Продолжаем
знакомить с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17
им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК «ЦСГБ» «ЭКОкнига Нижней Волги»,
реализованного в 2017 году.
Представляем вашему вниманию главу «Сказание о Разине» из сборника «Волга
в песнях и сказаниях». Лучше всего суть сборника отражает обращение к читателям
«От составителя», написанное библиографом научной библиотеки Саратовского
государственного университета:
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Огромное значение произведений устного
творчества как для знакомства с историческим прошлым своей страны, так и для
развития ее художественной литературы неоднократно отмечалось классиками
марксизма и классиками художественной литературы.
Всем, конечно, памятен горячий призыв
покойного Алексея Максимовича Горького на Всесоюзном съезде писателей — призыв
любить, ценить и собирать фольклор. Наше время
характеризуется исключительно высоким интересом советской общественности к
фольклору и к вопросу о народности в искусстве.
Настоящий сборник и имеет своей задачей
познакомить широкие читательские массы с художественным отражением Волги в
старинном русском фольклоре. Наряду с древнейшим устным народным творчеством, в
сборник вошли произведения XVII и XVIII века, записанные не позднее второй
половины XIX века.
При составлении данного сборника была
использована литература, имеющаяся в Научной библиотеке при Саратовском
государственном университете и в других библиотеках г. Саратова.
Сборник не претендует на исчерпывающую
полноту, поскольку приходилось ограничиваться только источниками, имеющимися в
г. Саратове.
Большую помощь в подборе фольклорного
материала мне оказали Т. М. Акимова (Сар. Обл. музей) и Е. Т. Павловский
(Пединститут). Иллюстрации подобраны при содействии А. и В. В. Леонтьевых по
собраниям Художественного музея. Много содействовала вы-
ходу в свет настоящего сборника Е. П.
Веселова, всегда охотно помогавшая мне в поисках материала. Составительница
пользуется случаем выразить им свою благодарность за товарищескую помощь в работе.
Библиограф Научной библиотеки
при Саратовском госуниверситете К, И.
ДВОРЕЦКОВА
СКАЗАНИЕ О РАЗИНЕ
Стенька Разин
на своей кошме-самолетке-самоплавке перелетал с Дона на Волгу, а с Волги на
Дон, На Дону было у него место, называется камень, а на Волге был у него бугор.
Пограбит суда на Волге – полетит на Дон. Не было спуску ни царским судам, ни
купеческим, ни большим, ни мелким: со всех судов Стенька брал подать; а кто
вздумает обороняться, тех топил, а господ больших ловил, да в тюрьму сажал. Вот
и шлет к нему сам царь: «Зачем, говорит, ты царских судов не пропускаешь?» А
Стенька говорит: «Я, мол, ваше царское величество, не знаю, какие есть суда
царские, какие не царские». Царь приказал на всех царских судах ставить гербы.
Стенька поэтому не трогал их и пропускал и дани не брал. Царь за это прислал к
нему в подарок шапку. Только тогда купцы сговорились, да и на свои суда стали
ставить гербы, а Стенька, как это узнал, и говорит: «Нельзя разобрать, какие
суда есть царские, и какие не царские», и опять со всех судов стал брать дань.
Много лет он
таким образом летал с Дона на Волгу, с Волги на Дон; а взять его никаким
войском нельзя было для того, что он был чернокнижник. Потом собрал он шайку и
поплыл в Персию и воевал он там два года и набрал так много богатства, что и
счесть и сметить невозможно, а как ворочался, в Астрахани воеводы не хотели
пропустить его. Стенька говорит: «Пропустите меня, воеводы, я вам ничего
дурного не сделаю». Воеводы-таки не пропустили, а велели палить на него из ружей
и из пушек, только Стенька, как был чернокнижник, его нельзя было донять ничем;
он такое слово знал, что ядра и пули от него отскакивали. Тогда подманила его девка
Маша, как в песне поется, но и тут Стенька улизнул от беды за эту штуку не
простил воеводам. На другой год он пришел в Астрахань с войском и осадил кругом
город. В Астрахани жили больше все неверные. Стенька приказал палить холостыми
зарядами и послал сказать, что жалеет православных христиан, а просит, чтобы
христиане отворили ему ворота. Христиане и отворили ворота; он, как пошел, всех
неверных ограбил, а иных до смерти побил и воеводу побил за то, что его не
пропускали, как он ворочался из Персии, а христианам ничего худого не сделал.
Тогда был в Астрахани митрополит; стал он его, Стеньку, корить и говорит ему:
«..Вишь, какая у тебя шапка царский подарок, надобно, чтоб тебе теперь за твои
дела царь на ноги прислал подарок кандалы». И стал его митрополит уговаривать,
чтобы он покаялся и принес повинную богу и государю. Стенька осерчал на него за
это да притворился, будто и на самом деле пришел в чувствие хочет покаяться, и
говорит митрополиту: «Хорошо, я покаюсь: пойдем на соборную колокольню: я стану,
с тобой вместе и оттуда перед всем народом принесу покаяние, чтоб все видели,
да и тоже покаялись». Как взошли они на колокольню, Стенька схватил митрополита
поперек, да и скинул вниз. «Вот, говорит, тебе мое покаяние)». За это его семью
соборами прокляли. Товарищи его, как узнали, что он семью соборами проклят,
связали его и отправили в Москву. Стенька, едучи, сидит в железах да только
посмеивается. Привезли его в Москву и посадили в тюрьму, Стенька дотронулся до
кандалов разрывом-травою кандалы спали, потом Стенька нашел уголек, нарисовал
на стене лодку и весла, и воду, все как есть, да как известна, был колдун, сел
в эту лодку и очутился на Волге. Толька уж не пришлось ему больше гулять: ни
Волга матушка, ни мать сыра земля не приняли его. Нет ему смерти. Он и до сих
пар жив.
Одни говорят,
что он бродит по городам и лесам и помогает иногда беглым и беспаспортным. Но
больше говорят, что он сидит где-то в горе и мучится.
Полный текст:
Волга в песнях
и сказаниях / сост. К. И. Дворецкова. – Саратов : Саратовское областное
издательство, 1937. – 168 с. : ил. – Режим доступа : http://elibrary.sgu.ru/djvu/books/589.pdf
Подготовила Марина Николаевна Урусова
Комментариев нет:
Отправить комментарий