пятница, 7 февраля 2020 г.

Сказание о Разине



Продолжаем знакомить с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК «ЦСГБ» «ЭКОкнига Нижней Волги», реализованного в 2017 году.

Представляем вашему вниманию главу «Сказание о Разине» из сборника «Волга в песнях и сказаниях». Лучше всего суть сборника отражает обращение к читателям «От составителя», написанное библиографом научной библиотеки Саратовского государственного университета:

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Огромное значение произведений устного творчества как для знакомства с историческим прошлым своей страны, так и для развития ее художественной литературы неоднократно отмечалось классиками марксизма и классиками художественной литературы.
Всем, конечно, памятен горячий призыв покойного Алексея Максимовича Горького на Всесоюзном съезде писателей — призыв любить, ценить и собирать фольклор. Наше время характеризуется исключительно высоким интересом советской общественности к фольклору и к вопросу о народности в искусстве.
Настоящий сборник и имеет своей задачей познакомить широкие читательские массы с художественным отражением Волги в старинном русском фольклоре. Наряду с древнейшим устным народным творчеством, в сборник вошли произведения XVII и XVIII века, записанные не позднее второй половины XIX века.

При составлении данного сборника была использована литература, имеющаяся в Научной библиотеке при Саратовском государственном университете и в других библиотеках г. Саратова.
Сборник не претендует на исчерпывающую полноту, поскольку приходилось ограничиваться только источниками, имеющимися в г. Саратове.
Большую помощь в подборе фольклорного материала мне оказали Т. М. Акимова (Сар. Обл. музей) и Е. Т. Павловский (Пединститут). Иллюстрации подобраны при содействии А. и В. В. Леонтьевых по собраниям Художественного музея. Много содействовала вы-
ходу в свет настоящего сборника Е. П. Веселова, всегда охотно помогавшая мне в поисках материала. Составительница пользуется случаем выразить им свою благодарность за товарищескую помощь в работе.

Библиограф Научной библиотеки
при Саратовском госуниверситете К, И. ДВОРЕЦКОВА


СКАЗАНИЕ О РАЗИНЕ

Стенька Разин на своей кошме-самолетке-самоплавке перелетал с Дона на Волгу, а с Волги на Дон, На Дону было у него место, называется камень, а на Волге был у него бугор. Пограбит суда на Волге – полетит на Дон. Не было спуску ни царским судам, ни купеческим, ни большим, ни мелким: со всех судов Стенька брал подать; а кто вздумает обороняться, тех топил, а господ больших ловил, да в тюрьму сажал. Вот и шлет к нему сам царь: «Зачем, говорит, ты царских судов не пропускаешь?» А Стенька говорит: «Я, мол, ваше царское величество, не знаю, какие есть суда царские, какие не царские». Царь приказал на всех царских судах ставить гербы. Стенька поэтому не трогал их и пропускал и дани не брал. Царь за это прислал к нему в подарок шапку. Только тогда купцы сговорились, да и на свои суда стали ставить гербы, а Стенька, как это узнал, и говорит: «Нельзя разобрать, какие суда есть царские, и какие не царские», и опять со всех судов стал брать дань.
Много лет он таким образом летал с Дона на Волгу, с Волги на Дон; а взять его никаким войском нельзя было для того, что он был чернокнижник. Потом собрал он шайку и поплыл в Персию и воевал он там два года и набрал так много богатства, что и счесть и сметить невозможно, а как ворочался, в Астрахани воеводы не хотели пропустить его. Стенька говорит: «Пропустите меня, воеводы, я вам ничего дурного не сделаю». Воеводы-таки не пропустили, а велели палить на него из ружей и из пушек, только Стенька, как был чернокнижник, его нельзя было донять ничем; он такое слово знал, что ядра и пули от него отскакивали. Тогда подманила его девка Маша, как в песне поется, но и тут Стенька улизнул от беды за эту штуку не простил воеводам. На другой год он пришел в Астрахань с войском и осадил кругом город. В Астрахани жили больше все неверные. Стенька приказал палить холостыми зарядами и послал сказать, что жалеет православных христиан, а просит, чтобы христиане отворили ему ворота. Христиане и отворили ворота; он, как пошел, всех неверных ограбил, а иных до смерти побил и воеводу побил за то, что его не пропускали, как он ворочался из Персии, а христианам ничего худого не сделал. Тогда был в Астрахани митрополит; стал он его, Стеньку, корить и говорит ему: «..Вишь, какая у тебя шапка царский подарок, надобно, чтоб тебе теперь за твои дела царь на ноги прислал подарок кандалы». И стал его митрополит уговаривать, чтобы он покаялся и принес повинную богу и государю. Стенька осерчал на него за это да притворился, будто и на самом деле пришел в чувствие хочет покаяться, и говорит митрополиту: «Хорошо, я покаюсь: пойдем на соборную колокольню: я стану, с тобой вместе и оттуда перед всем народом принесу покаяние, чтоб все видели, да и тоже покаялись». Как взошли они на колокольню, Стенька схватил митрополита поперек, да и скинул вниз. «Вот, говорит, тебе мое покаяние)». За это его семью соборами прокляли. Товарищи его, как узнали, что он семью соборами проклят, связали его и отправили в Москву. Стенька, едучи, сидит в железах да только посмеивается. Привезли его в Москву и посадили в тюрьму, Стенька дотронулся до кандалов разрывом-травою кандалы спали, потом Стенька нашел уголек, нарисовал на стене лодку и весла, и воду, все как есть, да как известна, был колдун, сел в эту лодку и очутился на Волге. Толька уж не пришлось ему больше гулять: ни Волга матушка, ни мать сыра земля не приняли его. Нет ему смерти. Он и до сих пар жив.
Одни говорят, что он бродит по городам и лесам и помогает иногда беглым и беспаспортным. Но больше говорят, что он сидит где-то в горе и мучится.

Полный текст:
Волга в песнях и сказаниях / сост. К. И. Дворецкова. – Саратов : Саратовское областное издательство, 1937. – 168 с. : ил. – Режим доступа : http://elibrary.sgu.ru/djvu/books/589.pdf

Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий