пятница, 23 августа 2024 г.

Свист бомб, пожары, смерть… Тяжелый крест и ангелы-хранители детей Сталинграда

 

Завершить знакомство с книгой «Мы родом из войны» хочется размышлениями и воспоминаниями двух детей военного Сталинграда – Виктора Андреевича Максимова и Зинаиды Петровны Андреевой.

Спустя десятилетия они оглядываются на своё детство и дают оценку произошедшему с ними и их поколением, благодарят за спасение советских солдат.

Максимов Виктор Андреевич

1933 г. р.

ТЯЖЕЛЫЙ КРЕСТ

Страшно в настоящее время вспоминать то, что пережили мы, дети войны. Здесь писать много не надо, потому что каждый из нас нёт тот тяжёлый крест Сталинградской битвы.

Особенно тяжело было нам, детям. Взрослые скорее приспосабливались к невзгодам. Мы не только боялись ужасных артобстрелов, бомбёжек и прочего, нас ещё гнули холод и голод.

Но мы пережили это. Мы вышли из горнила Сталинградской битвы, мы ушли позднее на трудовой фронт. Кажется, судьба наказала нас жестоко, но мы горды тем, что выжили в этом аду. Мы не желаем нашим внукам испытать подобные ужасы.

 

Зинаида Петровна Андреева

Место рождения – Дом Павлова 

Я РОДИЛАСЬ ПОД ВЗРЫВАМИ БОМБ 

Мою жизнь и жизнь моей мамы охраняли не врачи в белых халатах, а усталые бойцы с автоматами в руках. И первые звуки (как рассказывала мне мама), которые слышала я в этом мире, были разрывы бомб и вой вражеских самолётов, и все эти страшные дни, а их было 58: без воды, вода стекала по трубам вместе с кровью солдат, в голоде. Благодаря всем защитникам нашего города, мы выжили и не умерли от голода. Это стало возможным только потому, что бойцы не просто дорожили жизнью ребёнка, а потому что, спасая мою жизнь, они спасали будущее России.

Судьба отечества и моя жизнь для них слились воедино и стали нераздельными. Солдаты были и нянями, и врачами, и кормильцами, и защитниками нашими.

Мои пелёнки были из солдатских портянок. Моя жизнь висела на волоске, от пуль и ран умирали взрослые. В этом огненном месиве плавился даже металл.

Источник публикации:

Мы родом из войны: Дети военного Сталинграда вспоминают. – Волгоград : Издатель, 2004. – 144 с., 16 с. ил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий