вторник, 7 марта 2023 г.

Русский художник-портретист Борис Кустодиев

 

 7 марта 1878 года (145 лет назад) родился великий русский художник-портретист Борис Михайлович Кустодиев.

Борис Кустодиев является одним из самых самобытных русских и советских художников первой половины двадцатого века. Отдавая предпочтение реалистическому и классическому изображению, избежав влияния модных абстрактных и сюрреалистических течений, он создал собственный неповторимый и узнаваемый стиль. В его картинах русские природа и красота проявляют себя во всей своей жизнерадостной силе, а выражение «кустодиевская женщина» прочно вошло в лексикон.

Борис Кустодиев родился в Астрахани, где его отец преподавал в духовной семинарии. Еще в детском возрасте в 1887 году, побывав на выставке художников-передвижников, Борис твердо решает посвятить свою жизнь изобразительному искусству.

Зрительная память Кустодиева была уникальной и позволяла ему с легкостью вспомнить и нарисовать то, что он видел много лет назад.

По окончании духовной семинарии Борис Кустодиев поступает в 1896 году в Высшее художественное училище при Академии художеств (Санкт-Петербург). Здесь он обучается в мастерской Ильи Ефимовича Репина, пишет много портретов и картин с натуры. Первые вырученные за рисунки деньги, которые составили 16 рублей, он потратил на штаны и холст.

В 1901 году Илья Репин приглашает талантливого ученика для совместной работы над картиной «Заседание Государственного Совета». После этого, Борис Кустодиев, живший в Санкт-Петербурге и Москве, регулярно путешествует по провинции. Особенно любил посещать города и села на Верхней Волге. Именно здесь он черпал вдохновение и находил типажи для своих работ, так называемой, «волжской серии».

Находясь в поисках натуры в Костромской губернии, Кустодиев познакомился там со своей будущей женой — Юлией Евстафьевной Прошинской, с которой обвенчался в Петербурге в 1903 году. Позднее художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.

Осенью 1903 года Кустодиев окончил учебный курс с золотой медалью, за картину «На базаре» получил звание художника и право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. В декабре того же года он вместе с женой приехал в Париж, затем побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров, учился в студии Рене Менара. Через полгода Кустодиев вернулся в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1907 году он стал членом Союза русских художников, в 1909 году – академиком живописи, а с 1912 года – членом Совета Академии художеств.

Когда Кустодиеву было чуть больше тридцати лет, у него появились сильные боли в голове, шее и руках. Временами от боли он не мог уснуть и был вынужден по несколько дней лежать, обмотав голову. Врачи определили у него костный туберкулез. Для уменьшения болей ему приходилось носить специальный корсет. На лечение ему пришлось выехать в Швейцарию. Художнику была сделана операция по удалению опухоли, и на некоторое время болезнь отступила. В 37 лет она проявила себя снова. Уже во время операции оказалось, что опухоль затронула нервные окончания, и их нужно резать. Перед женой художника поставили выбор — что оставить подвижным: руки или ноги. Не раздумывая она выбрала руки, ведь Борис художник и тогда он сможет жить дальше. Остаток жизни Кустодиев провел в инвалидном кресле. При этом он не терял страсти к работе. Именно в этот период появляются прославившие его, наполненные невероятной любовью к жизни картины, в том числе «Купчиха за чаем» и «Русская Венера», прославляющие жизнерадостную, истинно женственную телесную красоту, далекую от навязанных штампов и стереотипов.

Известно, что моделью для картины «Купчиха за чаем» выступила Галина Адеркас, на тот момент учившаяся на первом курсе медицинского факультета. Для картины художник несколько преувеличил формы девушки. На создание полотна у Бориса ушло всего несколько дней. Имя очаровательной кошки, послужившей моделью для другого персонажа картины, осталось неизвестным.

Портреты Кустодиева всегда считались одними из лучших, выражающими самую суть изображенного на них человека. Именно поэтому за портретом обратился к нему и прославленный певец Федор Шаляпин. 

Картина эта по праву считается одним из шедевров живописи. В ее нижнем левом углу запечатлены дочери Шаляпина Марфа и Мария. Для того, чтобы бульдог прославленного певца замер в нужной художнику позе, на шкаф помещалась кошка. Сам Федор Иванович пришел в искреннее восхищение от великой силы духа Бориса Кустодиева.

Он успешно сочетал работу живописца с книжной иллюстрацией, литографией, скульптурой, сценографией. После 1917 года участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику.

Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре. Декорации в исполнении художника были красочны, близки к его жанровой картине. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—1920 годах оперных спектаклей «Царская невеста», «Снегурочка», «Вражья сила», «Блоха» и других.

Последней картиной Кустодиева стала «Русская Венера». Для неё у Кустодиева не было готового холста. Тогда художник взял свою же картину «На террасе» и стал писать на её обратной стороне. 

В настоящее время полотно находится в коллекции Нижегородского государственного художественного музея и выставляется на специальном стенде из стекла, и посетители музея могут видеть обе картины — «На террасе» и «Русская Венера».

Умер Борис Кустодиев 26 мая 1927 года в собственной мастерской в Ленинграде (сегодня – Санкт-Петербург). В предсмертном желании Кустодиева было указано, чтобы на его могиле не было могильной плиты, а вместо нее просто посадили березу.

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий