понедельник, 20 марта 2023 г.

Драматург Генрик Ибсен

20 марта 1828 года родился норвежский драматург Генрик Ибсен.

Генрик Ибсен родился в портовом городе Шиен (Южная Норвегия) в семье богатого коммерсанта.

Когда Генрику было восемь лет, его отец разорился, и семья была вынуждена переселиться в заброшенное поместье. Эти перемены сильно повлияли на характер мальчика. Он стал нелюдим, молчалив и серьезен. В то время как другие дети играли в саду, их старший брат запирался в коморке возле кухни. Там он читал старинные книги отца и разучивал фокусы, которые потом демонстрировал перед родительскими гостями.

В четырнадцать его отдали в частную школу. Тихий неприметный мальчик, проводивший свободное время за чтением библии, он, однако, обращал на себя внимание литературными талантами. Однажды на уроке Генрик прочитал сочинение, в котором описал свой сон. В этом сне, он со своими спутниками переходил горы, а когда стемнело и они остановились на ночлег, ему явился ангел. Он повел его по огромным каменным ступеням вниз по горе, у подножья которой раскинулся разрушенный город. Улицы лежали в руинах, меж которых покоились мертвецы.

Ангел сказал ему, что жизнь человеческая есть суета. После этих слов поднялся шепот, переросший в рев, мертвые ожили и простерли к нему руки. Он с криком проснулся в холодном поту, сердце бешено колотилось от страха. Можно представить какое впечатление произвел на его юных одноклассников такой рассказ. Не удивительно что они считали его странным.

В шестнадцать лет Ибсен оставляет дом и отправляется в Гримстад, где работает учеником аптекаря. Там он проработал около пяти лет и написал свои первые произведения. Занявшись журналистикой, пишет сатирические стихи. Выкраивая время, готовится к экзаменам в университет в Христиании.

К 1850 г Ибсен написал первые стихи и драму «Катилина», тираноборческие мотивы которой навеяны революционными событиями 1848 в Европе.

Позже он бросает медицину и переезжает в Христианию. Перебравшись в Христианию Ибсен был захвачен водоворотом политической жизни. Он заводит радикально настроенных друзей из рабочего движения, пишет статьи для оппозиционных газет и участвует в революционных демонстрациях.

В то же время его бескомпромиссный нрав не может принять политику лидеров оппозиционных либералов, готовых пойти на соглашение с правящей властью. Он пишет обличающую их во лжи и лицемерии сатирическую пьесу  «Норма или Любовь политика».

26 сентября 1850 г. поставлена пьеса Ибсена —одноактная лирическая драма «Богатырский курган».

В 1851—1857 гг. благодаря пьесам «Катилина» и «Богатырский курган» Ибсен занимает место драматурга, режиссера и художественного руководителя Норвежского театра в Бергене.

В конце 1840 — начале 1850-х гг. Ибсен обратился к сатире и гротеску; буржуазной современности Ибсена противопоставлял героическое национальное прошлое, мир патриархальной крестьянской жизни и возвышенность человеческих чувств. Пишет пьесы «Иванова ночь», «Фру Ингер из Эстрота», «Пир в Сульхауге». Она и «Катилина» — единственные пьесы Ибсена 50-х гг., которые в этот период пользуются успехом Создает также пьесу «Воители в Хельгеланде», основанную на сагах.

В 1857 г Ибсен снова переезжает в Христианию и возглавляет столичный Норвежский театр, художественным руководителем которого остается до 1862 г.

В 1858 г. Ибсен женится на Сусанне Торесен. Рождается их единственный сын Сигурд. По словам Сюзанны, Ибсен всегда любовался молоденькими, хорошенькими девушками и женщинами, но нравились они ему чисто эстетически, и если разжигали страсть, то лишь в его воображении. С именем Ибсена не связано никаких шумных скандалов, он никогда не ставил свою жену в неловкое положение.

Сын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным политическим деятелем и журналистом, внук Танкред Ибсен — кинорежиссёром.

Далеко не всегда публика принимает осуждение в свой адрес. Пьесы Ибсена, открывающие самые неприглядные и отталкивающие сцены мещанской жизни, были жестко раскритикованы, на него началась настоящая травля. В 36 лет он вынужден покинуть родину. В 1864 г на полученную стипендию и с помощью друзей Ибсен уезжает в Италию. Вернется он лишь спустя 27 лет, будучи уже признанным писателем и драматургом с мировым именем.

В 1864—1891 гг. Ибсен жил в Риме, Дрездене, Мюнхене.

В 1866 г. появляется драматическая поэма «Бранд», главный герой которой — человек необычной цельности и силы, не останавливающийся ни перед какими жертвами для осуществления своего идеала. Следом выходит пьеса в стихах «Пер Гюнт». Герой этой пьесы — полная противоположность Бранду. Пер Гюнт, простой крестьянский парень, воплощение душевной слабости человека.

Эта пьеса символизирует окончательное размежевание Ибсена с романтизмом и романтической идеализацией характера.

На рубеже 70-х гг. Ибсен пишет политические и историко-философские стихи.

В 1873 г заканчивает дилогию о Юлиане-отступнике «Кесарь и галилеянин», которую он называет «мировой драмой», где решаются проблемы устройства мира и возникает идея «третьего царства» — нравственно-политического идеала драматурга.

Мировая слава приходит к Ибсену в конце 70-х гг., когда он выступает с острокритическими пьесами из современной жизни, драмами идей.

Основная тема пьес «Столпы общества», «Кукольный дом», «Привидения», «Враг народа» — несоответствие между показным блеском буржуазного общества и его фальшивой внутренней сутью. Пьесы построены аналитически, драматическое напряжение создается не внешними событиями, а постепенным раскрытием сюжетных тайн и подтекстом.

С середины 80-х гг. социальная критика у Ибсена ослабевает («Дикая утка»), В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка, одновременно усиливаются элементы символики. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план, однако Ибсен беспощаден к своим героям, когда они осуществляют свое призвание за счет жизни и счастья других людей: «Росмерсхольм», «Гедда Габлер», «Строитель Сольнес», «Йун Габриель Боркман».

Начиная с 80-х годов, имя Ибсена служило во всем мире знаменем борьбы за реалистическое искусство, за цельность и внутреннюю свободу человека, за обновление духовной жизни. Его пьесы шли во многих театрах. «Пер Гюнт» был положен на музыку Э. Григом.

В 1891 г Ибсен возвращается на родину. 70-летие Ибсена становится национальным праздником в Норвегии.

23 мая 1906 г после тяжелой продолжительной болезни (драматург был парализован) Ибсен умер в Христиании.

С 1986 года в Норвегии вручается национальная Премия Ибсена за вклад в драматургию, а с 2008 года — Международная премия Ибсена.

В городе Шиен действует Театр Ибсена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий