17 августа 1844 года (180 лет назад) родилась русский
и советский педагог Елизавета Водовозова.
Имя Елизаветы Николаевны Водовозовой
(1844—1923) современному читателю знакомо, пожалуй, лишь по книге ее
воспоминаний «На заре жизни». И сегодня воспоминания эти не обойдет вниманием
не только историк-профессионал, но и любой читатель, в какой-либо мере
интересующийся жизнью России в середине прошлого века, в особенности же
повседневным бытом тогдашней «глубинки», русской провинции — помещичьим и
крестьянским.
Детство Елизаветы Цевловской
(Водовозова — ее фамилия по мужу) прошло в небогатом имении на Смоленщине.
Отец ее был, для своего круга, человеком необыкновенным — не только из-за блестящей образованности и любви к искусствам, но и из-за поражавшего окружающих мягкого, гуманного отношения к своим и чужим «крепостным душам». Он рано умер (Елизавете, младшей дочери, было тогда всего четыре года). Но когда перечитываешь посвященные ему страницы воспоминаний дочери, задумываешься невольно, какими неведомыми путями, как рано и неуклонно действует на детскую душу духовная сила и нравственное достоинство взрослого.
Воспоминания эти не воссозданы
впоследствии по рассказам других, — в них чувствуется живое, непосредственное
восхищение ребенка качествами близкого человека; хотя крохотная девочка и знать
не знала, конечно, что качества эти имеют название — смелость, честность,
гуманность.
Вспоминая своё детство, Водовозова
писала:
«В других помещичьих семьях дети
росли, как сорная трава. Они бродили по дому без всякого дела или бегали целый
день по двору. В помещичьих семьях вообще довольно мало думали о детях.
Близости между детьми и родителями почти не бывало. Поутру дети подходили
"к ручке" родителей и желали доброго утра, после еды опять целовали
ручку и благодарили за обед или ужин. Прощаясь перед сном, желали друг другу
спокойной ночи. Вот и все, чем обменивались за день родители, дети, гувернантки
и няньки должны были строго следить за тем, чтобы дети не докучали старшим. За
каждый пустячный проступок детей награждали подзатыльниками, стегали плеткой,
секли розгами».
«Даже в богатых помещичьих домах под
спальни детей отводились самые темные и невзрачные комнаты. Форточек в комнатах
не было. Спертый воздух очищался только топкой печей. Духота в детских стояла
ужасная; всех маленьких детей старались поместить в одной-двух комнатках, и тут
же, вместе с ними, на лежанках, сундуках или просто на полу, подостлав себе что
попало из хлама, пристраивались на ночь мамки, няньки и горничные. Дети спали
на высоко взбитых перинах. Перины эти никогда не сушились и не проветривались.
Зимой по месяцам детей не выводили на улицу, никто не имел понятия о том, что
свежий воздух необходим для здоровья».
Когда девочка подросла, ее, стараниями
влиятельных родственников, поместили в Смольный институт. Привилегированное это
заведение должно было давать дворянским девицам образование, «соответствующее
их званию и будущему образу жизни». Так оно и было — за вычетом того, что
образование, даже по тому времени, оказывалось ничтожным, а представления о
жизни — исковерканными до последней степени.
Нравы Смольного, в которых диковинно
соединялись казарменная строгость, монастырское лицемерие и приторная
чувствительность, Е. Н. Водовозова описывает едко, с иронией. Тому есть
причина: Лиза Цевловская была пансионеркой живой, любознательной, своенравной и
потому отнюдь не примерной. Но одного лишь ребяческого протеста было, конечно,
мало, чтобы в молодой душе сложилось что-то истинное и прочное. Помогла
счастливая встреча с человеком, поистине замечательным. Этим человеком был
Константин Дмитриевич Ушинский.
Любое настоящее воспитательное влияние начинается с действия личности
воспитателя. В наполненных сентиментальным вздором, сословными предрассудками и
самыми дикими понятиями о жизни головках «смолянок» вряд ли можно было видеть
благодатную почву для блистательных идей великого педагога; Водовозова
признается, что многое из того, что он говорил, они поначалу просто не
понимали. Но огненное обаяние его личности не оставляло безучастными даже самых
последних зубрил и тупиц. В «гражданской войне», которая началась в институте с
приходом Ушинского, Водовозова безоговорочно была на стороне «партии нового».
Главное же, недолгие несколько месяцев занятий под руководством нового
инспектора преобразили смутные бунтарские порывы юной воспитанницы в
осознанное, четкое стремление к трудовой, дельной, самостоятельной жизни.
После выхода из Смольного Водовозова,
естественно, находит свое место в кругу разночинной интеллигенции. Она начинает
выступать в печати по вопросам воспитания и «женскому вопросу». В конце 60-х
годов она приступает к работе над главным своим педагогическим сочинением
«Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до
школьного возраста». Книга эта, бесспорно, была одним из самых популярных и
значительных руководств по дошкольной педагогике (с 1871 по 1913 год она
выдержала семь изданий). Многое в ней Водовозова неоднократно перерабатывала и
дополняла, стараясь не отставать от новых педагогических идей и веяний. Но не
будет ошибкой сказать, что суть этой работы, ее основное направление определены
общественной и педагогической атмосферой 60-х годов.
Эпоха 60-х годов, ознаменованная, в
области воспитания, выступлениями Ушинского, Пирогова, Добролюбова, Писарева,
была одной из самых важных в развитии нашей национальной педагогики. И не
только в теоретической сфере — она памятна и важными практическими опытами —
часто недолгими, поневоле прерывавшимися, но бесследно не прошедшими. Относится
это и к сфере воспитания семейного.
Водовозова так писала об этом:
«Основная идея воспитания 60-х годов — раскрепощение детской личности,
признание ее прав на известную самостоятельность, необходимость свободно
высказывать свои суждения, всестороннее умственное и нравственное развитие ребенка
и требование от родителей гуманного внимательного отношения к нему.
И естественно, в книге Водовозовой
отразились не только теоретические достижения педагогики 60-х годов, но и
живой, непосредственный опыт новой, трудовой, разночинной семьи.
Может показаться, что Е. Н. Водовозова с слишком уж «взрослыми» требованиями подходит к малышам; имеем ли мы основания, к примеру, ставить столь серьезные задачи хотя бы перед детской неокрепшей волей? Здесь, конечно, отразился рационалистический дух 60-х годов, вера в верховенство разума, даже и в ранние годы человеческой жизни. Но заметим здесь еще и мысль о чувстве ответственности, о необходимости воспитания его с самой первой поры — и ее вряд ли мы будем оспаривать. Применим же подобный подход и к другим советам, высказываемым автором; будем рассматривать их не как руководство, а как «обмен опытом» — и в этом опыте, без сомнения, найдется немало полезного и для нас.
Комментариев нет:
Отправить комментарий