вторник, 14 марта 2023 г.

Педагог-новатор и писатель Антон Семёнович Макаренко

13 марта 1888 года (135 лет назад) родился педагог и писатель А. С. Макаренко.

В небольшом городке Белополье Харьковской губернии 1(13) марта 1888 года в простой семье железнодорожного работника родился мальчик, которому суждено было вписать свое имя в историю мировой педагогики.

Антон рос очень болезненным мальчиком, и дворовым забавам предпочитал чтение книг. Авторитета у местной детворы не прибавляли ни близорукость юного Макаренко, ни его образ «всезнайки». Антон каждый день возвращался домой, то с синяками, то в изодранной одежде. Но никогда не жаловался, зная, что от матери, кроме: «Горе ты мое, да за что такой народился», - не услышит.

Переехав со всей семьей в Крюков, Антон поступил в Кременчугское училище, которое блестяще окончил в 1904 году. Всерьез задумавшись о будущей профессиональной деятельности, Антон записался на педагогические курсы, успешное окончание которых давало право на преподавание в начальных классах.

Макаренко сразу же приступил к работе в родном Крюкове, но очень быстро осознал, что ему не хватает полученных знаний. В 1914 году он был зачислен в Полтавский учительский институт, который окончил с отличием.

Одновременно с учебой в институте Антон Семенович стал пробовать свои силы на литературном поприще, написав рассказ «Глупый день». Начинающий писатель отправил свое произведение на рецензию Максиму Горькому, но в ответ получил лишь безжалостную критику. Столь неудачная попытка надолго отбила у него тягу к творчеству.

В краткой биографии Макаренко указано, что педагог стал развивать собственную методику перевоспитания, выбрав для этих целей трудовую колонию для несовершеннолетних. В работе с беспризорниками и трудными подростками он использовал способ, основанный на разделении детей на отдельные группы и самостоятельном обустройстве их быта. Под руководством педагога они занимались изготовлением фотоаппаратов «ФЭД».

Однако представители власти, внимательно следившие за педагогическими экспериментами Макаренко, не дали ему возможность реализовать их в полной мере.

Главный идеолог советского образования, Надежда Константиновна Крупская, кричала Макаренко с трибуны VIII Всесоюзного съезда ВЛКСМ: «Как вы посмели поднять руку на ребенка!»

Слушая гневную речь вдовы вождя, обвинявшую его в пропаганде буржуазной педагогики, авторитарности, жестокости и принуждения к труду, Антон Семенович знал: оправдаться не дадут.

Случай с рукоприкладством, который впоследствии Макаренко описал в своей «Педагогической поэме», действительно был.

В 20-е годы прошлого столетия в молодой стране Советов насчитывалось 7 миллионов!!! беспризорников: дети, оставшиеся без родителей, потерявшиеся во время эвакуации или просто выброшенные на улицу за-за невозможности прокормить.

Они выживали, как могли: одни уходили к Махно и Петлюре, другие сколачивали банды, воровали и убивали. В 20-е годы была введена смертная казнь с 12 лет, и это красноречиво говорит о том, что творилось в стране. Тогда же появились и дома-колонии «социально опасных и отягощенных дурной наследственностью детей».

Руководителем одной из таких колоний стал 32-летний Антон Макаренко. Что делать со взрослыми, агрессивными и дерзкими воспитанниками, не желавшими подчиняться, врать и воровать умевшими лучше, чем читать и писать, он не знал.

На просьбу нарубить дров, один из воспитанников нагло ответил: «Иди сам наруби, много вас тут!». Макаренко не выдержал и ударил его, о чём позже написал в «Педагогической поэме».

За критикой на съезде педагогов последовали разгромные статьи Надежды Константиновны, в которых методика воспитания Макаренко называлась «белогвардейскими штучками». Не прислушаться к вдове Ленина не могли.

Переквалифицировав дисциплину в колонии в «жестокость и рукоприкладство», «идеологически вредную» педагогическую концепцию Макаренко, по сути, запретили в стране.

Антона Семеновича сняли с поста руководителя колонии. А от последующего ареста и расстрела его спасло заступничество Максима Горького. Горький же устроил и перевод Антона Семеновича в колонию под Харьковом, которая впоследствии была переименована в коммуну им. Дзержинского.

За 7 лет, Макаренко превратил колонию, считавшуюся притоном для самых неисправимых беспризорников, в образцовую. Через год коммунары полностью обеспечивали себя сами, зарабатывая немалые деньги на производстве фотоаппаратов.

Фотоаппараты «ФЭД» делась по лекалу немецких Leica. Однако СССР лицензий не признавал, поэтому немцам пришлось смириться с кражей интеллектуальной собственности. Однажды немецкая делегация приехала в коммуну. У одного из делегатов воспитанники заметили новую «Лейку». Конечно, бывшим воришкам было нетрудно утащить фотоаппарат у доверчи»ого немца. Но вот плоды воспитания Макаренко - коммунары быстро разобрали новую модель, сделали чертежи конструкции, собрали и отнесли владельцу, вроде как он фотоаппарат потерял. Так появился улучшенный «ФЭД».

Из 3000 воспитанников, прошедших через руки Макаренко, промышлявших разбоем и воровством, ни один не вернулся к своим прежним занятиям.

В связи с осознанием в соответствующих ведомствах важности выпускаемой заводами Коммуны продукции для оборонной промышленности страны и желанием (а отчасти и необходимостью в условиях надвигающейся войны) заметно увеличить выпуск этой продукции, на заводах появляется больше взрослых рабочих, за А. С. Макаренко оставляют должность заместителя по педагогической части, а затем он переводится в Киев. 7 января 1939 г., Харьковская трудовая коммуна была преобразована в промышленный комплекс и переименована в Харьковский комбинат НКВД СССР им. Ф. Э. Дзержинского.

Макаренко перевели в Киев. На высокую должность помощника начальника отдела трудовых колоний в НКВД.

Странный поворот, если учитывать, что в анкете Антона Семеновича присутствовали факты, даже одного из которых было достаточно, чтобы отправить его в лагеря.

Сам Макаренко - беспартийный опальный пропагандист «буржуазной» педагогики.

Младший брат, Виталий Макаренко - белогвардейский офицер, кавалер ордена Святого Владимира, эмигрировавший во Францию.

Первая гражданская жена - бывшая попадья, чей муж бежал из России.

Вторая гражданская жена исключена из партии во время чистки. Со своей супругой, Галиной Стахиевной, Макаренко познакомился во время работы в колонии. После регистрации брака в 1935 году он усыновил сына своей супруги, Льва. Также он заменил родного отца своей племяннице Олимпиаде. Родных детей у Антона Семеновича не было. Именно жене Макаренко (тоже педагогу) после революции предложили возглавить колонию для беспризорников. А уж она уступила это место Антону.

Понимая, что ему не дадут заниматься любимым делом, Макаренко с головой ушел в написание книг. Благодаря своей «Педагогической поэме» он быстро влился в ряды Союза советских писателей.

Переехав в Москву, Антон Семенович продолжил свою деятельность - занимался литературой, читал лекции, вёл передачу на радио и работал над сценарием фильма.

Вместе с супругой он написал знаменитую «Книгу для родителей», в которой подробно описал основные педагогические идеи.

Согласно этой книге, для лучшей адаптации ребенка в социуме ему, словно воздух, с ранних лет нужен коллектив. Большую роль играет и возможность свободной реализации своих способностей и талантов. Каждый подросток должен уметь самостоятельно зарабатывать на свои нужды.

Выдающиеся достижения Макаренко в области воспитания и, в частности, перевоспитания беспризорников и трудных подростков, позволили ему стать одной из значимых фигур в мировой педагогике. После кончины Антона Семеновича на основе его литературных трудов были созданы картины «Большие и маленькие», «Флаги на башнях», «Педагогическая поэма».

Однако лишённый любимого дела - педагогики, он очень быстро угас. Писатель скоропостижно скончался от сердечного приступа 1 апреля 1939 года, в вагоне электрички. Предположительно причиной приступа могла стать весть о готовящемся аресте Макаренко.

 

Результаты педагогических трудов А. С. Макаренко:

Среди его воспитанников Макаренко было 5 орденоносцев и героев Великой Отечественной войны: Семен Афанасьевич Калабалин, Леонид Вацлавович Конисевич, Иван Демьянович Токарев, Василий Тимофеевич Цымбал (Герой Советского Союза), Алексей Григорьевич Явлинский — отец политика Григория Явлинского. А воспитанников, которые благодаря наставлениям, неравнодушию и деятельному участию Макаренко выбились «в люди», попросту не счесть.

В 1988 году ЮНЕСКО назвало четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Во многих странах работают Макаренковские общества и ассоциации, в Германии при исследовательском центре сравнительной педагогики Марбургского университета создана лаборатория по изучению наследия Макаренко.

В Японии работы советского педагога востребованы по сей день: труды Макаренко переиздаются массовыми тиражами, его методики применяются начиная с детских садов, а его книги считаются обязательной литературой для руководителей предприятий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий