суббота, 6 августа 2022 г.

Книги-юбиляры. «Визит к Минотавру» братьев Вайнеров

 

В 2022 году исполняется 50 лет со дня издания романа Аркадия и Георгия Вайнеров «Визит к Минотавру» и 35 лет со дня выхода на экраны одноимённого фильма.

В основу романа братьев Вайнеров, написанного в 1972 году, положена реальная история. Прототипом для образа Полякова стал выдающийся советский скрипач Давид Ойстрах. В 1968 году его квартиру, где хранилась уникальная коллекция скрипок, взломали и украли большое количество ценностей. Скрипки, среди которых в коллекции Ойстраха тогда ещё не было работ Страдивари, не тронули. 

В фильме показана настоящая скрипка Страдивари, изготовленная мастером в годы ученичества под руководством Амати. Через 10 лет после выхода фильма, в 1996 году, скрипка была похищена из Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. Глинки.

Название отсылает к древнегреческому мифу о Минотавре — чудовище с телом человека и головою быка, обитающем в подземном лабиринте острова Крит. Философско-психологический подтекст фильма построен на идее сопротивления человека своему «внутреннему Минотавру» — жадности, зависти, злобе. «Минотавр» зависти к гению, пожирающий преступника, толкает его на похищение бесценной скрипки.

В романе много размышлений о творчестве, тёмных и светлых сторонах натуры человека:

«Скрипки не делают. Делают бочки и скамейки. А скрипки, как хлеб, виноград и детей, рождают и взращивают. Не сеют хлеб в январе, не мнут виноград в мае, и человек должен созреть, чтобы родить себе подобных. Свою скрипку ты еще должен зачать в себе и долго вынашивать. Пройдет много времени, и тебе будет казаться, что ничего не меняется. Но незаметно для тебя пальцы твои будут приобретать гибкость и твердость, глаз станет светел и прям, как солнечный луч, а слух изощрен и трепетен. И тогда воображение представит тебе, как в юношеском сне, сладком, зыбком, мгновенном, то, что ты ищешь. Эта скрипка будет, как первая женщина в твоей жизни — широкими полными бедрами разойдутся обечайки, тонок и строен будет стан ее грифа, изящно, как поворот шеи любимой, наклонится завиток, а эфы загадочными волнующими складками очертят ее лоно. И она подаст тебе свой голос — нежный, ласковый, поющий, и не будет мига более полного счастья — сколько бы тебе ни довелось прожить, — чем это мгновенье сладостного обладанья! И тебе будет казаться: ничего прекраснее в мире не может быть и продлится это вечно. Но гением становится только тот, кто отдал всего себя творению своему без остатка и в разгаре счастья уже чувствует холодок неудовлетворенности — он уже вновь возродился для мук и страданий в поиске совершенства…».

«Я никогда не работал в плохом настроении, чтобы хоть один надрез не получился у меня случайным, непродуманным, непрочувствованным. В этом и была та война, которую я вел всю жизнь, — я давным-давно понял, что звук не получишь колдовством, омовениями и всей этой прочей ерундой. Я много лет назад понял, что все в мире управляется законами, и волшебный звук скрипки — не более чем познанный закон. И законов звучания много, но большинства их мы не знаем, а они от этого не перестают существовать, и мы медленно — терпением, памятью и умом — находим истину, хотя объяснить ее не можем. Ощупью изыскиваем мы правду и как слепые запоминаем ее слабый рельеф, и по звуку знаем — это хорошо! Много лет спустя объяснят, почему это так, а не иначе. Но кто-то должен идти впереди, первым сделать то, что до него было невозможным. И если ему это удается, то свою войну, для познания себя и счастья, он выиграл…»

И в романе, и в фильме два параллельных сюжета.

Действие одного из них разворачивается в 1970-х (в книге) -1980-х (в фильме) годах XX-го века в Москве. Ограблена квартира всемирно известного скрипача Льва Осиповича Полякова: воры украли множество ценных вещей и одну бесценную, народное достояние - скрипку работы Антонио Страдивари. Поэтому дело находится на особом контроле и поручено старшему инспектору Московского уголовного розыска Станиславу Павловичу Тихонову (герою и других романов Вайнеров).

Действие второго сюжета происходит в итальянской Кремоне XVII-XVIII-го веков: это история жизни и становления великого скрипичного мастера Антонио Страдивари, ученика знаменитого Николо Амати.

Страдивари и Тихонова сыграл в фильме Сергей Шакуров.

Роль Амати - последняя роль Ростислава Плятта.

В фильме также снимались: Валентин Гафт, Анна Каменкова, Михаил Пуговкин, Владимир Самойлов, Александр Филиппенко, Лев Борисов, Наталья Аринбасарова, Валентин Смирнитский, Юрий Катин-Ярцев, Марина Левтова, Юрий Мороз, Валентин Никулин и другие.

Премьера фильма состоялась 9 ноября 1987 года, накануне Дня милиции.

Отмечаются расхождения в сюжете книги и фильма:

1.      В романе Тихонов является старшим инспектором МУРа (согласно номенклатуре должностей начальствующего состава уголовного розыска на 1970 год), в фильме — старшим следователем прокуратуры. В полномочия следователя не входит проведение оперативно-розыскной деятельности, которой занимался Тихонов в фильме.

2.      Действие романа происходит в 1970 году, действие фильма — в 1986-м. Как следствие — ряд анахронизмов. Так, Иконников в исполнении В. Гафта выглядит явно слишком молодым для концертов в блокадном Ленинграде, а Белаш — для заявленного участия в освоении целины.

3.      В романе Юрий Лопаков (Хрюня, друг детства преступника) и Данила Никодимов по кличке Крест — разные люди. В фильме эти персонажи объединены в один.

4.      В романе напарница Тихонова носит фамилию Лаврова, в фильме — Нечаева.

5.      В романе Иконников — рыжеволосый человек с длинной рыжей бородой. В фильме герой Валентина Гафта — гладковыбритый брюнет с короткой стрижкой.

6.      В фильме актрисе Наталье Аринбасаровой для исполнения роли аспирантки Полякова Марины Колесниковой подобран скромный имидж «академической дамы». В романе Тихонов восхищается красотой собеседницы и даже надолго остаётся под впечатлением.

7.      В романе отсутствует финальная сцена погони: Тихонов и Елена находят скрипку в продуктовом магазине, сразу же после встречи с Крестом.

8.      В романе руководителем Тихонова является начальник МУРа по фамилии Шарапов, это тот самый постаревший герой из «Места встречи изменить нельзя». В романе есть упоминание о его внедрении в банду «Чёрная кошка». При этом роман «Визит к Минотавру» написан в 1972 году, а «Эра милосердия» — тремя годами позднее. В фильме вместо Шарапова показан прокурор Уваров.

9.      В фильме полностью опущена роль матери Белаша и — как следствие — её значительная роль в становлении сына на путь злобы и зависти к окружающим. В романе она показана как жёсткий, малообразованный человек, в одиночку воспитывавшая сына с позиций ненависти к более преуспевающим. Со слов преподавателя Белаша, она отдала сына на обучение скрипке лишь только для того, чтобы у него в будущем была возможность ездить по заграницам и, соответственно, пользоваться этими благами. Это по её настоянию Белаш после убийства старухи бросил всё и уехал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий