вторник, 4 февраля 2020 г.

И. И. Феденко "Величайший речной маршрут Европы"



Продолжаем знакомить с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК «ЦСГБ» «ЭКОкнига Нижней Волги», реализованного в 2017 году.


В 1930 - 1940-х годах в Москве работал журналист И.И. Феденко, страстный коллекционер материалов по волжскому судоходству. На протяжении двух десятков лет он становится автором многочисленных путеводителей по Волге. Делимся страницами из путеводителя «Волга – великая русская река».



Величайший речной маршрут Европы

Химкинский речной вокзал самый молодой в Москве. Отделанный гранитом, мрамором, художественно оформленный как снаружи, так и внутри, он похож на величественный дворец.
Отсюда начинается величайший речной маршрут Европы Москва - Астрахань, протяжением в 3142 километра.
Часть этого увлекательного пути идет каналом Москва-Волга, остальное расстояние - Волгой. Замечательный русский писатель и мыслитель XVIII века Радищев, сосланный Екатериной II за смелую для того времени книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», называл судоходные каналы «реками рукодельными».
В царской России, при ее низкой, отсталой технике, попытки создать «реки рукодельные» кончались большей частью неудачей. Существовавшие же искусственные пути, а среди них самой совершенной была Мариинская система, соединяющая Волгу с Балтикой, имели небольшой удельный вес в общей речной сети страны.
В течение первой и второй пятилеток улучшались старые водные пути и создавались новые: днепровские плотины и шлюз у Запорожья обеспечили сквозной водный путь от Киева до Херсона, Беломорска-Балтийский канал имени Сталина, канал Москва-Волга. 
По указаниям товарища Сталина, в 1931 году началась грандиозная работа по созданию «рукодельной реки», соединившей Москву-реку с Волгой. Инженеры-строители с невиданным энтузиазмом приступили к строительству канала. «Сталинский зеркальный мост между Волгой и Москвой», как называют канал Москва-Волга, воплотил в своем сооружении самое передовое и совершенное, что есть в мировой технике. 

Канал Москва-Волга построен в невиданно короткий срок - менее чем в пять лет. Суэцкий канал строился одиннадцать лет, Панамский - тринадцать лет. Представление о гигантских масштабах этого строительства дают следующие цифры: было уложено 7 миллионов тонн бетона и вынуто б миллионов тонн грунта. Длина канала 128 километров, из них лишь 20 километров приходится на существовавшие ранее водные пути. По каналу сквозным рейсом из Астрахани в Москву идут нефтеналивные баржи водоизмещением в 18 тысяч тонн. Такая баржа заменяет 16 маршрутных поездов! В канале свободно расходятся «волжские дредноуты» - гигантские пассажирские теплоходы и пароходы.
Плотины, гидростанции, шлюзы, водосбросы, мосты канала гармонируют с огромными водными пространствами, зеленью лесов, создавая незабываемую по красоте картину водного пути. Во время плавания по каналу пейзажи непрерывно меняются. Одно за другим появляются интереснейшие сооружения канала, радующие глаз изяществом формы и совершенством отделки. Теплоходы идут по огромным искусственным озерам, мимо живописных заливов, сквозь анфиладу шлюзов, мимо чудесных статуй и грандиозных монументов. От Химок по направлению к Волге начинаются водохранилища, содержащие в себе миллионы ведер воды. Это как бы зеркальные закрома канала.

3а пристанью Нижняя Добринка Волга вступает в пределы Сталинградской области. Начиная от Саратова жители прибрежных сел занимаются, кроме полеводства, бахчеводством. Сталинградская область славится помидорами, дынями, арбузами. Камышинские и быковские арбузы известны всей стране. Дубовская дыня высоко ценится кондитерской промышленностью. Осенью отсюда отправляют на пароходах и баржах, грузовых автомашинах и обозами миллионы арбузов, дынь, бесчисленное количество помидоров и яблок.
Высоко ценится саратовская и сталинградская «твердая» пшеница. Созревая в условиях большого тепла и малых осадков, она содержит большой процент белковых веществ, поэтому-то она и относится к числу лучших в мире сортов пшеницы. 
