пятница, 12 августа 2022 г.

Легенда советского кинематографа - режиссер Александр Столпер

 12 августа 1907 года (115 лет назад) родился советский кинорежиссёр Александр Борисович Столпер.

Александр Столпер родился 12 августа 1907 года в Двинске Витебской губернии. Отец - Бер Моисеевич (Берка Мовшевич) Столпер, уроженец Режицы. Был старшим в семье. У него было два брата - Фима и Михаил. В юности работал грузчиком на станции «Москва-Товарная» - таскал и грузил бревна. Потом работал в цирке - держал пирамиду. С 1923 года работал в «Крестьянской газете», газете «Московская деревня».

В 1923-1925 годах учился в Государственной школе кинематографии (ныне ВГИК), в учебной киномастерской Л. В. Кулешова, в 1925-1927 - на актерском факультете мастерской Пролеткульта, работал в сценарной мастерской киностудии «Межрабпомфильм».

С 1927 года - режиссер и сценарист киностудии «Союзкино» (ныне «Мосфильм»).

В 1931 году Столпер написал сценарий первого отечественного звукового фильма «Путевка в жизнь». Будущая «Путевка в жизнь» начиналась как получасовой культурный фильм по книге «Коммуна и НКВД». Поначалу Столпер писал сценарий один, а затем к его работе подключились товарищи по сценарной мастерской Николай Экк и Регина Янушкевич. Материал оказался потрясающе интересным. Столпер впоследствии вспоминал, что в фильме не было ни одной сцены, не основанной на настоящих фактах.

Его внук Петр Орлов рассказывал: «Ему было 24 года. И всю эту историю он сам придумал. Лазил по подвалам, находил беспризорных, общался с ними. В титрах фильма значился как автор либретто, соавтор сценария и ассистент режиссера».

В дальнейшем Столпер, Экк и Енушкевич продолжили сотрудничество на съемке. Экк стал режиссером первого советского звукового фильма, Александр Борисович – его ассистентом, а Янушкевич сыграла роль матери главного героя. Тогда технологии звука не позволяли ни монтажа, ни перезаписи, поэтому запись велась на один микрофон, а если в кадре звучала музыка – оркестр сидел тут же в павильоне. Звук выступал не аттракционом, а мощным выразительным средством. «Путевка в жизнь» пользовался оглушительным успехом у зрителей. На первом Венецианском фестивале картина получила приз за лучшую режиссуру.

В 1938 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерская С. М. Эйзенштейна. Именно ему Константин Симонов отдавал для экранизации свои романы, повести и даже знаменитое стихотворение «Жди меня» - «Парень из нашего города», «Жди меня», «Живые и мертвые».

В 1942 Столпер знакомится с Константином Симоновым во время работы над фильмом «Парень из нашего города». Над сценарием следующей картины «Жди меня», они работали уже вдвоем.

Симонов называл фильм «валерианой» – шла война, фильм должен был сохранить хоть какую-нибудь надежду.

Чтобы снять «Живые и мертвые», Столпер ездил на фронт – прочувствовать атмосферу войны, которая пропитывала людей и их характеры. Он сумел мастерски передать тот психотип людей, которые выигрывали войну. Музыка в фильме полностью отсутствовала, что помогло детально сконцентрироваться на героях картины, проникнуться их духом. «Живые и мертвые» - это не просто успех… люди в молчании выходили из зала. Фильм потрясал горькой и страшной правдой об отступлении войск в 1941 и об их причине. Тогда же фильм получил замечание о том, что не стоит расстраивать зрителя и делать фильм об отступлениях. Но Столпер ответил, что фильм не о том, почему наши войска отступали в начале войны, а о том, почему они в этой войне победили. Эта работа получила немало наград и восторженных отзывов: Главный приз I-го Всесоюзного кинофестиваля по разделу художественных фильмов, Приз Министерства Обороны СССР (Ленинград, 1964); Международный кинофестиваль в Акапулько (Диплом отличия на «Фестивале фестивалей»); Международный кинофестиваль в Карловых Варах («Хрустальный глобус»); Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1966).

В 1944 году Столпер был награжден «За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин». Удостоен Сталинских премий за картины «Повесть о настоящем человеке» и «Далеко от Москвы».

С 1964 года - педагог ВГИКа, профессор кафедры режиссуры (1971). Во ВГИКе Столпер выучил несколько поколений режиссеров, среди которых Динара Асанова, Сергей Соловьев, Виктор Титов. Читал лекции слушателям Высших курсах сценаристов и режиссеров.

В 1969-1970 годах был председателем Совета режиссерского отделение ВКСР. Член Союза кинематографистов СССР.

Александр Столпер умер 12 января 1979 года (по другим источникам - 11 января) в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.

Комментариев нет:

Отправить комментарий