Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "Волгоград в библиотечном объективе".
ЗАЦАРИЦЫНСКИЙ
ФОРШТАДТ
В
Ворошиловском районе на улице Пугачевской среди высотных домов сохранились
застройки 19 века. Именно по этим участкам мы можем представить облик Царицына, в котором жили наши предки. И
конечно, той его части, что именовалась Зацарицынским форштадтом. В середине 19
века город Царицын слыл самым неблагоустроенным
городом Поволжья. Вплоть до шестидесятых годов в нем сохранялся земляной
крепостной вал, который отделял центральную часть города от предместий.
Зацарицынская
часть только застраивалась. Она имела всего семь кварталов, которые были
заселены, в основном, казаками Царицынской станицы Астраханского казачьего войска.
Беспорядочно застроенный деревянными домами, лишенный зелени, Царицын был до
крайности грязным и пыльным городом. В 1825 году в нем было всего девять
каменных домов, и лишь к 1960 году их стало десять. Но сразу после крестьянской
реформы Царицын стал быстро развиваться и за короткое время превратился из
захолустья в транспортный, промышленный и торговый центр Нижнего Поволжья.
Этому способствовало строительство
железных дорог.
Развитие
города вызвал рост населения и, конечно усиленную застройку территории.
Строился город Царицын, в основном, без соблюдения норм и правил. Промышленные
предприятия возникали там, где владельцам удалось приобрести участок земли.
Между тем еще в 1820 году Александр I утвердил план города, который предусматривал прямолинейную
планировку улиц и включал в себя три планировочных района, или форштадта. Одним
из них был Зацарицынский – территория, ограниченная Волгой, Царицей и отрогами
речки Ельшанки, вдоль которой протянулся Астраханский тракт. С
северо-востока Зацарицынский форштадт
соединялся с центральной частью Царицына двумя мостами – мостом Астраханским и Кулыгиным,
переброшенными через судоходную в то
время реку Царицу. Особое место в планировочной структуре форштадта занимала
прибрежная зона, на развитие которой повлияли, в основном, появление на Волге
пароходов и строительство железной дороги.
Последние
десятилетия 19 века характеризуются также бурным ростом жилищного строительства
в Зацарицынском форштадте, особенно территории от улицы Волжской (ныне Степана
Разина) до улицы Княгинской (ныне
Рабочее-Крестьянской). Основные производства, имеющие градообразующее значение,
перемещаются вниз по Волге. Строятся заводы и предприятия по переработке
овощей. В пойме Царицы возводятся металлообрабатывающий
завод, и несколько мельниц, горчичный завод и продовольственная фабрика.
Начинает работу нефтеперегонный завод Нобеля. В начале 20 века продолжается оживленная застройка города. В
одном только Царицыне, в 1910 году было построено 1432 дома. Строился не только
центр, но и Зацарицынская часть. Но в том же году колоссальный пожар уничтожил
огромную городскую территорию. От самоварной искры загорелся дом в поселке
«Кавказ», находившимся в овражной зоне Зацарицынского форштадта. С поселка
огонь перебросился через Голицынский овраг, и охватило кварталы от Липецкой
(ныне Баррикадной), до Коломенской (ныне Огаревой) улиц. Пожар бушевал так, что
сгорело 1300 домов. После пожара городская Дума отвела погорельцам участки под
новое строительство. Жители назвали выросший поселок Дар-горой.
Постепенно
Зацарицынский форштадт, особенно его центральная часть от Княгинской до
Царевской ныне улицы Пугачевской превращается в торгово-промышленный центр
Царицына. Интересно развивались архитектурно-градостроительные особенности
застройки Зацарицынского форштадта. Планировочная структура района точно
отражала рельеф самой местности: высокий крутой берег после его укрепления
явился разделом между промышленной зоной и жильем. Дома в Зацарицынском
форштадте были каменными и деревянными, одно и двухэтажными. Выполнены они были
в стиле «эклектика» - из красного кирпича с использованием белых деталей,
украшались мелким рельефом. Здесь
размещались жилые дома и школы, церкви и конторы, бани и мастерские, лавки и
трактиры, кинотеатры и клубы. В 1890 году вступает в строй городской
водопровод. А в 1913 году первый трамвайный путь соединил зацарицынскую часть с
центром города и железнодорожным вокзалом. Для соединения крутых берегов Царицы на месте деревянного Астраханского
моста сооружен был первый в Цаоицыне железобетонный мост, способный пропускать
трамваи и автотранспорт.
Начиная
с 20 годов 20 века, в Царицыне частично восстанавливаются разрушенные в
гражданскую войну жилые дома, и другие
постройки. В это же время Зацарицынский район получает название Ворошиловский.
Источник:
Жорова,
Евгения. Зацарицынский форштадт / Е. Жорова // Отчий край.- 1996. -.№ 4.- С.175-179
Подготовила
Наиля Сабитовна Якимович
Фотографии
автора статьи
Комментариев нет:
Отправить комментарий