70 лет в 2021 году исполняется книге «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова (1951).
Впервые повесть
была опубликована в шестом номере журнала «Новый мир» за 1951 год, но когда
издательство «Детгиз» готовилось выпустить повесть отдельной книгой, то Носов
очень значительно переработал текст. Повесть возымела большой успех и к 1953
году выдержала 30 переизданий и была переведена на 23 языка, а сам Носов
получил за неё Сталинскую премию III степени. Википедия скромно говорит о том,
что «сам Носов довольно холодно отзывался о повести и считал, что Сталинской
премии она не заслуживала». Причина такого отношения автора к этому
произведению остаётся не ясна. Между тем, повесть была написана Носовым «по
заказу», поэтому в ней, в отличие от других книг писателя, много «нестыковок»,
которые замечает внимательный читатель. Достаточно сказать, что Витя Малеев и
Костя Шишкин попросту не могли бы закончить год на «отлично», учитывая количество
двоек, полученных в первых двух четвертях.
В феврале 1949
года Министерство просвещения РСФСР и Отдел школ ЦК ВКП(б) сформулировали
вполне четкий заказ советским детским писателям: создать произведения в жанре
школьной повести, в которых были бы изображены случаи успешного преодоления неуспеваемости.
Именно неуспеваемость в конце 40-х-начале 50-х годов была серьёзной проблемой
образования. Послевоенные годы – безотцовщина, плохое материальное положение
семей, выполнение детьми обязанностей взрослых приводили к тому, что дети
учились плохо. Кроме этого после войны, вынужденные пропустить несколько лет
вне школы, в неё приходили «переростки», которые испытывая дискомфорт рядом с
младшими одноклассниками, бросали школу. Решить эту проблему школа не могла и
обратилась за помощью к писателям.
Повесть «Витя
Малеев в школе и дома», посвящённая двум двоечникам Вите и Косте, воспитывающим
характер и добивающимся успехов по русскому языку и математике, стала
популярной у подростков. В героях дети узнавали себя, и, по всей видимости,
брали с них пример, начиная учиться лучше.
Несмотря на
успех повести у читателей, некоторые советские литераторы отмечали, что в ней,
как и в большинстве детских книг того времени, весь акцент ставился на детских
персонажах, а взрослые персонажи были крайне бледными и невыразительными. В
письме к Лидии Чуковской, написанном в ответ на её критическую статью «Гнилой
зуб», Сергей Михалков, Николай Томан и Юрий Яковлев сетовали, что в современных
детских книгах «крупным недостатком
являются бледность, невыразительность образов взрослых героев и в первую
очередь вожатых и учителей. Вожатые и педагоги играют во многих наших книгах
неприглядную роль резонеров. Они появляются лишь для того, чтобы прочитать
скучную нотацию, кого-то поправить, что-то водворить на своё место. Этим
недостатком страдают даже лучшие повести для детей (например «Витя Малеев в
школе и дома» Н. Носова)». Впрочем, к чести Михалкова, Томана и Яковлева надо
признать, что эту статью нельзя назвать «критиканской». Отметив ряд недостатков
детской литературы, её авторы вступились за коллег-писателей, перечислив и
сильные их стороны. Они выступили в защиту молодых авторов против Лидии
Чуковской и ряда критиков, считавших, что детская литература должна избавиться
от «лакировки» и описывать, едва ли не только тёмные стороны жизни, обвинив «критиканов»
в том, что те сводят счёты с более слабым соперником, боясь высказаться против
маститых писателей.
Сколько бы критики не было высказано в адрес повести «Витя Малеев в школе и дома», сколько бы не было найдено в ней «нестыковок» и «слабых мест», книге это не помешало занять своё место на детской «полке золотой литературы». В 1954 году на экраны вышел фильм, снятый по ней, - «Два друга», а в 2008 году в эфир вышла радиопостановка по повести Николая Носова.
Книга выдержала множество переизданий и продолжает публиковаться в наши дни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий