пятница, 19 августа 2022 г.

Драматург Александр Вампилов

 

19 августа 1937 года (85 лет назад) родился советский драматург Александр Валентинович Вампилов.

Родился Александр Вампилов 19 августа 1937 года в роддоме райцентра Черемхово Иркутской области. Вообще семья Александра жила в поселке Кутулук, но он был настолько маленьким, что больница в нем отсутствовала. На момент рождения Саши, в семье подрастали трое старших деток – Володя, Миша и Галя. Отец — Валентин Вампилов, происходил из бурятских ламов, имел высшее образование и работал в должности директора поселковой школы. Мама – Анастасия Вампилова, русская, ее предки были православными священниками. В этой же школе вела математику и занимала кресло завуча. То, что младший сын будет писателем, отец знал еще до его рождения. Ему часто снились сны о писателях-классиках, и он видел в них предсказание судьбы ребенка.

Отца Александр не помнил – его арестовали по доносу одного из коллег. Власти не посмотрели на то, что он отличный специалист, занимал высокую должность и владел пятью языками. Ему инкриминировали панмонголизм, а это приравнивалось к измене родине. В самом начале 1938-го он был арестован, и спустя несколько месяцев расстрелян.

Детство Саши было таким же, как у миллионов его сверстников. Он гонял в футбол, ходил с одноклассниками в походы, осилил гитару и мандолину. Учился средне, с точными науками совсем не дружил, любимым занятием мальчика было чтение. Он сидел за книгой каждую свободную минуту. Однажды он написал своему другу письмо, в котором говорил, что из школьных предметов ему интересна только литература, а все остальное он учить не хочет. Он готов был читать сутками напролет, забыв о еде и сне.

Окончив среднюю школу, Вампилов поступил на филологический факультет Иркутского университета, где начал серьезно думать о литературном творчестве. В 1958 в университетской газете под псевдонимом А. Санин был впервые опубликован рассказ «Стечение обстоятельств» (позднее давший название и его первому сборнику рассказов, вышедшему в Иркутске в 1961). После окончания университета работал в иркутской газете «Советская молодежь» (был принят на должность стенографиста) корреспондентом (по заданию редакции писал очерки). Здесь же публиковал свои рассказы.

В 1963-65 Вампилов учился в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. Сблизился со многими московскими литераторами и режиссерами (А. Твардовским и В. Розовым и др., О. Ефремовым и Г. Товстоноговым и др.).

После возвращения в Иркутск в альманахах «Ангара» и «Сибирь» увидели свет все его драматургические произведения («Прощание в июне», 1964; «Старший сын», 1965; «Утиная охота», 1968; «Прошлым летом в Чулимске», 1971; одноактные пьесы «Двадцать минут с ангелом», 1962, и «История с метранпажем», 1971, позже объединенные под общим названием «Провинциальные анекдоты»).

В талант Вампилова никто не верил, сомневались даже самые близкие люди. первые произведения автора, в том числе и комедийная пьеса «Прощание в июне», не сделали его известным и популярным.

Он пытался прорваться через безразличие театральных режиссеров, отправлял свои творения по столичным театрам, но все было безуспешно.

Александр не раз говорил друзьям, что ему не нравится перекраивать свои пьесы, и делать их привлекательными для чиновников и хамов. Предложение о переделке текста поступило даже от Ефремова и Любимова. Первый вообще считал, что «Прощание в июне» нужно назвать «пьесой национального автора». Однажды Вампилов случайно услышал разговор главных режиссеров, которые решили закрыть дверь в театр «этому настырному буряту».

Впервые комедию «Прощание в июне» поставил режиссер Вадим Допкюнас в клайпедском драмтеатре в 1966 году. Эта постановка произвела настоящий фурор, после которого пьесу включили в репертуар восьми театров в разных городах СССР. Только Москва оставалась равнодушной к произведениям талантливого автора.

В 1967 году вышла еще одна комедия Вампилова – «Старший сын». Он сумел также дописать «Утиную охоту», которую начал уже давно. И только после гибели Александра их оценили по достоинству, критики назвали их талантливыми и очень пронзительными сочинениями.

Август 1972-го стал трагическим для Александра Вампилова. Саша и его друг Глеб Пакулов, тоже литератор, взяли моторную лодку и отправились в соседний поселок Листвянку за покупками. Впереди был день рождения Вампилова, он хотел достойно отметить свое 35-летие. Друзьям нужно было переплыть Ангару, которую в тот день сильно штормило. По этой причине друзья отказались от идеи попасть в Листвянку и остановились в Николе – этот поселок был ближайшим к ним.

Управившись с делами, друзья отправились в обратную дорогу. Проплывающее мимо бревно сильно ударило в борт их лодки. Удар был такой силы, что их плавсредство перевернулось. Глеб каким-то чудом зацепился за лодку, и ему удалось спастись, а Александра закрутило течение и понесло дальше. Когда тело писателя доставили в листвянскую участковую больницу, главврачу этого учреждения Виталию Иванову оставалось только засвидетельствовать его смерть.

Причиной смерти доктор назвал остановку сердца от переохлаждения – Байкал не радует теплыми водами даже в августе.

Александр Вампилов погиб, не дожив до своего 35-го дня рождения всего два дня.

Похоронили писателя и драматурга на Радищевском кладбище Иркутска. А место гибели Вампилова на Байкале с тех пор отмечено памятным знаком.

Вампилов долго ждал признания от столичных театров, однако слава пришла к нему лишь после смерти. Пьесы «неформатного бурята» появились в репертуаре Театра им. Ермоловой и им. Станиславского.

Худрук театра «Современник» Олег Ефремов сказал, что в 60-х предпочтение отдавалось произведениям Володина и Розова, начали ставить шекспировский «Гамлет». И только Вампилов оставался невостребованным, потому что его современники привыкли мерить все стереотипами, и редко решались на эксперименты с репертуаром.

В 1977 году пьеса «Старший сын» была экранизирована режиссером Виталием Мельниковым. Роли главных героев достались выдающимся актерам того времени – Николаю Караченцову, Евгению Леонову, Светлане Крючковой и Михаилу Боярскому. Лента имела большой успех и пополнила «золотой фонд» отечественного кино.

В 70-е годы дошла очередь до экранизации «Утиной охоты». Ленту назвали «Отпуск в сентябре», режиссер отдал роли ключевых персонажей звездам советского кино – Юрию Богатыреву, Олегу Далю, Ирине Купченко, и другим, не менее известным артистам.

В 2006 году пьеса Вампилова «Старший сын» была экранизирована в Голливуде, в 2015-м режиссер Александр Прошкин снял картину «Райские кущи», в основу которой легла «Утиная охота». В роли Галины появилась Чулпан Хаматова, в Зилова перевоплотился Евгений Цыганов. Книги непризнанного в свое время автора вышли на двадцати языках, в том числе на немецком, английском, французском.

Комментариев нет:

Отправить комментарий