понедельник, 19 июля 2021 г.

Балерина Наталия Бессмертнова

 19 июля 1941 года (80 лет назад) родилась балерина Наталия Бессмертнова.

Наталия Бессмертнова родилась в Москве 19 июля 1941 года в семье врача Игоря Борисовича Бессмертнова и Антонины Яковлевны Бессмертновой (в девичестве - Пешковой).  В детстве Наташа жила в коммунальной квартире на улице Чернышевского, 45 (сейчас Покровка), в бывшем доме купца Шилова. 

Она с детства любила танцы и интересовалась балетом, поэтому в 1952 году родители отдали ее учиться в Московское хореографическое училище, где ее педагогами были М.А.Кожухова, Л.К.Черкасова и С.Н.Головкина. В 1961 Наташа окончила училище, и в том же году она была принята в труппу Большого театра, где проработала до 1995. Ее дебютом был седьмой вальс и мазурка в «Шопениане» М.Фокина, она выступила также в главной роли современного балета А.Баланчивадзе «Страницы жизни».

В дальнейшем Бессмертнова исполняла ведущие партии во многих балетах репертуара Большого театра, в том числе во всех спектаклях, поставленных ее мужем балетмейстером Юрием Григоровичем. Он создал для балерины роли в таких постановках, как «Иван Грозный», «Ангара», «Ромео и Джульетта», «Золотой век».

Наталья Бессмертнова была первой исполнительницей партий Джульетты в балете С.Прокофьева «Ромео и Джульетте» и Анастасии в балете «Иван Грозный» на музыку С.Прокофьева, поставленных Ю.Григоровичем в парижской Опере (1976 и 1978). Было много и других ролей.

«Помню, как на каком-то спектакле «Жизели», взглянув на Бессмертнову, танцевавшую одну из девушек, подруг героини балета, я уже не могла оторвать от неё глаз — так искренне, непосредственно «жила» она в «толпе», так выразительно смотрела, пугалась, сочувствовала, когда шла сцена сумасшествия Жизели», - вспоминала Галина Уланова.

Бессмертнова снималась в телевизионном балете «Ромео и Джульетта» (1968), участвовала в экранизации балетов «Жизель» (1975), «Шопениана» (1977), в кинофильмах балетов «Спартак» (1976), «Грозный век» (1977). Ее творчеству посвящен телефильм «Жизнь в танце» (1978).

«Наталия - это чудо. Балерина удивительного трагического дарования. Глубокая, нежная, воздушная, эмоциональная. Виртуозная техника, которая поражает своей филигранной отточенностью. Сочетание прозрачности в лирике и грозной таинственности в героизме расширяет диапазон балерины и возводит её в ранг неповторимых, волшебных и великих актрис нашего времени. Преклоняюсь перед Бессмертновой и желаю ей счастья», - писала о балерине Руфина Нифонтова.

Уйдя в 1995 году из Большого театра, Бессмертнова работала в качестве балетмейстера–репетитора во всех спектаклях, которые Григорович ставил в разных городах России и в зарубежных странах.

В 1995 году она заключила контракт с Мировым центром исполнительских искусств в Лондоне, в соответствии с которым являлась директором балета.

За свой вклад в хореографическое искусство Бессмертнова была удостоена звания Народной артистки СССР (1976), Ленинской (1986) и Государственной премий СССР (1977). Она – лауреат 1-й премии на Международном конкурсе артистов балета в Варне (Болгария, 1965) и премии Анны Павловой Парижской академии танца (1970). В 1977 году ей была присуждена премия «Давид» (город Таормина, Италия).

«Три таких чуда в моей жизни: Павлова, Спесивцева, Бессмертнова… Спасибо Наташе, спасибо Родине…», - писал Серж Лифарь.

Скончалась Наталья Игоревна Бессмертнова 19 февраля 2008 года в Москве.

 

Стремительно несётся время. Из театральных залов уходят одни зрители, приходят другие. Но в легендах, которые передаются балетоманами из уст в уста, продолжает жить образ одной из величайших романтических балерин XX века Наталии Бессмертновой как олицетворения света, добра, красоты чувств, её героинь помнят, ими восхищаются, сопереживают им. Она и сейчас осталась непревзойдённой». Галина Иноземцева (балетный критик)

 

Подготовила Елена Сергеевна Короткова

Комментариев нет:

Отправить комментарий