У реки Ураковки, впадающей в Волгу справа, расположена красивая зеленая Уракова гора, спускающаяся к Волге террасами. Гора эта названа по имени атамана Урака, предшественника Степана Разина. По волжскому преданию, у него пятнадцать лет жил кашеваром Разин, а потом, застрелив Урака, стал сам атаманом. Все эти места хранят память о Понизовой Вольнице, «лихих людях», волжской и донской «голытьбе», перебиравшейся сюда с Дона по реке Камышинке, впадающей в Волгу у города Камышина. Устье Камышинки было таким же надежным убежищем, как и устье Усы в Жигулях.
Камышинка своим верховьем близко подходит к реке Иловле, притоку Дона. В ХVI и ХVII веках это был естественный удобный путь для «лихих людей» - донских казаков. Здесь переволакивались легкие суда с Дона на Волгу и обратно.
По этим местам князь Игорь, сын первого русского князя Рюрика, победитель древлян, печенегов, со своими дружинами совершил поход в Хвалынское (Каспийское) море. Несколько столетий спустя турецкий султан Селим, готовясь к походу в Персию, приступил даже к прорытию канала между Камышинкой и Иловлей. Позднее, в 1697 году, по приказу Петра I, еще раз была сделана попытка провести канал между Волгой и Доном, пользуясь Камышинкой и Иловлей. Однако эту работу не довели до конца. 
В настоящее время решено, что целесообразнее канал Волга-Дон прорыть в другом месте, ниже Сталинграда, около города Красноармейска.
3а пристанью Дубовкой, бывшей центром волжского казачьего войска, раскассированного после пугачевского восстания, Волга с левой стороны отделяет от себя первый большой рукав, реку Ахтубу, длиной свыше пятисот километров.
Ахтуба течет все время вблизи Волги, почти параллельно ее левому берегу, и впадает в Каспийское море у Красного Яра. Между Волгой и Ахтубой ветвится целая сеть рукавов, так называемых ериков, и поросших камышом озер. Весной во время разлива все эти рукава сливаются в одно сплошное, безбрежное море.
В XIII веке эти места были заняты татарами Золотой орды. После завоевания Казани и Астрахани в устье речки Царицы, впадающей в Волгу, была построена маленькая крепость - сторожевой пункт Нижней Волги Царицын. Первое документальное упоминание о нем встречается в конце XVI века. 
Царицын много раз подвергался нападениям атаманов Понизовой Вольницы.
В начале XIX века в городе едва насчитывалось семь тысяч жителей.
По последней переписи, 1939 года, в Сталинграде - так называется Царицын с 1925 года - насчитывалось уже 445 тысяч жителей. Такого роста не знает ни один город Поволжья. Это объясняется его исключительно выгодным географическим положением - на берегу Волги, вблизи Дона, в узле железных дорог, соединяющих обе реки и обширный юго-восточный район с центром страны. Волгой Сталинград связан с Каспием, Балтикой н Белым морем. Здесь скрещиваются пути бакинской нефти, донецкого угля, верхневолжского и камского леса, астраханской рыбы, уральского металла, доно-кубанского хлеба, среднеазиатского хлопка и нижневолжских фруктов и овощей. Такое географическое положение города создало необычайно благоприятные условия для развития промышленности. В годы царизма сюда устремлялся торговый и промышленный капитал, не только русский, но и иностранный; в предоктябрьские годы на заводах работало свыше сорока тысяч человек.
Царицын был типичным провинциальным городом царской России - грязным, неблагоустроенным, без водопровода, канализации, в нем совсем не было зелени. Почти все дома были деревянные. Рабочие жили в лачугах барачного типа, а иногда и просто в землянках.
Перед Октябрьской революцией в Царицыне было много большевистски настроенных рабочих, подготовленных еще К. Е. Ворошиловым, работавшим в 1914-1915 годах на французском металлургическом заводе. Теперь этот завод называется «Красный Октябрь».
В годы гражданской войны Царицын был революционным форпостом Волги. На берегах Волги и Дона решалась судьба нашей родины. Оборонять Царицын, защищать страну от вторжения белогвардейцев, стремившихся прорваться на север для соединения с восточной группой контрреволюции, партия, В. И. Ленин поручили товарищу Сталину.
Героическая оборона Царицына с июня по декабрь 1918 года - одна из самых ярких, изумительных страниц истории, гражданской войны в СССР.
В течение шести месяцев красные войска Царицынского фронта под блестящим руководством товарища Сталина боролись с белоказачьими армиями Краснова, Мамонтова и других царских генералов, успешно отражая вражеские атаки и нанося врагу сокрушительные удары.
«6 июня 1918 года Сталин с отрядом рабочих прибыл в Царицын. Соединение в одном лице прозорливости политического вождя и таланта полководца позволило Сталину разгадать роль Царицына как места главного удара со стороны контрреволюции. Взятие Царицына отрезало бы республику от последних хлебных ресурсов, от бакинской нефти, позволило бы белым объединить донскую контрреволюцию с чехословацкой и общим фронтом итти на Москву. Надо было во что бы то ни стало удержать в руках советской власти Царицын. Очистив железной рукой город от белогвардейских заговорщиков, добыв и послав в голодающие столицы значительное количество продовольствия, Сталин целиком занялся обороной Царицына. Беспощадно ломая сопротивление контрреволюционных специалистов, присланных и поддерживаемых Троцким, Сталин быстрыми и решительными мерами реорганизовал разрозненные отряды, ускорил прибытие частей Ворошилова, ставших ядром вновь сформированной Х армии. Железная воля и гениальная прозорливость Сталина отстояли Царицын, не дали белым прорваться на Москву». («Иосиф Виссарионович Сталин». Краткая биография.)
Фронт противника, построенный подковой, упирался флангами в. Волгу. С каждым днем он все сжимался и сжимался. Путей отхода не было. Но Сталин и не думал о них. Он был проникнут одной мыслью: победить, разбить во что бы то ни стало врага. Несокрушимая воля Сталина захватила всех. И враг был побежден и отброшен к Дону. История военного искусства не знала случая, чтобы обороняющиеся войска добились успеха, имея в тылу водную преграду. Во время гражданской войны в Америке при аналогичных условиях капитулировал тридцатисемитысячный гарнизон в укрепленном районе Виксбурге. Южане были осаждены с суши, а в тылу у них была река Миссисипи, которая мешала им отступать. Красный гарнизон Царицына при точно такой же численности не только выдержал осаду, но и разбил противника.
В годы пятилеток Царицын вырос в новый индустриальный краснознаменный город, носящий имя великого вождя народов товарища Сталина.
Сталинград со своим зеленым кольцом лесных, садовых в парковых насаждений стал одним из красивейших городов Волги. Он вытянулся вдоль Волги на пятьдесят километров - до Красноармейска.
В 1930 году появился первенец тракторной промышленности нашей родины Тракторный завод имени Дзержинского. Сталинградские тракторы проложили чудесную дорогу к новому, социалистическому укладу в деревне. Старые металлургические заводы, заново реконструированные - «Красный Октябрь», «Баррикады»,- производили качественный металл для тракторостроения.
Из кустарных лесопильных заводов старого Царицына выросли гиганты лесной и химическом промышленности. Заново была создана Красноармейская судоверфь, одна из крупнейших в Союзе.
Сталинград рос сказочными темпами. По проекту волго-донского соединения у Красноармейска, Сталинград должен был стать портам Черного и Азовского морей.
Но подошел 1941 год, и на наши мирные города и села вероломно и нагло обрушилась вся колоссальная военная машина гитлеровской Германии. 
Лавиной двинулись фашистские орды к жизненным центрам страны. Они подошли к Ленинграду, бои шли на подступах к Москве. Они прорвались к Сталинграду. Битва за город Сталина была поворотным пунктом в ходе Отечественной войны.
Сталинград был закатом немецко-фашистской армии. После Сталинградского побоища, как известно, немцы не могли уже оправиться. (Сталин)
Гитлеровские варвары не смогли покорить Сталинград, но они превратили его в развалины. За время боев немецкая авиация сбросила на жилые кварталы города сто тысяч тонн авиабомб, несколько миллионов снарядов и мин. Прекрасные улицы и площади были изуродованы. Целиком были уничтожены лучшие здания Сталинграда: семь театров, два цирка, Дворец пионеров, около сотни больниц, свыше ста школ. Разрушены десятки институтов, техникумов, библиотек. С особой силой неприятель обрушивал огонь на заводы - Тракторный, «Красный Октябрь», «Баррикады» и судоверфь.
Около 200 дней длилась битва на берегах Волги. За время наступления на Сталинград немцы потеряли только убитыми 182 800 человек, более 500 тысяч ранеными, около 1500 танков, более 1000 орудий и 1337 самолетов.
Ранним утром в ноябре 1942 года по заснеженным полям северо-западнее Сталинграда прокатилось могучее эхо залпов тысяч орудий. Это было началом наступления Красной Армии, которое закончилось классическим окружением крупнейшей группировки немецкой армии, потерпевшей огромную, небывалую в истории войн катастрофу.
Наступление Красной Армии было триумфам советского военного искусства, триумфом советского оружия, советских воинов, руководимых гениальным полководцем - Сталиным.
Уже на пятый день наступления советские войска завершили окружение сталинградской группировки немцев. Второго февраля 1943 года остатки окруженных немецких войск капитулировали. 330-тысячная немецкая армия была ликвидирована. Около одной трети окруженных войск во главе с командующим 6-й армией генерал-фельдмаршалом Паулюсом сдалось в плен. Теперь в центре города можно осмотреть здание, в подвалах которого Паулюс и его штаб сдались советским бойцам. 
Так закончилось одно из величайших в истории войн сражений - битва за Сталинград.
Город-герой был превращен в руины. Улицы, площади были завалены непроходимыми грудами обгорелого кирпича, железа, камня. От прекрасных зданий остались лишь изуродованные остовы. Иногда на разрушенных стенах можно было встретить трогательные надписи: «Мама, мы все живы, ушли к бабушке за Волгу». На берегу Волги, где стояли на смерть гвардейцы Родимцева, сохранилась надпись: «Выстояв, мы победили смерть».
Не теряя дорогого времени, сталинградцы буквально на другой же день после окончания великой битвы начали восстанавливать свой родной город. Взамен боевого лозунга «Отстоим Сталинград!» появился новый: «Отстроим Сталинград!» По инициативе жены фронтовика работницы детского сада А. М. Черкасовой, началось массовое добровольческое движение по восстановлению города. Из Сталинграда это движение перекинулось в другие освобожденные от немецких захватчиков города нашей родины. Сейчас черкасовцы известны всей стране.
На помощь Сталинграду приехали тысячи юношей и девушек. Они знали, что этот город на Волге отстоял их право на жизнь и счастье. Теперь же он лежит в развалинах, весь израненный. Они должны помочь ему подняться. Молодежь ехала сюда с не виданным патриотическим воодушевлением. Она не покинет города до тех пор, пока он снова не станет красивым и цветущим. 
Вся страна помогает возрождению Сталинграда. Сюда идут эшелоны с надписью «Героическому Сталинграду» из Сибири, Москвы, с Урала, из городов Поволжья. Тысячи подарков, воплотивших любовь и заботу страны о строителях города-героя, получают сталинградцы из самых отдаленных уголков нашей родины.
Король Великобритании Георг VI прислал гражданам Сталинграда почетный меч, на котором выгравирована надпись: «Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа».
От борющейся Норвегии получено знамя с надписью: «Сталинградская победа зажгла миллионы сердец и надеждой и восхищением». На другой стороне написано: «Свободолюбивые норвежцы славят сталинградских героев в годовщину победы».
Через два года после разгрома гитлеровцев под Сталинградом Тракторный завод уже выпустил первые пятьсот гусеничных тракторов и танковых дизелей. Вместе с заводом восстанавливается рабочий городок Тракторного завода.
За Сталинградом берега Волги низкие, песчаные, они едва поднимаются над водой.
Кругом сухая степь, поросшая полынью. Ее горьковатый запах, доносимый теплым ветром, чувствуется на Волге. Невольно вспоминаются чудесные слова из поэмы А. Майкова:
Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает
И разом степи надо мной
Все обаянье воскрешает.
В нюне и августе на Нижней Волге бывает суховей, или мгла. В воздухе точно висит дымка тумана; солнце принимает вид тусклого диска, температура резко повышается, дует горячий сухой юго-восточный ветер.
Алексей Толстой так описывает мглу:
«Я помню ясно, хотя мне было семь лет, как началась мгла. Мать и отец стояли на балконе и серьезно глядели туда, где, обозначаясь на горизонте невысокими курганами, лежала степь с прямоугольниками хлеба.
За курганом на востоке стояла желтоватая мгла, не похожая ни на дым, ни на пыль.
Отец сказал: «Это пыль из Азии», а мне стало страшно. Каждый день с этих пар мать и отец подолгу не уходили с балкона, и ежедневно мгла приближалась, становилась гуще, закрывала полнеба. Трудно был дышать, и солнце, едва поднявшись, уже висело над половой красное, раскаленное.
Травы и посевы быстро сохли, в земле появились трещины, иссякающая вода по колодцам стала горько-соленой, и на курганах выступила соль.
Все, с чем я играл - деревья, заросли крапивы и лопухов, лужи с головастиками и тинистый пруд, все высыхало теперь и горело. Мне стало жутко и скучно... («Лагутка»)
У Красноармейска в Волгу впадает ее последний приток - крохотная речушка Сарпа. По имени ее Красноармейск прежде назывался Сарептой. Это родина знаменитой на всю страну горчицы и летней ткани сарпинки.
3а устьем Сарпы Волга раздробляется на множество протоков, продольных и поперечных. Часто эти протоки, называемые ериками, сливаются в одно большое водное пространство. Тогда и берегов не видно. В разлив, который сюда доходит к концу мая или даже к началу июня, Волга течет одним гигантским грозным потоком, шириной до сорока километров.
Здесь начинается рыбный край. Прибрежное население занимается главным образом рыболовством. У рыбачьих промыслов расположены рыбозасолочные заводы. В последние годы в волго-ахтубинской долине расцвели сады и огороды. Волга-ахтубинская пойма в юго-восточном направлении спускается до самом Астрахани. Археологические раскопки обнаружили, что пойма была центром Золотой орды и здесь когда-то были большие города и столица орды - город Сарай. Волго-ахтубинская пойма представляет собой огромную луговую террасу шириной от пятнадцати до сорока километров, вытянутую на пятьсот километров. Вся она обильно орошается весенними водами Волги и покрыта плодороднейшей наносной почвой. Пойму и дельту Волги называют русским Нилом. Ежегодно здесь собирают миллионы тонн овощей. Отсюда вывозят арбузы, дыни, виноград, айву, абрикосы, персики, из овощей - помидоры и баклажаны.
У Владимировки Волга близко сходится с Ахтубой. Их разделяет только небольшой островок, меньше километра в ширину. Отсюда ветка железной дороги протяжением в пятьдесят пять километров идет на озеро Баскунчак. Дорога проходит по безжизненной степи, на которой нет ни кустика, ни деревца. Стоит мертвая тишина. Площадь Баскунчака - около ста квадратных километров, дно его - сплошная масса соли, залегающей несколькими пластами. Запас соли достигает колоссальной цифры: около четырех миллиардов тонн.
Ближе к Астрахани, у станицы Лебяжьей, с левой стороны от Волги отделяется рукав Бузан, направляющийся к юго-востоку. Он соединяется с Ахтубой и затем делится, в свою очередь, на множество рукавов. Начинается волжская дельта, площадь которой превышает десять тысяч квадратных километров. Дельта состоит из веерообразных расходящихся рукавов. Кругом все покрыто зарослями камыша, которые дают приют сотням тысяч птиц.
«Летом здесь так много птиц, что, поднимаясь от выстрела, они затемняют солнце. Представьте себе, что тут делается осенью, когда к местным обывателям подлетят еще северные гости. Крики птиц заглушают человеческие голоса, так что вы не услышите вашего товарища, ежели он будет в ста шагах от вас. Каких-каких птиц тут нет! Стаи белоснежных лебедей, уток, гусей, нырков покрывают все озера и притоки реки. Между ними чинно плавают стада пеликанов, ныряют черные бакланы. Над поверхностью воды реют разные чайки и мартышки. Берега усеяны пестрыми группами журавлей, колпиц, куликов, цапель, короваек. Все это наперерыв ловит рыбу, с криком, шумом, драками». (Богданов, Из жизни русской природы.)
Главное богатство Нижней Волги - рыба. Тихие заливы и протоки удобны для жизни рыбы и метания икры.
Рыбная промышленность Волго-Каспийского района дает ежегодно стране около полумиллиона тонн рыбы. На рыбных промыслах и рыбных заводах работает целая армия рабочих. Одних ловцов свыше ста тысяч. Почти весь рыбный улов с низовьев Волги и с каспийского взморья свозится в Астрахань, откуда отправляется по всей стране.
Астрахань расположена на левом берегу главного русла Волги, на острове, образуемом ее рукавом Болдой и другими небольшими протоками. Это волжская Венеция. Ни в одном приволжском городе нет такого количества лодок, баркасов, катеров, дощаников, как здесь.
Дельта Волги была с давних пор местом кочевий диких азиатских народов, переселявшихся в Европу. В III веке здесь поселились хазары, столица которых Итиль стаяла на одном из устьем Волги. После покорения Иваном IV Казани Астрахань также отошла к Москве, без борьбы, без кровопролития. Последним астраханский хан, Ямгурчей, не желая быть свидетелем присоединения родного города к русским владениям, бросив ханство, бежал. Для защиты Астрахани от набегов кочевников вскоре был построен кремль.
