пятница, 5 марта 2021 г.

«Московский соловей». Тамара Миансарова

 

Тамара Ремнева родилась 5 марта 1931 года в украинском городе Зиновьевск (сейчас — Кропивницкий) в семье музыкантов. Ее отец Григорий Ремнев был актером и художником-оформителем, а мать будущей исполнительницы Анастасия Алексеева работала на радио. Вскоре после рождения дочери Ремнев и Алексеева развелись. Певицу воспитывала мать. Под фамилией Миансарова Тамара Ремнева стала выступать в 1950-х, после того, как вышла замуж за пианиста Эдуарда Миансарова. С ранних лет Тамара Миансарова увлекалась музыкой. Мать учила ее играть на фортепиано и петь, брала с собой на репетиции хора. Певица вспоминала: «Засыпала на рассвете, устроившись под роялем на специально сшитом мамой тюфячке». 

Уже в четыре года Миансарова впервые выступила перед публикой на сцене Кировоградского дома культуры. В начале 1940-х семья Миансаровой переехала в Минск. Туда на работу, на белорусское радио, пригласили мать будущей артистки. Вскоре после начала Великой Отечественной войны Минск захватили немцы. Миансарова вспоминала: «Война была кошмарным, порой стоящим жизни уроком, но этот урок был усвоен нашим поколением, и мы многое в своей дальнейшей жизни меряли именно этой горькой памятью». Когда советская армия освободила Минск, мать арестовали. Анастасию Алексееву осудили за сотрудничество с немцами и сослали на несколько лет на Урал. Все это время Миансарова прожила у родственников и почти не занималась музыкой. Тамара Миансарова писала в своей  книге воспоминаний «И в жизни, и на сцене»:  «Я пришла в ужас, я же маленькая, мне-то как быть? Но это никого не волновало. Маму увозили, а я бежала в глубокой темной ночи за удаляющейся машиной и на всю улицу не своим голосом, полным ужаса, истошно кричала: «Мама, мамочка моя, мама!» — потом бросилась на землю и, впиваясь в нее своими ручонками, причитала: «Куда мне идти, что делать? Милая моя, хорошая, где ты?» 

Когда мать вернулась, Миансарова поступила в музыкальную школу. А в 1951 году она отправилась в Москву, где стала студенткой фортепианного факультета Московской консерватории. Миансарова училась в классе пианиста Льва Оборина. В свободное от учебы время она подрабатывала на студиях звукозаписи — аккомпанировала популярным тогда певцам и музыкальным ансамблям. Со второго курса исполнительница дополнительно занималась вокалом у профессора Доры Белявской. Консерваторию Миансарова закончила в 1957 году. По распределению будущая певица попала концертмейстером в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (сейчас — Российский институт театрального искусства, ГИТИС). Там она проработала недолго — около трех месяцев.  

В 1958 году Тамара Миансарова решила поучаствовать во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. В конкурсной программе она представила необычный номер — исполнила один из вальсов Иоганна Штрауса — сына, аккомпанируя себе на рояле. Жюри оценило и исполнительское мастерство, и лирическое сопрано певицы: она получила третью премию конкурса. Миансарова вспоминала: «На Всесоюзный конкурс артистов эстрады я пришла как музыкант, а уходила уже певицей. Спела там просто так, без надежды на успех, и вдруг все завертелось, закрутилось».  Уже в 1960 году Тамара Миансарова выступала на одной сцене с известными певцами — Марком Бернесом, Львом Мировым и Кирой Смирновой. Вместе они играли в спектакле «Когда зажигаются звезды» в Московском мюзик-холле. А через два года Миансарова вместе с Муслимом Магомаевым и Александрой Стрельченко отправилась на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В журнале «Советская эстрада и цирк» писали: «На этот фестиваль Тамара поехала, так сказать, в пожарном порядке, заменив заболевшего исполнителя.

Она даже не успела испугаться — так стремительно все произошло — и, наверное, поэтому чувствовала себя на сцене легко и раскованно». Миансарова выступила с песней композитора Людмилы Лядовой на стихи Бориса Брянского «Ай, люли». На фестивале артистка получила первую премию и золотую медаль. В следующем году Миансарова поучаствовала в Международном фестивале песни в Сопоте. Она выступила с песней «Солнечный круг» («Пусть всегда будет солнце») композитора Аркадия Островского. Певица должна была исполнить другую песню, так как «Солнечный круг» посчитали слишком несерьезной для международного конкурса. Руководитель советской делегации Игорь Гранов даже отказался репетировать эту композицию с Миансаровой. Однако артистка настояла и спела «Солнечный круг» на фестивале. В польской прессе писали: «Большой зал Гданьской верфи истекает сентиментальностью и через минуту, кажется, поплывет на приливной волне меланхолии… Но, к счастью, ситуацию спасает обаятельная представительница Советского Союза». С этой композицией Миансарова стала лауреатом международного конкурса — первым в истории советской эстрады. В польской прессе ее называли «московским соловьем». На парфюмерной фабрике даже выпустили духи под названием «Тамара», а на киностудии сняли фильм о творчестве артистки «25 минут с Тамарой Миансаровой»). 

С 1964 года Миансарова выступала с музыкальной группой «Три плюс два». В репертуаре коллектива были лирические композиции о любви, шуточные и детские песни, среди которых «Рыжик», «Глаза на песке» и «Ключик золотой». Музыковед Галина Баранова писала: «Тамара Миансарова, столь разносторонне одаренная, пыталась «открыть» в себе те черты, которые помогли бы ей стать не только яркой и индивидуальной артисткой, но и сказать с эстрады что-то важное и нужное людям». 

Появлялась Миансарова и на телевидении. В 1965 году в эфире программы «Голубой огонек» артистка исполнила ставшую легендарной песню Юрия Саульского на стихи Михаила Танича «Черный кот». Композиция так понравилась публике, что вскоре ее перевели на чешский, польский и немецкий языки. В следующем году Миансарова вновь стала лауреатом международного конкурса. Артистка победила на фестивале эстрадной песни «Дружба». Этапы конкурса проходили в шести государствах — СССР, ГДР, Венгрии, Польше, Чехословакии и Болгарии. По регламенту участники должны были петь на государственном языке страны, в которой проходит этап конкурса. Миансарова слушала песни на нужном языке, чтобы повторить интонацию, скопировать произношение и правильно расставить ударения. Певица победила в четырех турах из шести. В конце 1960-х Миансарова была одной из самых популярных певиц. Она гастролировала по СССР и социалистическим странам, появлялась в программах «Песня года» и «Голубой огонек». Критики хвалили ее за артистизм и манеру исполнения.

Тамара Миансарова четыре раза выходила замуж. Ее первым супругом стал пианист и композитор Эдуард Миансаров. Они вместе учились в музыкальной школе, а затем в Московской консерватории у Льва Оборина. В 1956 году у супругов родился сын Андрей. Как и родители, он занялся музыкой: стал пианистом и композитором. В интервью Миансарова говорила о сыне: «Талантливый пианист, занявший второе место после Вана Клиберна на Конкурсе имени Чайковского, он чаще бывал на гастролях, чем дома, жил музыкой, пренебрегая земными проблемами». Во второй раз Миансарова вышла замуж за аккордеониста и композитора Леонида Гарина. Они познакомились в середине 1960-х. Гарин был создателем группы «Три плюс два», с которой часто выступала Миансарова. Этот брак артистки продлился недолго — всего полгода. Со звукорежиссером Игорем Хлебниковым  Миансарова познакомилась в 1970 году.

 В 1971 году у них родилась дочь Екатерина. Вскоре после этого звукорежиссер и певица расстались.  Их дочь Екатерина Хлебникова стала поэтессой. Последним, четвертым супругом Миансаровой стал скрипач Марк Фельдман. С ним певица встретилась во время гастролей в Виннице в 1975 году.  В 1979 году по просьбе Миансаровой Фельдман стал участником ее музыкального ансамбля, а еще через несколько лет певица и скрипач поженились. Вместе они прожили больше тридцати лет, до смерти артистки в 2017 году. 

Тамара Миансарова увлекалась шитьем и вязанием. Артистка сама придумывала и создавала платья, в которых выступала на концертах. А некоторые ее изделия продавали и в магазинах. 

В конце 1960-х Тамару Миансарову перестали звать на радио и телевидение, ей запрещали записывать новые пластинки и отменяли концерты. Из-за недопонимания с руководством в 1970 году артистка была вынуждена уволиться из «Москонцерта». Но без работы она пробыла не долго: Тамару Миансарову пригласили стать артисткой сразу несколько региональных филармоний. Певица выбрала Донецк. Позднее она вспоминала: «Здесь, между прочим, в то время была лучшая филармония из всех в СССР.  Миансарова, Ободзинский, квартет «Четыре Ю», симфонический оркестр — очень сильный был состав». С гастролями артистка побывала в других городах и шахтерских поселках Украины. Ее наградили знаком «Шахтерская слава», а в 1972 году присвоили звание заслуженной артистки этой республики. 

В Москву артистка вернулась только через 12 лет, в начале 1980-х. В ее репертуаре к тому моменту было больше ста песен, в том числе «Топ-топ, топает малыш», «Береза» и «Бабушка, научи танцевать чарльстон». Миансарова давала концерты, однако они проходили не с аншлагами, как раньше. 

С 1988 года Миансарова преподавала вокал в ГИТИСе, вела занятия в Московском институте современного искусства и доме творчества «На Таганке». Среди учеников артистки — певицы Алика Смехова и Лариса Гордъера, актриса Лада Марис. В 1996 году Тамару Миансарову удостоили звания народной артистки Российской Федерации за «большие заслуги в области искусства». В 2000-х Миансарова написала книгу воспоминаний о своей музыкальной карьере. Она вышла в 2012 году под названием «И в жизни, и на сцене». В книге артистка рассуждала о значении искусства: «Только благодаря высокому и очеловеченному искусству мы преодолевали беды, болезни, войны. Это происходило потому, что высокое искусство созвучно высоким струнам человеческого духа, его чистоте и требовательности к самому себе».

Тамары Миансаровой не стало 12 июля 2017 года. Похоронили ее на Троекуровском кладбище в Москве.

Подготовила Галина Владимировна  Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий