области.

В период Сталинградской битвы в деятельности милиции и других подразделений НКВД Сталинградской области можно выделить два этапа: 1) июнь 1941 года - июль 1942 года - переход на военное положение, деятельность милиции в условиях военного времени; 2) август 1942 года - февраль 1943 года - работа в условиях осадного положения и боевых действий в городе, а также непосредственное уча- стие в боевых действиях [3, с. 11].

20 июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР были объединены Народный комиссариат государственной безопасности СССР и Народный комиссариат внутренних дел в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР [3, с. 25]. Эти меры способствовали расширению прав советской милиции, полномочий отдельных служб и подразделений и привели к повышению роли органов внутренних дел в создавшейся чрезвычайной ситуации.

С началом боевых действий на территории страны милиция, помимо своих основных за- дач (охрана общественного порядка, борьба с преступностью, хищением собственности, спекуляцией), стала решать и новые: борьба с дезертирством, мародерством, хищениями военных грузов, паникерами и распространителями всякого рода провокационных слухов, выявление вражеских агентов, обеспечение эвакуации населения и промышленных пред- приятий [2, с. 6].

Мобилизация резко сократила число опытных сотрудников-мужчин, 20% личного состава теперь составляли милиционеры- женщины. Вместе с тем через Сталинград пролегали пути на восток, куда эвакуировались люди, предприятия и сельскохозяйственные грузы. В город прибывали эшелоны раненых. Все это требовало от службы правопорядка постоянного напряженного внимания и прямого участия, так как перед сотрудниками по-прежнему стояла задача обеспечить в тылу правовой порядок.

С началом войны к служебной и боевой подготовке работников сталинградской милиции добавились занятия по военному делу. Они изучали тактико-техническую характеристику оружия, находящегося на вооружении Красной Армии, средства химической защиты, совершенствовали мастерство в стрельбе и метании гранат. Весь численный состав сталинградской милиции был переведен в отдельный батальон, остальные подразделения сведены в роты и взводы. В подготовку личного состава милиции вводились тактические занятия. Женщины-сотрудницы милиции были сформированы в санитарные дружины.

Был также создан штаб охраны общественного порядка при областном управлении милиции для действий в условиях налетов вражеской авиации. Все сотрудники областного управления милиции были включены в состав оперативных групп, которые по сигналам воздушной тревоги обязаны занимать заранее обусловленные места, действовать совместно с городскими отделениями милиции. Эти вовремя принятые меры сыграли в дни боев за Сталинград большую роль.

25 июня 1941 года в Сталинграде и области были созданы истребительные батальоны в соответствии с решением Совета Народных Комиссаров СССР от 24 июня 1941 года «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе» [6, с. 42–43]. Согласно этому постановлению на сталинградскую милицию возлагались задачи по организации, обучению и вооружению истребительных батальонов. Приказами по областному управлению НКВД командирами истребительных батальонов назначались начальники органов НКВД и милиции.

На начало 1942 года по области насчитывалось 73 истребительных батальона с личным составом свыше 12 тысяч человек [4, с. 113]. А к концу 1942 года их число увеличилось до 83. В самом Сталинграде по числу районов города было создано восемь истребительных батальонов [8], для руководства которыми сформирована группа работников НКВД и милиции, а позднее – штаб истребительных батальонов.

Истребительные батальоны участвовали в операциях по прочесыванию местности, отслеживали вражеских парашютистов, лазутчиков, диверсантов, принимали участие в боевых действиях, охраняли важнейшие объекты, коммуникации, хлебные массивы. В их состав включались группы истребителей танков, подготов ка которых также легла на плечи работников милиции [9, с. 225].

Истребительные батальоны в районах области, на территории которых летом 1942 года развернулись бои, храбро сражались с противником.

Деятельное участие приняли работники милиции в формировании народного ополчения. За короткое время в него влилось свыше 50 тысяч человек [10, с. 11].

С началом Великой Отечественной войны в Сталинград стали прибывать эшелоны с ранеными воинами, эвакуированными жителями из западных районов страны. Изо дня в день возрастал поток эвакуированного населения. Сотрудники паспортных аппаратов, наружной службы, оперативных отделов и других подразделений милиции с большим трудом справлялись с возросшей на них нагрузкой. Следует отметить слаженную и четкую работу железнодорожной милиции, которая обеспечивала общественный порядок, пресекала мародерство, изымала оружие, оказавшееся у эвакуированных, выявляла вражеских агентов, боролась с уголовными проявлениями [2, с. 8].

Менее чем за год войны через Сталинградский эвакопункт проследовало около 450 тысяч человек, в том числе 45 тысяч ленинградцев [12, с. 12].

В соответствии с указанием военного коменданта города работники милиции строго следили и за правилами передвижения по городу. Осенью 1941 года в Сталинграде был введен комендантский час, поэтому запрещалось любое движение по городу с 23 до 6 часов.

25 июня 1941 года решением областного Совета был организован областной штаб местной противовоздушной обороны, началось также формирование районных и городских штабов местной противовоздушной обороны [4, с. 40–41]. На работников милиции и пожарной охраны возлагались задачи по контролю над созданием во всех домоуправлениях щелей-укрытий, а также проведению инструктажей и обучению группы самозащиты.

Сотрудникам милиции пришлось оказать немалую помощь местным и военным властям в мобилизации гражданского населения на строительство оборонительных сооружений. Много сил и энергии требовалось для установления жесткого паспортного режима в городе.

Война резко обострила оперативную обстановку. В городе появлялись преступники, вражеские лазутчики и шпионы.

Боевые действия облегчили доступ населения к оружию и боеприпасам. Уже к концу 1941 года в Сталинграде у задержанных лиц работники милиции изъяли сотни винтовок, пистолетов и ручных гранат. Среди задержанных дезертиров и уклонистов выявлено 26 агентов немецкой разведки [14]. В качестве профилактической деятельности и снижения криминогенной обстановки в городе сотрудниками милиции и НКВД регулярно проводились облавы, проверки документов в общественных местах, а также подворовые обходы домовладений, учреждений и предприятий, внезапные проверки гостиниц, магазинов, кинотеатров. С 1942 по 1943 год областным Управлением НКВД совместно с 10-й дивизией НКВД было проверено 750 тысяч человек, в результате чего задержано две с половиной тысячи дезертиров [15].

В условиях военного времени произошли изменения и в деятельности патрульно-постовой службы, к основным обязанностям добавилось ведение наблюдения за соблюдением правил светомаскировки. За сотрудниками закреплялся определенный массив домов, что позволило равномерно распределить нагрузку и охватить все жилые здания в городе.

К середине июля 1942 года ценой огромных потерь фашистам удалось вторгнуться в большую излучину Дона. В развернувшихся ожесточенных боях работники сельских органов милиции Сталинградской области плечом к плечу с воинами Красной Армии преграждали путь врагу.

Когда бои начались на подступах к городу, специальные подразделения милиции днем и ночью организовывали эвакуацию населения, поддерживали порядок на переправах через Волгу, железнодорожных станциях. Эти подразделения находились на казарменном положении. В частности, таким был взвод управления милиции, состоявший из 27 человек.

С началом ожесточенных бомбежек города отдел службы организовал из числа работников управления несколько оперативных групп. В дни осады они смело вступали в схватки с огнем, выносили на руках из горящих домов и подвалов беспомощных стариков и детей.

С середины августа 1942 года немецко-фашистские войска сосредоточили основные силы для наступления на Сталинград с севера и юга. 23 августа 1942 года немецкая авиация приступила к массированной бомбардировке города, для того чтобы дезорганизовать оборону Сталинграда и посеять панику в рядах ее защитников. Авиаудар продолжался несколько часов. В это же время немецко-фашистские войска начали атаку в северной части города, стремясь прорваться к Волге в районе тракторного завода. Туда был направлен истребительный батальон Тракторозаводского района под командованием начальника 8-го отделения милиции К. А. Костюченко.

Он вместе с личным составом оставался в осажденном городе до конца. Получив ранение в бою с фашистскими захватчиками, Костюченко не ушел в тыл. За мужество и отвагу командование фронтом наградило его орденом Красного Знамени.

Милиционеры ведомственного взвода Дружинин, С. А. Попов, П. З. Зверева, А. В. Бойко, А. С. Рвачев в этой тяжелой обстановке, под огнем противника, спасли и перевезли за Волгу ценности Государственного банка. Лейтенант милиции И. А. Карпов спас из горящих домов 150 женщин и детей, имущество. Во время бомбежки милиционер 9-го отделения Рудаков получил ранение, но пост свой не оставил, продолжая тушить пожар, спасал жителей из-под обломков рухнувшего дома. Оперуполномоченный М. С. Харламов спас из горящих домов Сталинграда 29 семейств с их имуществом [8, с. 128].

Помощник начальника третьего отделения милиции И. А. Аверин, оперуполномоченный С. А. Стрельцов, участковый уполномоченный М. И. Потапов и Н. П. Фомичев и другие сотрудники защитили от огня склады больницы, несколько магазинов, спасли государственное имущество на миллионы рублей.

Каждый волгоградец знает руины мельницы No 4 (мельница Гергардта) на берегу Волги, неподалеку от легендарного дома Павлова. Их показывают гостям города как памятник бессмертного мужества и стойкости защитников волжской твердыни. Эта мельница вплоть до самых тяжелых сентябрьских боев бесперебойно снабжала армию и население мукой. В этом немалая заслуга работников ОБХСС и, в частности, И. Т. Мисюрина, П. Т. Холодова, которые с двумя прикомандированными милиционерами охраняли мельницу, тушили зажигательные бомбы, мобилизовали ее коллектив на выполнение заданий воинских частей.

И. С. Майбородин до войны работал участковым уполномоченным в районе Мамаева кургана. Когда немецко-фашистские войска прорвались к высоте 102 м, он, хорошо ориентируясь на местности, помог выполнить боевое задание командования. И. С. Майбородин с группой бойцов тайком смог отыскать и уничтожить вражеский миномет, обстреливавший позиции советских солдат. За успешное выполнение задания был награжден медалью «За отвагу» [17, с. 62].

В дни боев за Сталинград мужеством и отвагой прославился неутомимый разведчик и меткий стрелок, командир 1-го отделения милиции, прикомандированный к штабу дивизии А. И. Родимцева, Я. И. Котов, награжденный орденом Ленина.

Высокой оценки была удостоена деятельность сталинградской милиции генерал-полковником, дважды Героем Советского Союза А. И. Родимцевым. Он писал: «Немалую помощь оказали нам работники милиции, хорошо знавшие город, расположение улиц и домов. Они были нашими лучшими разведчиками и проводниками во многих операциях» [18, с. 87].

За период Сталинградской битвы мужество и героизм, доблесть и отвагу проявили многие работники милиции Сталинграда. Наряду с ними активное участие в выполнении важнейших заданий принимали и женщины-работники милиции, среди которых отличились А. Дикарева, Г. А. Аликова, В. Сазонова, М. М. Астахова, А. Кабаргина, П. А. Хабатулина.

200 дней и ночей продолжалась Сталинградская битва. Родина высоко оценила солдатский подвиг милиции. Свыше 60 ее сотрудников были награждены боевыми орденами. Жители города-героя помнят и чтят своих защитников. Восемнадцать улиц Волгограда названы в честь бойцов 10-й дивизии НКВД и сотрудников милиции, установлены четыре памятника и три мемориальные доски, а одна из улиц Центрального района названа в честь 10-й дивизии войск НКВД, 12 человек удостоены медалей «За оборону Сталинграда» [8, с. 20].

15 декабря 2017 года накануне празднования 75-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве новой улице в Советском районе города-героя Волгограда присвоено имя Николая Васильевича Бирюкова, начальника Управления НКВД по Сталинградской области, возглавлявшего областное управление милиции в 1942-1943 годы [20]. За время службы он был награжден тремя орденами Красного знамени, орденом Ленина. С 1949 по 1953 годы являлся начальником Управления МВД по Смоленской области, службу окончил в звании комиссара милиции третьего ранга. Его внук живет в Волгограде, возглавляет кафедру предварительного расследования Волгоградской академии МВД России.

75 лет минуло с тех пор, как стихли последние выстрелы в городе на Волге. Неузнаваемо изменился за эти годы город-герой Волгоград. Новое поколение пришло служить в полицию, но подвиги участников Сталинградской битвы не забыты. Они живут в наших сердцах и умножаются в славных делах сотрудников полиции города-героя.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 18.02.2017 года No 68 «О праздновании 75-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве». URL: https://mvd.consultant.ru/docu- ments/1056149.

2. Вместе с армией и народом. К 25-й годовщине победы в Великой Отечественной войне: сборник. Волгоград, 1970.

3. Кантемиров А. В. Советская милиция в Сталинградской битве (июль 1942 - февраль 1943 гг.): дис. ... кан. юрид. наук. М., 2011.

4. В дни суровых испытаний: сборник. Волгоград, 1966.

5. Государственный архив Волгоградской области. Ф. 773. Оп. 1. Д. 92. Л. 98.

6. Героический Сталинград: сборник материалов и документов. Сталинград, 1945.

7. Чуянов А. С. В дни великой битвы // Исторический архив. 1962. No 5.

8. Солдатский подвиг милиции: сборник / сост. и авт. поясн. текста Е. И. Гринин, В. П. Иванилов. Волгоград, 1968.

9. Архив УФСБ России по Волгоградской области. Ф. 2. Оп. 68. Л. 111–112.

10. Центр документации новейшей истории Волгоградской области. Ф. 171. Оп. 1. Д. 62. Л. 2.

11. Биленко С. В. Из истории советской МИЛИЦИИ В годы Великой Отечественной вой- ны. М., 1967.

12. Родимцев А. И. Битва за Волгу. Сталинград, 1958.

5. State archive of Volgograd region. Stock 773. Inventory 1. Case 92. Sheet 98.

6. Heroic Stalingrad: a collection of materials and documents. Stalingrad, 1945.

7. Chuyanov A. S. In the days of the great bat- tle // Historical archive. 1962. No 5.

8. The soldiers feat of the police: a collection/ compilation and auth. explained text E. I. Grinin, V. P. Ivanilov. Volgograd, 1968.

9. Archive of the FSB of Russia in the Volgo- grad region. Stock 2. Inventory 68. Sheet 111–112. 10. Documentation center of the modern his- tory of the Volgograd region. Stock 171. Invento- ry 1. Case 62. Sheet 2.

11. Bilenko S. V. From the history of the So- viet police during the Great Patriotic war. Mos- cow, 1967.

12. Rodimtsev A. I. The battle for the Volga. Stalingrad, 1958.

Источник публикации:

Самарский, А. Н. Организационно-правовые основы деятельности сотрудников милиции в период Сталинградской битвы 1942-1943 годов / А. Н. Самарский // Философия права. – 2019. - № 2. – С. 34-39.

Комментариев нет:

Отправить комментарий