Городу пришлось пережить немало. Его осаждали калмыки, татары. Около года хозяйничали казаки Степана Разина. Пережили астраханцы чуму, стрелецкий бунт и пожары.
Годы гражданской войны в Астрахани неразрывно связаны с именем пламенного большевика и трибуна пролетарской революции С. М. Кирова. Когда в Астрахани наши самолеты, не имея горючего, не могли подняться в воздух, товарищ Киров изобрел рецепт горючей смеси из спирта и других веществ. Тут же он придумал смелый план доставки горючего из Баку, занятого белыми. Десятки отважных водников на утлых судах шли тайно морем в Баку. Они нередко гибли, и все же доставка горючего в Астрахань не прекращалась.
Астрахань быстро залечила раны, нанесенные ей гражданской войной. Она снова стала центром рыбной промышленности Поволжья. Здесь работают два огромных холодильника, консервные заводы, деревообделочные заводы, изготовляющие бочки ы тару для рыбы. В годы пятилеток построен крупнейший и самый мощный в Европе рыбоконсервный комбинат. Город имеет крупнейшие нефтехранилища. Сюда доставляются бакинские нефтепродукты, которые затем развозятся по Волге, ее притокам и Мариинской водной системе по всему Союзу.
Через Астрахань в города Поволжья, Москву и Ленинград идут хлопок, фрукты и другие грузы с Каспийского моря. 
У астраханского речного вокзала, лучшего в Поволжье, заканчивается величайший речной маршрут Европы Москва-Астрахань. Но Волга здесь не оканчивается. Она отделяет еще несколько рукавов. Сот Астрахани до рейда водный путь идет по главному рукаву западной части дельты, имеющей незначительные глубины - в три-четыре метра. Поэтому большие танкеры заходить в Волгу не могут и останавливаются на рейде, где приходится перекачивать нефть с морских судов на рейдовые, доставляющие ее в Астрахань. Там нефть вторично перегружают на речные суда.
Волга вливает свои воды в самое большое озеро в мире, Каспийское море, извилистыми и запутанными, как лабиринт, протоками. Их насчитывается более двухсот.
В далекие времена Каспийское море персы называли Гирканским, арабы Хорасанским, а русские Хвалынским морем. Воды Каспия - остатки огромного Сарматского моря, занимавшего в глубокой древности весь юг Европейской части СССР. Каспийское, Черное и Аральское моря входили в состав этого бассейна. В течение многих веков Сарматское море подвергалось многочисленным изменениям. Связь Каспия с Азовским морем поддерживалась Манычским проливом. Позднее Каспийское море совершенно разъединилось с Азовским и сделалось закрытым бассейном.
В основном Каспий питается водами Волги. За последние пятнадцать лет уровень Каспийского моря по ряду причин (колебания климата, снегозадержание, постройка водохранилищ и пр.) значительно снизился. С целью увеличения притока воды в море и уменьшения потери воды из моря намечается пополнение его водами рек Северного бассейна по плану Большой Волги.
Флора и фауна волжской дельты чрезвычайно разнообразны и богаты. Особенно много здесь птиц. Весной и летом ими заняты все отмели и песчаные косы. В низовьях дельты создан Астраханский государственный заповедник, в котором растет лотос, сохранившийся еще в дельте реки Нила и в реках Индии.
Волга - одна из мировых магистралей птичьих перелетов. Осенью в заповедник прилетают миллионы пернатых путешественников. Здесь они кормятся, отдыхают и летят дальше. В заповеднике постоянно гнездится свыше ста тысяч птиц. Богат и разнообразен животным мир заповедника. Здесь встречаются белые цапли, пеликаны, кабаны, выдры, лисицы и многие другие животные.
От угрюмой природы севера до жаркого юга наша Волга прошла немалый путь.
Какие исторические воспоминания о великом прошлом нашем родины возникали перед нами!
В широком волжском раздолье, в задумчивой прелести волжских берегов зарождалась наша любовь к Волге, к нашей прекрасной родине.
Недалек тот день, когда Волга будет самым грандиозным речным путем на всем земном шаре.

Полный текст:
Феденко, И. И. Волга – великая русская река / И. И. Феденко. – Ленинград : Детгиз, 1946. – 127 с. : ил.

Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий