пятница, 23 августа 2019 г.

Петр Селезнев "Запоздалые откровения"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году. 



Сегодня наши публикации посвящены бомбардировке немцами Сталинграда, происходившей 23 августа 1942 года, а также другим событиям этого дня. 

Петр Иванович Селезнев

ЗАПОЗДАЛЫЕ ОТКРОВЕНИЯ
отрывок из книги

Если бы в четыре часа пополудни, подавив зенитно-артиллерийские батареи, генерал фон Виттерсгейм не остановил корпус, а развернул в южном направлении вдоль по Волге – вдоль по городу… поведи себя решительней, не останови он свой корпус… направь его на деловую часть города, судьба Сталинграда была бы решена – не исключаю – уже вечером двадцать третьего августа.
Вот что я видел собственными глазами, слышал собственными ушами.
К четырем часам пополудни бомбардировка кончилась и сделалось вроде бы даже тихо – только пожары шумели кругом, рушились сгоревшие дома. Возле моего подъезда толпились, кучились мужики, готовые ко всему, но не знавшие – что делать. Помню, быстрым шагом подошел мастер механосборочного цеха Иван Александрович Лебедев – трое его сыновей были моими товарищами, горячечно кинул через плечо:
- Что вы стоите? – немец на Сухой Мечетке!
И, будто в подтверждение его слов, мы услышали пулемётную очередь.
С этого часа началась моя война…
Моя война началась не 22 июня сорок первого года, хоть и помню этот день по часам, и даже не бомбёжкой Сталинграда двадцать третьего августа, - началась вот с этой пулемётной очереди в четыре часа пополудни. Ведь через двадцать-тридцать минут противник войдёт к нам на Верхний посёлок, прямо к моему подъезду! А как же, конечно войдёт! До Сухой Мечетки рукой подать, на пути у немцев никого и ничего.
В шуме пожаров накрыли вечерние сумерки. несли, перевязывали и опять куда-то несли раненых. Плакали дети, стонали раненые, тихо лежали умирающие…
Первый отряд вооруженных рабочих, который уходил в сторону Мечетки, увидел я уже близко к полуночи. Люди шли прямо от станков – в чём были. На стадионе спортивного общества «Трактор» я и ещё несколько человек грузили на полуторки майки, трусы, лыжные костюмы и шапочки, футбольные бутсы и гетры – чтобы хоть как-то одеть-прикрыть ополченцев. Зори в конце августа уже холодные.

Ночь была тихая – без единого выстрела. И только на рассвете около шести часов, на Мечетке заворчало. Закипел бой.
Но чем же занимались немцы целых четырнадцать часов? О чём думал в ту ночь генерал Виттерсгейм?
Тогда, шестнадцатилетним мальчишкой, я не задавал себе таких вопросов. Не только я – никто в Сталинграде не знал ни о четырнадцатом танковом корпусе, ни о его командире… Как выяснилось позже, даже для наших военных выход противника к Волге в этот день был неожиданным…
И вот сейчас… я позволю себе предположение, основанное, однако на военно-историческом факте: через несколько дней после выхода к Волге генерал фон Виттерсгейм потребовал от Паулюса отвести корпус назад, за Дон, поставить на отсеченные позиции. Выражаясь русской военной терминологией – посадить в жесткую оборону. Потому что не верил в успех дела. Не потому ли не повел корпус в  город вечером двадцать третьего, что уже на марше к Волге (продвижение корпуса от Дона к Волге можно назвать маршем) видел пагубность наступления и трагический конец.[1]

Цитата приводится по следующему источнику:
Попов, П. П. Перелом. По воспоминаниям участников и свидетелей Сталинградской битвы : в 2- ч. / П. П. Попов, А. В. Козлов, Б. Г. Усик. – Волгоград : Издатель, 2000. – 328 с. : ил.

Историческая справка:
В тексте упоминаются:
Верхний посёлок (завода «Баррикады», бывшего завода Виккерса). В период Сталинградской битвы входил в состав Баррикадного района, ныне входит в административное деление Краснооктябрьского района Волгограда. До войны поселок включал 400 квартир плюс казарму на 175 человек — с 1924 года это здание занимает больница Ильича. В Верхнем поселке жила большая часть баррикадцев — в основном рабочие и мелкие служащие. А администрация завода, руководители служб, цехов и отделов завода занимали более комфортные и благоустроенные дома Нижнего поселка. Во время Сталинградской битвы немецкие войска заняли весь Верхний поселок, шли бои на территории завода.
Сухая Мечетка, балка (на месте пересохшей реки Мечетки). Происхождение названия неизвестно. Существует два варианта происхождения – от слова «медведь» и от слова «мечеть». Место первой (неолитической) стоянки человека на территории современного Волгограда. В период Сталинградской битвы – место ожесточенных боёв.

Стадион спортивного общества «Трактор». Построен в 1930 году. С 1936 года здесь тренировалась легендарная футбольная команда «Трактор». Сталинградский «Трактор» и до, и после Великой Отечественной войны слыл «грозой чемпионов», играл в высшей лиге, и как играл! За медали боролся с такими грандами футбола, как московские «Спартак», «Динамо», ЦДКА. В сезоне 1939 года сталинградцы заняли в чемпионате СССР четвертое место. В сорок первом шли в группе лидеров, но этот чемпионат перечеркнула война.
Во время Сталинградской битвы стадион «Трактор» был превращен бомбежками и боями в настоящее месиво земли и железа.
В настоящее время стадион «Трактор» является резервным полем местного футбольного клуба «Ротор» и вмещает 15 000 зрителей. В рамках подготовки к проведению ЧМ-2018 на стадионе планировалась глобальная реконструкция, так как стадион должен был быть задействован в качестве тренировочной базы для команд-участниц. В августе 2018 года губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров поставил задачу переделать проект реконструкции «Трактора» так, чтобы он был ориентированным на массовый спорт и отдых горожан.

Витерсгейм (Витерсхейм), Густав Антон фон - немецкий военный деятель; генерал пехоты (1938). Уроженец Бреслау. В 1903 г. фенрихом поступил на военную службу. Участник Первой мировой войны. После демобилизации армии оставлен в Рейхсвере; служил на командных и штабных должностях. С апреля 1938 г. командир 14-го моторизованного армейского корпуса (Магдебург). Участник Польской и Балканской кампаний. С июня 1941 г. на советско- германском фронте в составе 1-й танковой группы, 1-й танковой армии и штаба группы армий «Юг». С августа 1942 г. участвовал в сражении под Сталинградом. С 1943 г. в резерве. После войны в качестве свидетеля принимал участие в процессе Международного военного трибунала в Нюрнберге. Скончался в Бонне.

Подготовила Марина Николаевна Урусова


[1] Селезнев, П. И. Запоздалые откровения / П. И. Селезнев. – Волгоград, 1997. – С. 118.

Комментариев нет:

Отправить комментарий