среда, 19 июня 2019 г.

"Слепые пятна" Волгоградского планетария

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "Волгоград в библиотечном объективе".





«СЛЕПЫЕ ПЯТНА» ВОЛГОГРАДСКОГО ПЛАНЕТАРИЯ

В человеческой психике есть такое явление, как «слепое пятно». Оно не до конца изучено, и остаётся только гадать о его природе – то ли нервные окончания-рецепторы не передают нужные сигналы мозгу, то ли мозг эти сигналы не принимает. Именно это явление вспомнилось мне возле Волгоградского планетария, когда я в очередной раз оказалась рядом с ним.
Торопясь войти в Звёздный дом, я мало обращала внимание на то, что его окружает. А между тем, здесь есть на что обратить внимание. Это и глобусы, украшающие две гранитные «тумбы», служащие углами ограды. И сквер вокруг Планетария. И скульптуры в этом сквере, происхождение которых неизвестно. Находясь в десяти метрах от входа, они теряются в густой зелени, словно прячутся от посетителей. Впервые я их увидела четыре года назад, несмотря на то, что в планетарии бывала раньше несколько раз. Справа от входа на небольшом постаменте стоят мужчина и мальчик. В руках у подростка – подзорная труба, а взгляд его обращён к звёздам. Слева на таком же постаменте – женщина и девочка. В руках у девочки, по всей видимости, секстант, а под локтем зажата книга. Женщина держит в руках нечто, напоминающее скомканное знамя (судя по свисающим кисточкам).  

Сначала меня удивил гендерный подтекст скульптурной группы, потом я вспомнила о раздельном обучении девочек и мальчиков после войны и подумала, что по таким памятникам хорошо изучать эпоху. Изумившись в очередной раз своей невнимательности, я постаралась найти сведения о скульптурах. Выяснить удалось до обидного мало. Известно, что выполнены они из камня-травертина, и выражают стремление людей к науке и знаниям. Автор скульптур неизвестен. Предполагают, что скульптором был Крюгер – ученик Йозефа Торака, любимого скульптора Гитлера. 
По всей видимости, скульптуры находились в тех 260 вагонах, которые пришли в Сталинград вместе с элементами аппарата «Планетарий» и другим оборудованием. Подарок немецкого народа. Странно только, что никто не постарался увековечить имя человека, создавшего эту композицию. 

 
Подготовила Марина Николаевна Урусова
Фотографии автора статьи

Комментариев нет:

Отправить комментарий