26 марта 1938 года (85 лет назад) родился актер Алексей Петренко.
Алексей Петренко
родился на Украине в крестьянской семье 26 марта 1938 года. Правда, в его
паспорте стояла совсем другая дата – 1 апреля 1938 года. Именно в этот день его
отец, крестьянин Василий Алексеевич Петренко, наконец-то, добрался до
сельсовета с новостью о рождении сына. Но в те годы строго следили, чтобы детей
регистрировали своевременно, вот Василий Алексеевич со страху и соврал, что сын
появился на свет только сегодня.
Алексей Петренко
всегда производил впечатление человека трудового, основательного. Про таких,
как он, говорят - рукастый. Он и в самом деле многое умеет - был слесарем,
матросом, пастухом, даже мебель сам не прочь смастерить.
В молодости
Алексей Петренко увлекался спортом, занимался борьбой, и боксом, но
руководитель драмкружка во Дворце пионеров отсоветовал, сказав, что боксерам
часто носы ломают. И от борьбы отвадил, пугая на этот раз сломанными ушами...
Вот и пришлось Петренко податься в актеры.
Два раза Алексей
«благополучно» проваливался на вступительных экзаменах в Киевский театральный
институт. Возвращаясь из Киева, он, чтобы не сидеть на шее у родителей,
устраивался работать кузнецом. Говорят, что кузнецы – спокойные, основательные
люди. Наверное, оттуда у Петренко такой серьезный, сосредоточенный взгляд.
В третий раз Петренко отправился попытать счастья в Харьковский театральный институт. Перед экзаменами ему очень повезло – он встретил театрального деятеля Трофима Карповича Ольховского. Юноша произвел на педагога большое впечатление, и тот заявил экзаменаторам: «Що хочте робыте, а щоб цей хлопчик у меня був. Я хочу его вчыты…»
В кино Алексей
Петренко начал сниматься в 1967 году. Первые роли Петренко были прелюдией к его
крупным работам. Справедливо будет заметить, что актеру удавалось превратить
любой образ в нечто значительное: фарцовщик в приключении «День солнца и дождя»,
Освальд в «Короле Лире» Григория Козинцева. Визитной карточкой Алексея
Петренко, главным, выдающимся художественным созданием актера стал Григорий
Распутин в теперь уже классической киноленте «Агония» (1974). Когда Элим Климов
только начинал работу над фильмом «Агония», то более всего боялся ошибиться в
выборе актера на роль Распутина. Слишком уж фигура трудноподъемная и сложнообъяснимая,
загадка, которая и сегодня до конца не разгадана. На эту роль пробовались все
известные мастера экрана, и даже был утвержден один из них - Леонид Марков. Но
в это время режиссер-постановщик картины случайно забрел на спектакль
«Преступление и наказание», где Свидригайлова играл молодой исполнитель,
знакомый только ленинградским театралам. В тот вечер Климов принял решение
сделать ставку на неизвестного, неопытного в кино Алексея Петренко.
Съемки шли непросто,
Климов буквально загонял, вымотал Петренко физически. Режиссер вспоминал: «Петренко
относится к очень редкой категории артистов, таких, как Алиса Фрейндлих, Инна
Чурикова, которые рискуют пропускать через себя высокую энергию. Это очень
опасно, и режиссер должен уметь защищать актера, потому что это, что
называется, чревато. И вот во время съемок «Агонии» я его так загонял, что он
попал в больницу со стенокардическим приступом. Это сверхнапряжение того
стоило. Петренко создал незабываемый образ Распутина, но, к сожалению, широкому
зрителю долгое время эта картина была не доступна. После премьеры фильма Леонид
Ильич Брежнев недоуменно заметил: «А зачем это?», а у главы ГДР Эрика Хонекера
фильм и вовсе вызвал негативную реакцию. После этого, вполне естественно, судьба
картины была решена. «Агония» пролежала «на полке» десять лет и вышла в прокат
лишь в 1985 году…»
Среди ранних работ
актера нельзя не отметить и небольшую роль летчика Юрия Строганова в картине
Германа «Двадцать дней без войны» (1976). Герой Алексея Петренко – человек,
лишившийся опоры в жизни. Он едет с фронта домой, чтобы расправиться с
изменившей ему женой. К счастью, он одумается и не натворит беды, но жену так и
не простит. В этой картине у Петренко всего-то монолог, хотя довольно длинный.
Но как пронзителен
этот монолог. Потому то и роль запомнилась зрителям на долгие годы.
Актером созданы
образы, иной раз тихие на вид, но в них бушуют природная необузданность и
невероятные страсти, гуляет горячая кровь, готовая залить всех остальных своим
пожаром. Алексей Петренко умеет передать звериное нутро, иной раз глубоко
запрятанное в человеке. В его персонажах всегда присутствует кураж.
Так в картине
Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Алексей Петренко
снялся в роли самодержца Петра Великого. Актер сделал роль весело и хитро, с
умом смекалистого и озорного русского мужика.
Тут Петр - и отец
родной, но и, как положено, бороды топором рубает своим подданным, плясать всех
чохом заставляет, насаждает новую моду и жизнь, непривычную русской душе. Дуэт
с Владимиром Высоцким получился неожиданно гармоничным, несмотря на разность
актерских и человеческих фактур. А вот от роли Петра Великого в американском
проекте Алексей Петренко в свое время отказался. Сыграл Алексей Петренко и
Сталина в картине «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» Юрия Кары по роману
Фазиля Искандера «Сандро из Чегема», при этом, не имея от природы ни капли портретного
сходства с «отцом народов». Но тут стилистика была соответствующая -
искандеровская, печально-ироничная, а Сталин проводил время в ночных кутежах. К
образу Сталина актер вернулся в картине «Кооператив «Политбюро», или будет
долгим прощание» Михаила Пташука. На сей раз, актер сыграл двойника Сталина,
участвующего в шоу, ставших модными в одно время.
Алексей Петренко
всегда подходил к созданию своих образов с ответственностью. Да, он именно
создавал своих героев, часто не играя в предложенных ему рамках, а идя
наперекор режиссерской роли. Не смотря на это, самые разные режиссеры мечтали, чтобы
он сыграл в их фильмах. Среди них, например, знаменитая Динара Асанова, у
которой актер снялся в 1976 году в роли директора школы Кирилла Алексеевича
Назарова в драме «Ключ без права передачи». Именно присутствие в фильме
Петренко сдвинуло все акценты, превратив его персонаж из второстепенного героя
в основного, можно даже сказать в нравственный центр картины.
У той же Динары Асановой Петренко вновь снялся в 1977 году в социальной драме «Беда». Вновь приглашал его и Элем Климов - в 1982 году актер сыграл роль угрюмого председателя сельсовета в социальной драме «Прощание». Кроме того, Алексей Петренко сотрудничал с такими известными режиссерами, как: Виталий Мельников (главная роль в комедии «Женитьба» по Гоголю), Сергей Герасимов (в его последней ленте «Лев Толстой»), Владимир Мотыль (главная роль в трагикомедии «Невероятное пари» по мотивам Чехова), Вадим Абдрашитов (в современной притче «Слуга»). Многим зрителям запомнилась его работа в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Узник замка Иф». Это его аббат Фариа морально поддерживает попавшего в темницу Эдмона Дантеса (Виктор Авилов), а потом передает ему тайну сокровищ острова Монте-Кристо.
Не обошел Алексея Петренко своим вниманием и Эльдар Рязанов. В знаменитом
«Жестоком романсе» он доверил актеру роль Мокия Парменыча Кнурова.
Паратов-Кнуров-Вожеватов в исполнении блистательного трио
Михалков-Петренко-Проскурин – это удивительно точный и яркий срез российского
купечества 19 века. Из этой тройки Кнуров кажется самым неприступным и грозным.
Но на поверку, именно его герой из стаи хищников проявляет самые человеческие
качества.
В активе Петренко
не только глубокие драматические образы. Актер легко чувствовал себя и в жанре
комедии. В середине 80-х большой популярностью у зрителей пользовалась
короткометражка «Давыдов и Голиаф» режиссера Геннадия Байсака. Два персонажа –
маленький, щупленький семиклассник Витя Давыдов в исполнении Саши Солдатова и
рабочий завода, прозванный за свое могучее телосложение Голиафом, роль которого
и исполнил Алексей Петренко. На этом противопоставлении и поставлен фильм.
Честный школьник вступает в неравную борьбу с матерым «несуном» и одерживает
победу.
В телеверсии «Мертвых
душ» (1984) Господь так распорядился, что Алексею Петренко довелось поработать
с Павлом Луспекаевым, чем он очень гордится. Павел Луспекаев гениально исполнил
роль Ноздрева, а Петренко изображал пристава, который приходит арестовать
Ноздрева. «Понимаете? Я арестовываю Луспекаева! Хотя бы так... А ведь могло и этого
не быть», - волнуется, вспоминая Алексей Петренко. Актер, которому изначально
дали роль пристава, не смог выучить заковыристый текст вовремя, тогда – то и
позвонили Петренко: «Через три часа запись, успеешь
подготовиться?» Успел... Видимо, в жизни ничего зря не бывает.
В картине Михаила
Пташука «В августе 44-го...», поставленной по мотивам одноименного романа
Владимира Богомолова, Алексей Петренко сыграл небольшую роль генерала Егорова.
Глуховатый голос - говорит, словно с одышкой. На войне как на войне, решения
следует принимать быстро и верно, от них зависит, как пройдет операция. А у
Владимира Бортко в многосерийной киноленте «Идиот» по Достоевскому, Петренко -
опять генерал, теперь - Иволгин.
Алексей Васильевич
по-прежнему востребован кинематографом: князь Голицын в фильме Светланы
Дружининой «Анна Иоанновна», профессор-патологоанатом Фаддей Казимирович в
сериале Александра Прошкина «Доктор Живаго», капитан в музыкально-романтической
мистерии Валерия Пендраковского «Бегущая по волнам»...
В 2007 году
Алексей Петренко вновь работал у Никиты Михалкова в ремейке «Двенадцати
разгневанных мужчин». Хотя Петренко и не согласен, что это ремейк – вполне даже
самостоятельный фильм, только название старое оставили... Он играет
рабочего-метрополитеновца, бывшего проходчика, а ныне – пенсионера, служащего
дежурным по станции. В фильме он один из присяжных заседателей. Про роль
Петренко в фильме можно сказать: «заметный человек». Присутствие актера в фильме
ощутимо, даже если он просто сидит и молчит – великолепная роль.
Русские сказки
Алексей Петренко боготворил. Долго актер читал их как бы для себя. Жена все
спрашивала: «Чем ты занимаешься? Кому это надо?» Он, улыбаясь, отвечал: «Вот
состарюсь, буду ходить по детсадам, за харчи перед ребятишками выступать». И, наконец–то,
исполнилось заветное желание: Алексей Петренко записал на телевидении
24-серийный цикл русских народных сказок.
Алексей Петренко умер в возрасте 78 лет. Скончался
22 февраля 2017 года в Москве.
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий