Представляем вашему вниманию ещё одно эссе, написанное к проекту «Моё
ПРОчтение», реализованному ВМУК "ЦСГБ" в 2018 году.
Прилепин, Захар. Обитель : роман / З. Прилепин. – Москва :
АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2014. – 752 с.
Хочется
назвать эссе «Возвращение в Обитель», потому что, читая роман Захара Прилепина,
я понимала его автора, опознавшего на старых фотографиях людей, о которых
рассказывал ему прадед. Боже мой, как всё это знакомо по другим книгам о
сталинских репрессиях и лагерях – «Чёрным камням» А. Жигулина, «Колымским
рассказам» В. Шаламова и, конечно, по «Одному дню Ивана Денисовича» и
«Архипелагу ГУЛагу» А. Солженицына!
Да,
описанное в «Обители», знакомо и в то же время не знакомо до чуждости.
Захар
Прилепин значительно младше своих предшественников, но именно ему удалось
написать о лагерях психологично и достоверно. Видимо, должно было пройти время,
чтобы схлынули невероятные боль, ужас, гнев, события сталинского периода
очистились, засверкали новыми красками… и, наконец, воплотились в настоящем
литературно-художественном, а не документальном произведении.
Действие
романа происходит в конце 20-х годов в Соловецком лагере особого назначения
(СЛОНе), где провел три года своей жизни за крутой нрав прадед автора – Захар
Петров. Читая о прадеде и его «странностях» в прологе, ожидала, что далее все
они объяснятся, потому что Прилепин опишет жизнь Петрова на Соловках. Но автор,
словно забыл о нём, и прадед уступил место вымышленному герою - отцеубийце
Артёму Горяинову. Среди персонажей романа можно найти и реальных людей -
начальников лагеря Фёдора Эйхманиса и Александра Ногтева, академика Андрея
Сахарова (выведен под псевдонимом Митя Щелкачов) и многих других.
В одном
котле варится огромное количество народа. Здесь и уголовники-рецидивисты, и
уголовники-новички, учёные, бывшие красные военспецы, интеллигенция, белые
офицеры, иностранные дипломаты и священники.
На воротах
одного из фашистских лагерей было начертано изречение из «Божественной комедии»
Дантэ «Оставь надежду всяк сюда входящий». На воротах Соловков никаких цитат
нет, но свой девиз у этого необычного лагеря всё же имеется. «Здесь вам власть
не советская, а соловецкая», - внушают с первых дней лагерникам, оправдывая
любое действие, любое беззаконие.
Некогда
слушая рассказы участника Чеченской войны, я увидела неприятную картинку–образ
- хоровод жертв, калечащих и убивающих друг друга. Каждый из участников
конфликта мстил, но мстил не тем, кто обидел, а первым попавшимся людям, и зло
разрасталось и ходило по кругу бесконечно, вовлекая всё новых, и новых
участников. Эта схема правдива не только для войны, но и для мирной жизни. На
Соловках же действует несколько иной закон, потому что само это место –
особенное. Вот как описывает его Василий Петрович – заключённый, взявший на
себя роль наставника Артёма: «Это самая странная тюрьма в мире! Более
того: мы вот думаем, что мир огромен и удивителен, полон тайн и очарования,
ужаса и прелести, но у нас есть некоторые резоны предположить, что вот сегодня,
в эти дни, Соловки являются самым необычайным местом, известным человечеству.
Ничего не поддаётся объяснению!»
Далее тот же
Василий Петрович раскрывает настоящую причину необычности этого места.
Соловецкие острова столетиями обживали монахи, и лагерь расположился в зданиях
монастыря, в церквях. Поэтому описание «соловецкого закона» Василием Петровичем
даётся через религиозные понятия, позже это объяснение дополняет штрихами
Владычка (отец Иоанн из числа заключённых). И закон этот не имеет никакого
отношения к советской власти. В современном мире его принято называть законом
бумеранга – зло и добро возвращаются к тому, кто их совершил. Но на Соловках
зло, в отличие от обычного мира, возвращается стремительно, как будто именно
это место Земли было самим Богом отмечено, как место, где воздастся каждому за
его беззакония. Здесь и сейчас! А беззаконий на Соловках – видимо-невидимо.
Творит их каждый, кому не лень. Пожалуй, на всю книгу нашлись всего два
совершенно безвинных героя – Владычка и Митя Щелкачов. О грехах и преступлениях
остальных становится известно по ходу развития сюжета.
В книгах про
сталинские лагеря место главных палачей обычно отводится лагерному начальству и
конвоирам. В романе Прилепина этой теме тоже отведена немалая роль. Но к числу
«палачей» автор отнёс и ряд невольников.
Пьяный
Эйхманис, приводит примеры того, как заключённые портят жизнь начальству.
Заключённые ходят голыми? А если они проиграли свою одежду, чем виноват
начальник лагеря? Смертность большая? А кто по ночам душит своих же подушкой –
начальник лагеря? Кто забивает насмерть толпой? Кто виноват в том, что
заключённые сами ведут себя, как свиньи – проигрываются в карты, выменивают
вещи на хлеб, пропивают паёк? Разве советская власть или руководство СЛОНа
заставляет их это делать? Он старается снять с себя часть вины, но в каких-то
вопросах, безусловно, прав – много, очень много смертей в романе приходится не
на зверства конвоя, а на разборки с уголовниками, которые всё же убивают в
конце книги Артёма.
Грех или
вина переполняют бывшую обитель. Грань между палачами и жертвами постепенно стирается.
Уже в середине сюжета часть конвоиров и следователей, с которыми герой
конфликтовал в начале действия, становятся сначала заключёнными, а потом и
вовсе идут под расстрел.
Невольно
думается, что право выйти из обители (вне зависимости от того, кто ты – зэка
или конвоир) получит лишь тот, кто останется в Аду человеком – не впадёт в
уныние, не станет превышать полномочия, сдержит гнев. Мысль о том, что зло
наказуемо, а добро оплачивается добром, внушает Артёму Владычка, которого
привлекает к главному герою его отношение к другим зэка. Несколько раз Артём
сталкивается с предательством и подлостью и прощает своих обидчиков, практически,
по-христиански. Наблюдая за главным героем, веришь в слова Владычки, потому что
избитым, но живым выходит из каждой передряги Горяинов. Ожидаешь, что ещё
немного и он обратится к Богу. Особенно сильно в это верится, когда он находит
на стене изображение Христа и очищает его лик от копоти и пыли. Но – не судьба.
Однажды, и Артём не прощает. А от Бога отворачивается в ярости, испещрив его
изображение глубокими царапинами после смерти Владычки, который задохнулся под
грудами тел (чтобы не замёрзнуть заключённые укладывались друг на друга
штабелями). Артём, съедаемый страхом от звуков колокольчика, видит в его смерти
страшную несправедливость, не понимая, что для отца Иоанна – это освобождение
от мук.
Колокольчик.
Мелкая деталь, описанная в начале книги (прадед автора не выносил звука
колокольчиков и гонялся за коровами, проходившими мимо двора с колом), вдруг
вырастает до размеров огромного колокола, бьющего в набат. На Соловках
колокольчик - предвестник беды. С ним к часовне на Секирной горе, которую
приспособили под тюрьму, ходит один из чекистов. Время от времени за дверью,
отрезающей зэков от мира, раздаётся звон колокольчика и входит он, забирает
кого-нибудь и расстреливает. Секирная гора – самое страшное место на Соловках,
откуда редко возвращаются – голод, холод, колокольчик… Ужас. Ужас такой силы,
что однажды при звуке непрерывно звучащего колокольчика заключённые устраивают
массовую исповедь у Владычки и батюшки-попрошайки (всегда просит что-нибудь
поесть и проклинает каждого) в надежде получить прощение Бога. Не кается лишь
один Артём, который выглядывает в окошко наружу и видит, как по двору бегает
собака с колокольчиком на хвосте…
Есть ли
что-то светлое на Соловках? И да, и нет. Действует школа и можно получить
среднее образование. Проводится спартакиада. Есть места, где заключённые
чувствуют себя едва ли не в Раю, потому что нет конвоя, – например, остров, где
разводят лисиц. Есть лавочки, где можно что-то купить за особый вид денег,
действующих на территории СЛОНа. Заключённые из числа бывших белых офицеров,
интеллигенции и духовенства устраивают философские посиделки вскладчину…
Артём
Горяинов даже влюбиться сумел на Соловках, практически отбив у Эйхманиса его
любовницу Галину (следователя). Впрочем, отношения Артёма и Галины любовью
назвать трудно. Два одиноких запуганных человека потянулись друг другу в поиске
душевного тепла. Потянулись и разошлись в безысходности. Их побег с острова не
удался, а возвращение едва не закончилось трагедией для Артёма и привело к
падению Галины (она сама стала заключённой).
Отсутствие
свободы, подневольность, бесконечные унижения уничтожают всё хорошее, что
временами приходит в жизнь лагеря.
Говорить об
«Обители» Захара Прилепина сложно. Многослойный, философский, психологический
роман, чей анализ не вмещается в жанр эссе, поскольку просится сравнение и с
«Братьями Карамазовыми» Ф. М. Достоевского, и с неторопливыми описаниями природы
М. Пришвина и К. Паустовского, и с произведениями современных отечественных
авторов Андрея Волоса и Петра Алешковского, и с буддистскими трактатами о
законах кармы.
И, конечно,
чувствуется связь с образом красного колеса, появившимся в «Августе 1914-го»
Александра Солженицына. Катилось-катилось колесо, докатилось до Соловков,
прокатилось по ним, перемалывая тех, кого не перемололо во время Гражданской
войны, и упало где-то в море… Обломки колеса поднялись в воздух чайками,
замелькали над островами их крылья-бумеранги. Носятся чайки кругами над бывшим
монастырём. Улетают и возвращаются в обитель. Кричат противными голосами,
режущими слух, будоражат души заключённых. То ли предвещают беду, то ли требуют
покаяться…
Марина Николаевна Урусова
Комментариев нет:
Отправить комментарий