среда, 22 февраля 2017 г.

Падение короны Российской империи



100-летний юбилей двух русских революций – одно из обсуждаемых событий в среде наших читателей. Неудивительно поэтому, что они выразили желание узнать о событиях 1917 года больше, чем это было им известно ранее.
22 февраля в читальном зале библиотеки прошёл урок истории «для взрослых», который назывался «Падение короны Российской империи».
Началась встреча с клипа «Прощание с армией» на песню в исполнении Жанны Бичевской, в котором звучала запись с парада по случаю удачных учений с голосом последнего российского императора - Николая II.
После этого библиограф М. Н. Урусова рассказала о событиях 23-27 февраля 1917 года, когда в Петрограде начались «хлебные бунты», инициированные женщинами. Зрители узнали о том, что в это самое время царь отправился в ставку, где его ждал генерал Алексеев, и этим заслужил порицание многих историков, считающих, что его долгом было решение проблем в Петрограде. Сам государь в это время не придавал значения начавшимся беспорядкам, воспринимая их как незначительное событие. Такого же мнения придерживалась и государыня-императрица, которая считала безобразным поведение народа, требующего хлеба, как будто его не достаёт. Следует признать, что хлеб в Петрограде был, и настоящего голода не предвиделось. Однако в течение двух-трёх дней события переросли из «хлебного» бунта в бунт политический, и толпы людей сменили лозунги «Хлеба!» на «Долой монархию!» 
Марина Николаевна отметила, что современные историки говорят о том, что «Февральскую революцию никто специально не готовил» и это было проявлением воли народа, что она произошла стихийно, но сложно представить, что стихийное восстание без предварительной подготовки может перерасти в революцию. Февральская революция готовилась десятилетиями – народовольцами, бомбистами, предварялась революцией 1905 года, когда народ ощутил возможность свержения монархии. Только при такой длительной предварительной подготовке возможна была быстрая «переориентация» народа на политические лозунги. Немалую роль в этом сыграла личность Николая II, который никак не мог поладить с представителями разных Дум, постоянно распускал их, и в результате тормозил необходимые реформы. Жить далее так, как раньше, стало невозможно, и первая же причина недовольства была использована для свержения самодержавия.

Пользователи получили возможность узнать о любви Николая II и Александры Фёдоровны, которая также сыграла пагубную роль для России. Получив больного наследника престола, царь не мог уже полноценно управлять страной – для него жизнь ребёнка была дороже трона. Пользователям был показан клип «Николай и Александра». Невозможно было, рассказывая о событиях Февральской революции, обойти вниманием Григория Распутина, который стал одной из причин недовольства императорской семьёй и косвенно послужил причиной свержения монархии в России.
Свой рассказ ведущая сопровождала показом слайдов с портретами основных действующих лиц. По ходу рассказа на экране телевизора появлялись фотографии лиц, к которым за один день 27 марта переходила власть - государя императора Николая II и царевича Алексея, Великого князя Михаила Александровича. Было сказано о судьбе каждого из них после этих событий – жизнь всех троих оборвалась в июле-ноябре 1918 года.
Рассказ о периоде двоевластия сосредоточился вокруг главных действующих лиц – первого главы Временного правительства Г. Е. Львова и последнего главы А. Ф. Керенского, фигуры главнокомандующего войсками России – Л. Г. Корнилова (который арестовал Александру Фёдоровну с царевнами). Прозвучала запись интервью, А. Ф. Керенского бельгийским средствам массовой информации, из которого стало ясно, что было проделано Временным правительством за период с марта по октябрь 1917 года. Зрителям были показаны фотографии заседания Петроградского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, фотографии первого исполнительного комитета Петросовета, а также клип, посвящённый первому приказу Совета о создании комитетов в частях Петроградского гарнизона, распространившийся затем по всем частям Российской армии и дестабилизировавший обстановку на фронте. Он отдавал полную власть комитетам, что делало невозможным командование армией со стороны офицеров.
В завершении урока истории М. Н. Урусова рассказала о публикациях из фонда библиотеки, посвящённых Февральской революции часть из которых посвящена биографиям политических деятелей, другая описывает влияние Февральской революции на отдельные группы населения, о том, как её встречали в провинции и т. д.

Пользователи задавали вопросы, с интересом вспоминали то, что учили когда-то в школе на уроках истории, добавляли факты и подробности. Они благодарили за возможность узнать что-то новое об истории страны, получить более «объёмное» представление о событиях Февральской революции, отмечали важность проведения таких мероприятий для юношеской и «взрослой» аудитории.

Комментариев нет:

Отправить комментарий