воскресенье, 7 ноября 2021 г.

Песни Победы. «Ты моя надежда, ты моя отрада…» и «Передний край»

 «Слышится нам эхо давнего парада…» - с этих слов начинается песня, которую смело можно назвать песней Победы, хотя создана она была через сорок лет после окончания войны.

Песня «Ты моя надежда, ты моя отрада» была написана поэтом Николаем Добронравовым и композитором Александрой Пахмутовой для киноэпопеи «Битва за Москву» (режиссер Юрий Озеров), которую сняли в 1981-1985 году (работа над фильмом шла четыре года) совместными усилиями «Мосфильм» и Первое творческое объединение (СССР), студии «Баррандов» (Чехословакия), «ДЕФА» (ГДР) и «ФАФИМ Вьетнам».

Главной особенностью фильма стало то, что в фильме нет ни одного вымышленного персонажа, все герои фильма - реально существовавшие люди с конкретными биографиями. Да и сам сценарий фильма с документальной точностью передает ключевые события того времени.

При разработке сценария режиссер фильма, Юрий Озеров, использовал воспоминания и мемуары не только высших советских военачальников, но хроники военного времени, воспоминания участников показанных событий.

Эпичность происходящего на экране настолько захватывает зрителя, настолько завораживает кинокритиков, что песням, звучащим в фильме, не нашлось должного места в публикациях, посвящённых ему.

Между тем, в «Битве за Москву» звучит не одна, а две песни Николая Добронравова и Александры Пахмутовой: полюбившаяся всем «Ты моя надежда, ты моя отрада» (исполнена Львом Лещенко) и менее памятная, но не менее хорошая песня «Передний край» (исполнена Муслимом Магомаевым).

К сожалению, не приводятся и воспоминания авторов песен о том, как они создавались. Но без сомнения в написании и текста, и музыки к ним сыграл свою роль тот факт, что оба автора – дети Великой Отечественной войны. Николай Николаевич был эвакуирован из Ленинграда в самом начале войны в Горький, затем семья переехала в Подмосковье. Александра Николаевна была свидетелем первой бомбардировки Сталинграда 1 ноября 1941 года, а в августе 1942 года (в начале Сталинградской битвы) была эвакуирована с семьёй в Караганду, и лишь в 1943 году приехала в Москву, чтобы обучаться в школе при Московской консерватории. Они не видели тех событий, о которых писали, своими глазами. Они не воевали. Но в детстве каждого из них были госпиталя, было общение с ранеными, с возвратившимися с войны солдатами. И всё это, несомненно, всплывало в памяти авторов песен, когда они их писали.

Ты моя надежда, ты моя отрада

Передний край

Комментариев нет:

Отправить комментарий